Наверное, не ошибусь, если скажу, что нет такого родителя, который бы хоть раз в жизни не испытал морального удовлетворения, рассказывая об успехах своего ненаглядного чада в начальной школе, особенно в первом-втором классах.
Радостное время, когда у сына или дочки дела идут исключительно хорошо и в тетрадках появляются весёлые рожицы, заменяющие настоящие пятёрки или четвёрки, были у каждого из нас. И это понятно. Для того чтобы у ребёнка появилось желание учиться, нужен определённый стимул. Мало кто из детишек способен на альтруизм: учёбу ради получения новой информации исключительно в безвозмездной форме. Если вы родитель именно такого умнички, то вам страшно повезло, потому что такое положение вещей можно назвать скорее не правилом, а редким исключением из него.
К началу обучения основная масса детей готова работать, но не безвозмездно. Естественно, я не веду речь о странной идее некоторых из нас, премирующих своих драгоценных детишек материально, то есть деньгами. Такое положение вещей я вообще нахожу диким: через пару-тройку лет, когда подобная система в семье войдёт в привычку, ребёночек, войдя во вкус, станет трудиться только тогда, когда будет уверен в том, что его усилия оплатят в твёрдом денежном эквиваленте. И вот тогда "добрые" родители, подбрасывающие своему лапочке денежки за пятёрки, нахлебаются вдоволь: ничем и никогда они не смогут изменить существующее положение вещей. На просьбы о безвозмездной помощи, например по дому, чадо будет широко раскрывать глаза и требовать свои законные "полтиннички" и "стольнички", не видя в этом ничего зазорного, потому что вы же ему и внушали, что "любой труд должен быть оплачен". И пыль на полках в его комнате останется нетронутой - она будет дожидаться того момента, когда лично вы возьмёте в руки тряпку и исправите картину. Не нравится? Тогда думайте, что вы сделаете заранее, не дожидаясь, пока процесс станет необратимым.
Так вот, о поощрениях. Отмена оценок в первом классе — своего рода поощрение, которое способствует заинтересованности детей в дальнейшей работе. Получая весёлые рожицы, ребёнок гордится собой, счастлив от мысли, что может обрадовать маму с бабушкой, ожидающих от него успехов. Понятное дело, что все эти картиночки он механически приравнивает к тем же самым пятёркам, повышая свою самооценку и, если можно так сказать, зарабатывая рейтинг в глазах окружающих. Тот же, чьи рожицы в тетрадках больше напоминают всем нам знакомого с детства Пьеро, естественно, испытывает дискомфорт, потому что похвалиться ни ему, ни его маме, собственно говоря, нечем. Но рожицы — не оценки, и факт неуспеха, в конце концов, можно обойти элементарным молчанием. А что? Настоящих же двоек нет, а значит, и причин для волнения тоже. Вот здесь нам, родителям, следовало бы вести себя иначе.
Отсутствие оценок, действительно, должно в какой-то степени поддержать ребёнка, не ударить его по рукам с самого начала обучения, но для нас это должно послужить сигналом к тому, что у вашего ребёнка не всё в порядке, что он нуждается в срочной помощи. Помощь ценна тогда, когда она приходит вовремя, и гораздо легче что-то подкорректировать с самого начала, чем сгибать ребёнка в бараний рог в средней школе, а ещё "лучше" в старшей, латая застарелые дыры.
Очень часто родителям кажется, что все эти рожицы с приподнятыми уголками ртов и с опущенными — полная ерунда, факт, не заслуживающий внимания. Вот, мол, пойдут настоящие оценки — станет видно, кто на что способен. Вовсе нет. Это ошибочное мнение. Кто и на что способен видно практически сразу, причём видно наглядно. И оценки эти картиночные больше выставляются для нас, нежели для детей. Как ещё учитель может вам дать понять, что ребёнок нуждается в вашей помощи? Именно так.
