Известный писатель, телеведущий, автор ряда книг по психологии общения Андрей Максимов создал свою систему общения, не только помогающую людям избавиться от одиночества, но и меняющую их мировосприятие. Он предлагает сделать три шага навстречу окружающим.
Одиночество — это проблема или добровольный выбор? Психиатр и философ Ролло Мэй пишет: «Одиночество необходимо изначально, чтобы быть самим собой...». Так считают многие. Мы любим свое одиночество. Многие из нас упиваются им, даже пестуют. В России слова «одинокий» и «умный» часто воспринимаются как синонимы.
Разве Вам не приходилось встречать тех, кто искренно считает: страдания от одиночества их возвышают? Одинокий — значит другой, непонятый, непохожий... Разве Вы не видели людей с таким отношением к одиночеству? Прав ли Ролло Мэй, глубокоуважаемый мной психиатр и философ? Не будем торопиться с ответом. К вопросу Мэя мы еще непременно вернемся. Пока же подумаем над вопросом иным: что же такое, собственно говоря, одиночество?
Психофилософия считает, что одиночество бывает двух видов:
1. Одиночество как отдых.
В этом, понятно, нет ничего дурного. Мы живем в крикливом, шумном, густонаселенном мире, где каждый из нас нуждается в минутах отдыха и тишины. Как точно подметил кто-то из классиков: одиночество — прекрасная штука, но только в том случае, когда есть кто-то, кому ты можешь об этом рассказать. Одиночество как отдых — это еще и возможность собрать себя, сосредоточиться...
2. Одиночество как трагедия, которую человек нередко, и даже чаще всего, создает сам.
Однажды ко мне пришла молодая дама лет двадцати с небольшим и произнесла монолог про то, как ей одиноко, как ее никто не понимает, как она сидит целыми днями у окна, курит и все больше осознает, что в мире нет у нее ни одной близкой души. Мой вопрос: «Не пробовала ли она выйти на улицу и направиться в места скопления людей?» застал ее врасплох.
Мир так устроен, что если Вы протягиваете руку другим, рано или поздно ее непременно пожмут. Непременно! Однако если Вы не протягиваете руку — тогда никто не узнает, что Вы хотите, чтобы ее пожали.
Я убежден: если человек не стар и здоров, одиночество — не его беда, а его выбор. Не стоит его за этот выбор судить — каждый, как известно, выбирает для себя. Знаменитый революционер Феликс Дзержинский говорил, что он вообще не понимает, о чем можно разговаривать с человеком, который никогда не сидел в одиночной камере.
При всем очевидном цинизме этой фразы в ней есть определенный резон. Почему сидение в одиночной камере — пытка? Не только потому, что пытка — любое лишение свободы, это понятно. Однако того, кто сидит в одиночке, к тому же отключают от важного источника энергии — других людей.
Когда человек сам заключает себя в одиночку, в какой-то момент он неминуемо начинает страдать от отсутствия энергии, которую должен получать от других людей. Когда я говорю об этом на лекциях, меня почти всегда спрашивают: «А как же монахи-отшельники? Как же, наконец, Христос, который уходил в пустыню?»
Монахи-отшельники, так же как и Спаситель, вступают в некие отношения с Богом, которые мы никогда не сможем осознать до конца. Там речь идет об ощущаемой ими Божественной Энергии, испытать которую могут лишь немногие избранные. Согласимся, что люди, которые в больших городах страдают от одиночества, мало похожи на монахов-отшельников. Таким людям психофилософия предлагает три шага из одиночества.
Три шага из одиночества
ШАГ ПЕРВЫЙ. Честно признаться самому себе, что Вы устали от своего одиночества.
У всего в этом мире есть собственная философия. А задумывались ли Вы над тем, что она существует и у одиночества? Как минимум это либо одиночество-отдых, либо одиночество-трагедия. Но это действительно общий вывод.
Чего только не придумает человек, которому страшно бороться с одиночеством, для оправдания своего добровольного заточения! Какой только философией он не обоснует свое добровольное затворничество! Я занимаюсь самопознанием... Мне скучен мир... Я выше всех людей... Одиночество — удел избранных... Быть одиноким — круто, быть компанейским — пошло... Я вполне себе самодостаточен...
Да мало ли какие еще «философии» изобретет тот, кто хочет оправдать свое одиночество? Доказывающий немедленно и радостно предложит сотни аргументов в пользу того, что именно такая философия не просто верна, а единственно верна.
Вот Вам, пожалуйста, и готов приговор — окончательный, обжалованию не подлежащий, да еще и с аргументированной базой. На самом деле человек всегда чувствует: устал он от своего одиночества или нет. Подчеркиваю: не понимает, а чувствует. Да, у нас в голове есть Доказывающий, который докажет нам все что угодно. Но в чувствах Доказывающего нет. Поэтому можно обмануть свои мысли, придумав любые аргументы для обоснования любого своего существования.
Но обмануть свои чувства невозможно. И когда Ваш друг или знакомый жалуется на одиночество, первое, что необходимо понять: готов ли он сделать этот первый шаг или нет? Устал ли он на самом деле от своего одиночества?
