Взрослые не всегда задумываются над тем, какой жестокой и непредсказуемой может быть детская мода. Причем речь идет вовсе не о тех стандартах красоты и престижа, которые тиражируют глянцевые журналы. То, что модно в конкретном детском оллективе, не обязательно эстетично. И даже не всегда адекватно. Просто, например, главная «красавица» класса надевает на себя нечто невразумительное, и остальные начинают ей подражать. Для взрослеющих детей важно быть как все.
Дети с пристрастием оценивают все — от пенала до бантиков. Если кто-то носит немодные вещи, его подвергают резкой критике: высмеивают, отказываются с ним играть. Тактом, как известно, младшеклассники не отличаются. И вот уже из-за каких-то «тряпок» или странных игрушек разбиваются детские сердца!
Слишком детское платье
В свои девять лет Вика еще скорее ребенок, чем девушка. Но в компании ее ровесников уже начали появляться какие-то странные тенденции.
В прошлые выходные Вика пришла в гости к девочке Даше. Той тоже девять лет, и хотя она учится в другой школе, девчонки дружат.
Живет Даша в соседнем доме, но наши дворы разделяет оживленная дорога. Поэтому я вызвалась проводить дочку.
Не успела Вика снять в прихожей сапоги и куртку, как Даша воскликнула:
— Ой, у тебя такое детское платье! А что, тебе мама не шьет одежду? А вот мне шьет!
На Даше был однотонный бесформенный халат на пуговицах, сшитый, видимо, мамой.
— А еще у меня есть коричневое бальное платье! — похвасталась Даша. — К нему мама купила коричневые туфли!
Мне почему-то сразу вспомнилась наша школьная форма: коричневые платья и черные фартуки. Но, разумеется, вслух я удивления не высказывала! Тем более что Даша была так уверена в себе и так собой горда. А вот Вику, на которой было короткое красное платье с корабликом, ее слова смутили и озадачили. Вечером дочка спросила:
— А что, в моем возрасте уже неприлично носить детскую одежду?
— Наоборот! — попыталась я ее успокоить. — Сегодня все стараются выглядеть как можно моложе.
Но Вику, похоже, мои слова не убедили.
«Не хочу быть как мальчишка!»
Впервые власть детской моды Вика ощутила, когда 1 сентября пришла в третий класс. На мой взгляд, эта мода совершенно непредсказуема. Просто — абсолютно вдруг — становится престижно иметь ту или иную вещь. И неприлично пользоваться чем-то, что еще вчера казалось удобным и даже красивым.
Моя дочь исключением не стала. Через несколько дней после начала учебного года она вдруг заявила, что больше не пойдет в школу с голубым ранцем. Вика выложила из него все учебники и закинула ранец под пианино.
— Надо срочно покупать розовый! — сказала она.
— Почему?
— Девочки говорят, что я как мальчишка, потому что у меня ранец мальчишеского цвета!
— А какие ранцы у девочек?
— У всех девочек розовые ранцы с изображением Барби. И меня с голубым ранцем девочки просто не возьмут к себе в компанию! Они меня засмеют!
Я видела, как Вика переживает. Пришлось покупать ей розовый ранец. Он был проще, чем голубой, зато «правильного» цвета. С этого момента Вика стала чувствовать себя в школе намного увереннее. Однако на этом наши непредвиденные расходы еще не закончились.
Старомодная подставка
Следующим камнем преткновения стала подставка для книг. В прошлом году малиновая подставка стандартной формы, которой пользовалась моя дочка, удовлетворяла ее придирчивых одноклассников. Но теперь подруги Вику осудили. Оказывается, сейчас такими подставками уже никто не пользуется. И весь класс купил себе новые.
Пришлось мне вникать в конструктивные тонкости модных и немодных подставок. Отличие оказалось небольшим. У подставок-аутсайдеров есть металлический треугольничек, передвигая который, можно регулировать угол наклона книги. А на «крутых» подставках его нет: там просто палочка и резьба. Гораздо неудобнее, между прочим. Но нам с Викой пришлось срочно бежать в книжный магазин за «правильной» подставкой.