Может ли одинокий человек жить гармоничной жизнью?
Чувства обмануть нельзя. И если Вы ощущаете, что одиночество для Вас — трагедия, надо себе в этом признаться.
Это шаг трудный, но необходимый.
Итак, Вы поняли: одиночество Вам не нравится, для Вас оно — трагедия. Жизнь нужно менять. Поняли не головой, а, что называется, «всеми фибрами души своей».
И что делать? Идти в места скопления людей? Но ведь там тоже будет одиноко... Менять одно одиночество на другое? Имеет ли смысл?
Психофилософия считает, что одиночество можно разделить еще и на две такие группы:
- Одиночество в пустыне.
- Одиночество в толпе.
Понятно, что термины эти метафорические, образные, но я уверен: Вы понимаете, о чем идет речь.
Он привык быть одиноким без свидетелей. Он уверен: если кто- либо станет очевидцем его одиночества — ему будет еще хуже, еще больнее, еще более одиноко...
Человек, привыкший к одиночеству в своей домашней пустыне, не думает о том, что одиночество в толпе дает шанс. Собственно, только оно и более ничего шанс-то и дает.
Если Вы хотите всерьез победить свое затворничество, Вы должны принять осознанное решение: поменять одиночество в пустыне на одиночество в толпе.
Это и есть шаг второй.
ШАГ ВТОРОЙ. Осознать, что Вы готовы поменять одиночество в пустыне на одиночество в толпе.
Нужно хорошо понимать: выйдя из затворничества, Вы не попадете в сказку — в некую распрекрасную, яркую жизнь, полную друзей и общения. Отнюдь, Вы попадете из одного одиночества в другое.
Вы готовы к этому? Вы готовы демонстрировать свое одиночество, или Вам лучше сидеть в своей одиночной камере и искать всевозможные оправдания своему одинокому состоянию?
Вам как лучше? Ответьте на этот вопрос не разумом, а чувством. Ответьте сами, а не слушая чьи-то советы и рекомендации: как будет лучше Вам?
Если Вы проделали первый шаг честно, значит, Вы признались самому себе в том, что одиночество Вам надоело. Ну не хотите Вы больше проводить жизнь в одиночной камере.
Что появляется в результате этого решения? Поскольку основой Вашей жизни на протяжении многих лет была одиночная камера, то, как только Вы решите ее покинуть, внутри Вас почти наверняка поселится страх, что надо менять, пусть и надоевшую, но устоявшуюся жизнь. Второй шаг и призван этот страх уничтожить.
Послушайте, если Вы — одинокий человек, значит, у Вас есть один серьезный и необходимый всем навык: Вы умеете разговаривать сами с собой!
Представляете, какой у Вас огромный опыт разговоров с самим собой!
Ну так и используйте его! Убедите себя в том, что Вы должны поменять одиночество в пустыне на одиночество в толпе.
Однако при этом надо помнить: никакой страх не уничтожается размышлениями. Размышления — это почва, на которой непременно должно вырасти действие. Отсюда — третий шаг.
ШАГ ТРЕТИЙ. Выйти из дома и пойти к людям.
Вы помните, кто Вы такой: тот человек, который решился выйти из дома? Из дома вышел не просто человек, который решил побродить в поисках приключений. Нет! Из дома вышел человек, который, во-первых, понял и признался себе, что одиночество ему надоело. А во-вторых, тот, кто осознанно идет в места скопления людей, потому что люди ему интересней, чем стены собственного дома. Представляете, какая в результате всего этого внутри Вас рождается энергия?
Хорошо. Вышли. Пришли в места скопления людей. В кои веки не отказались от чьего-то предложения пойти на тусовку. Согласились прийти на день рождения. Сами по себе — бывает же! — пошли на дискотеку или «вечер знакомств». Что дальше?
Ведь тотчас возникает вполне конкретная проблема: «Как начать разговор?». Похоже, Вы убеждены: долгое сидение в одиночной камере собственной квартиры научило Вас общаться с самим собой и абсолютно разучило общаться с другими.
Вы, что, камень, что ли? Вы позабыли, что Вы — процесс? Вчера Вы еще не знали, что Вам надоело одиночество и что Вы захотите с ним бороться. Но сегодня же — совсем иной, как говорится, коленкор! Приступим к делу...
Как начать разговор
Хорошо компанейским людям: они легко начинают беседу, они умеют улыбаться, они не стесняются. А что делать Вам — не компанейскому? Или если к Вам за помощью пришел такой отшельник — что ему посоветовать? Отделаться общими словами (как мы нередко поступаем): мол, ничего не бойся и вперед? Не поможет...
У меня есть для Вас очень хорошая новость: для того чтобы начать общение, в Вашем распоряжении имеется довольно сильное оружие, которое называется межличностная аттракция. Слово «аттракция» происходит от латинского attractiо, что переводится как «притягивание», «притяжение».
Даже если Вы были эдаким принципиальным затворником, то все равно нет-нет, да и приходилось Вам бывать в каких-то компаниях: на работе, на отдыхе, на днях рождения родственников.
И даже если Вы, следуя своей философии, сидели в углу и не вступали в общение ни с кем, все равно не могли не заметить, что кто-то из присутствующих Вам нравится больше, а кто-то — меньше. С кем-то Вам (пусть чисто теоретически) хочется начать общение, а с кем-то — не хочется совсем.
Или если, скажем, Вам необходимо спросить дорогу в незнакомом городе, то из всей толпы Вы почему-то выбираете этого человека, а не иного.
Такое притяжение необъяснимо. Здесь не работают ни гендерные, ни возрастные, никакие иные закономерности. Просто почему-то одни люди тянутся друг к другу, а другие нет.
Необъяснимо. Межличностная аттракция. Отсюда вывод: разговор надо начинать именно с тем человеком, к которому Вы испытываете эту самую необъяснимую аттракцию. Не с тем, кому, как Вам кажется, нечего делать. Не с ровесником. Не с тем, кто, как Вы считаете, очень хорошо одет. Или плохо одет. Это все — декорация, она решающей роли не играет.
Призываю Вас: доверьтесь чувству, а не разуму. Симпатия — это чувство. Доверьтесь ему, а не своим доводам: мол, этому человеку я могу понравиться, а этому нет; этот слишком для меня умный, а этот — красивый. Если Вы впервые видите человека, то у Вас нет и быть не может никаких логических аргументов в пользу общения с ним. Поэтому разум Вам тут не поможет, а чувства — всегда.
Гарантирует ли межличностная аттракция начало общения? Разумеется, нет. Она же должна быть взаимной. Вам человек весьма симпатичен, а Вы ему — нет, — разве такого не может быть? Может, конечно. Мы уже договорились, что Вы не попали в сказку. Никто и никогда не гарантирует Вам, что если Вы годами жили в затворничестве, то в первый же день оно разрушится и сразу же начнется долгая дружба или вечная любовь. Но если у Вас есть оружие, надо его использовать, согласитесь.
Кстати, если Вы вовсе не симпатичны человеку, Вы это тоже сразу почувствуете. Контакта не получилось? Отлично! Можно начать сначала.
Хорошо, вот Вы попали в чужую компанию, вот Вы выбрали человека, с которым хочется начать общаться. И что? С чего начать разговор? Какой должна быть первая фраза? Или вот к Вам подходит Ваш ребенок, или родственник, или друг и спрашивает: «Не знаю, как начать разговор, страдаю из-за этого. Что делать?» Что ему ответить?
Начнем с того, чего делать ни в коем случае не надо. Не надо готовить первую фразу. Ни в коем случае не надо ее репетировать. Вообще, это очень опасно: проигрывать в голове будущий разговор, как бы репетировать его. Ведь в этой «репетиции» Вы можете придумать, что скажете сами. Допускаю, что это будет замечательный, чудесный текст. Однако Вы не можете предугадать, что ответит Ваш собеседник. И когда в реальности Вы произнесете сто раз прокрученные в голове слова, собеседник почти наверняка собьет всю Вашу подготовку неожиданным ответом, ошарашит Вас неожиданной реакцией, и никакого контакта не получится.
Еще одно «не надо» — не надо врать. Не следует говорить то, что Вам неинтересно, и то, что Вас не волнует. Ни в коем случае не следует стараться понравиться.
А что надо? Надо-то — что?
Вам страшно начинать общение? С этого и начните. Вам скучно? Скажите и об этом. По-настоящему глубокие слова! Если вдуматься, они имеют отношение ко всей нашей жизни. В том числе, конечно, и к той теме, о которой мы сейчас говорим. Нам кажется, что есть некий обычай: как начинать разговор. Обычай, может, и есть, но это — не истина. То, как и что принято, — вовсе не обязательно то, что нужно Вам. Истина — сказать то, что у Вас на языке. Другими словами: начать разговор с того, что Вас волнует в данный момент.
Вы подходите к человеку, к которому испытываете симпатию. Если симпатия взаимна — он подхватит беседу, если нет... Ну что ж, придется начать еще раз. Ведь все, что Вам нужно, — это направление разговора и простор, не так ли?
Если Вы не позабыли, то наш разговор об одиночестве мы начали с цитаты Ролло Мэя, который утверждал, что нам необходимо одиночество, чтобы быть собой. Стать собой — еще, может быть, и возможно в одиночестве. Но быть собой возможно только среди других людей. Человек проявляется не в общении с самим собой, а в общении с другими. Хорошо учиться водить машину на пустыре, где нет ни людей, ни автомобилей — о’кей. Но согласитесь: понять, какой Вы водитель, можно, только выехав в город.
Одиночество может помочь понять жизнь. Это как бы наша крепость, куда мы приходим (если хотим) после сражений и празднеств. Приходим отдохнуть и поразмышлять над прожитым и пережитым. Важно, чтобы одиночество было не только то, куда Вы можете прийти, но и то, откуда Вы непременно выйдете.