Дневник в пальто
Отдельная история была — кто бы только мог подумать! — с дневником. Дневники у нас в школе покупают одинаковые на целый класс. И, судя по всему, та мама, которая отвечает за покупку канцтоваров, любит экономить. Или ей неприятно требовать с родителей лишние деньги. В общем, она купила все самое дешевое: пачки тетрадей вылинявшего зеленого цвета по два рубля и белые дневники, настолько ветхие, что не способны дожить до второго полугодия: обложки отваливаются! Это, конечно, ни мне, ни Вике не нравилось. Вика расстроилась, увидев, насколько различаются дневники в нашем третьем «А» и в третьем «Б» — там-то на канцтоварах явно не экономят и покупают все самое яркое и при этом долговечное.
— Ну почему им все можно, а нам нет? — спрашивала она. — У них на дневниках такие красивые картинки!
— Нет проблем! — решила я.
Ведь в соседнем книжном магазине на полках стоит великое множество разноцветных дневников. Один из них я и купила дочке.
Что меня заставило это сделать? Глубокое убеждение в том, что вид дневника имеет непосредственное отношение к учебной мотивации. Если ребенок выбрал дневник по своему вкусу и ему нравится держать его в руках, листать, любоваться, то он захочет видеть там хорошие оценки. А если дневник — это чистая формальность, бумажка, которую выбросить не жалко, то и оценки не имеют значения.
К тому же мы с Викой храним дневники прошлых лет. Ведь это будет прекрасная память о школе. И кто знает, может, Вике захочется показать их своим детям? В конце концов, дневник — это вещь больше семейная, чем школьная. Учителя его видят мгновения — пока ставят оценки, а хранится он дома. Вот такая была у меня логика. Однако мои благие намерения никто не оценил.
— Я не могу принести в школу разноцветный дневник, когда у всего класса белые, — сказала дочь. — Дети подумают, что я считаю себя особенной, не такой, как все. Они обидятся и не захотят со мной дружить. И в то же время я не хочу иметь белый дневник! Что делать? В итоге выход все-таки нашелся. Мы надели на наш разноцветный дневник «суперобложку», сделанную из обложки белого дневника. Дома Вика «раздевает» дневник и любуется картинкой, а в школе «одевает», чтобы ничем не отличаться от других детей. Про белую обложку Вика говорит:
— Это школьная форма дневника.
А еще она говорит так:
— Мой дневник ходит в пальто.
Нужен мячик-попрыгунчик!
А вот и последний писк моды — попрыгун! В третьем классе «Б» принято носить в школу маленькие резиновые мячики, которые высоко прыгают. На перемене дети играют в такую игру: кто-то кидает мячик в стену, а все остальные ловят. Кто поймает, тот кидает следующим. Теперь наибольшей популярностью пользуются те ребята, которые имеют свой собственный мячик. Их окружают на переменах другие дети, все хотят с ними поиграть. Таким образом, теперь мы с Викой по всем магазинам ищем мячик. Купить его, между прочим, оказалось непросто.
«Жалко, что я выросла...»
В девять лет в Вике стала пропадать детская непосредственность. Раньше она была естественной: делала, что хотела, прыгала, резвилась. Сейчас Вика постоянно оглядывается на других: правильно ли она поступает? Однажды, подойдя во дворе к качелям, она спросила:
— А в моем возрасте прилично качаться на качелях?
Я сказала:
— Конечно, прилично!
— А люди не будут удивляться, почему такая большая девочка качается на качелях?
— Люди меньше всего думают о тебе. У них свои проблемы. Качайся!
Вика все-таки сомневалась и не решалась сесть на качели.
— А качаться хочется? — спросила я.
— Очень хочется! — честно ответила Вика. — Мне иногда так жалко, что я выросла. Маленьким можно все: и с горок кататься, и на батуте прыгать. Я тоже хочу.
— Так и ты делай все, что хочешь. Радуйся, что тебе девять лет, а не двенадцать, например. Ты ведь на самом деле еще маленькая.
— Правда? — обрадовалась Вика. — Значит, и качаться можно, и детское платье носить?
Похоже, у дочки с души просто камень упал. Она уселась на качели и с энтузиазмом начала раскачиваться.
А я подумала: «Какое же это зависимое время — детство. И как же непросто вчерашним малышам взрослеть».