А помочь надо. И именно тогда, когда он делает свои первые шаги. Вы ему очень нужны, нужны даже больше, чем думаете. Ведь не случайно со школьниками начальных классов дальновидные родители делают каждое домашнее задание. Да, порой очень не хочется сидеть рядом, глядя, как чадо, медленно выводя крючочки и палочки, раз за разом ставит кляксы и рисует бог весть что. Да, все мы устаём на работе и хотим провести вечер как-то иначе. Но другого выхода нет, если вы рассчитываете на удовлетворительный конечный результат. Очень часто нас одолевает желание отдать эту работу на откуп ребёнку, убеждая его (да и себя, что греха таить?), что человек должен быть с детства самостоятельным, но результаты этой "самостоятельности" тогда придётся расхлёбывать позже и тратить на это усилия, в десятки раз превышающие те, которые вы могли бы вложить сейчас. Если вы не хотите такого развития событий, вкладывайтесь в ребёнка с самого первого дня, ведя его за руку иногда против его собственной воли, а иногда и против своего собственного возмущающегося "я".
Родители, которые уже имеют опыт прохождения "началки" вместе с ребёнком, согласятся со мной: если домашнее задание не проконтролировано, то чаще всего оно сделано неверное или недостаточно аккуратно, в неполном объёме и т. д. Результат такой работы — вечернее переписывание, потому что на уровне первых четырёх классов оценка за каллиграфию снижается в обязательном порядке. За помарки балл снижается точно так же, как и за ошибки!
Те, кто хоть пару раз прочувствовал на себе прелесть вечернего переписывания ребёнком дурно сделанной домашней работы, вряд ли захочет повторения этой процедуры. В тот момент, когда стрелка часов перекинется за волшебную цифру восемь или девять, сил для подобной работы не останется ни у кого: ни у вас, ни у измотанного за день ребёнка. Ребёнок будет хлюпать носом, всё больше и больше ненавидеть родную школу — причину всех его мучений, а вы — проклинать учительницу, задавшую так много.
Вы действительно хотите такого собственному ребёнку? Если да, то можете раз за разом полагаться на его самостоятельность, а чтобы уж совсем всем было весело, в момент переписывания можете проводить попутную воспитательную работу, эмоционально излагая, насколько ваш ребенок эгоистичен, если вам, отработавшему половину суток и уставшему, взваливает на плечи ещё и этот груз.
В нарисованной мной картинке вы не узнали себя? Быть этого не может! Признайтесь, хоть раз, но каждый из нас оказывался на месте такого вот родителя, распекающего своё "недоделанное" чадо, желающее насолить вам исключительно из своей природной лени. Но виновата в данной ситуации не природная лень ребёнка, а ваша собственная, да-да, та самая, которая снисходительно смотрела на то, как вместо того чтобы сесть с ребёнком и сделать домашнее задание, вы комфортно устраивались в кресле, давая ценные указания через стенку и ожидая, что всё получится как-нибудь само собой. Полагаясь на слова знакомых, что-де их ребёночек со всем управляется сам, и что они даже не притрагиваются к его учёбе, вы обманываетесь, доверяя словам посторонних людей, вероятно, искренне или не очень выдающих желаемое за действительное, потому что ничего в этом мире не бывает само собой. И успех или неуспех ребёночка в "началке" на 90 процентов зависит только от вас самих и ни от кого больше.
Ура, первый-третий позади, четвёртый почти тоже. Всё, что мы могли, мы уже испортили. Или не испортили. Как вышло. Но, так или иначе, оценки уже есть. Как правило, оценки эти неплохие, и все детишки переходят в среднюю школу "хорошистами". Ну, или почти "хорошистами". Очень часто в конце четвёртого класса у вашего ребёнка появляется тройка. Одна-единственная, портящая всю радужную картину успеваемости. Казалось бы, войди учитель в положение ребёночка и поставь он эту четвёрку, не убыло бы от него. И все были бы счастливы. Но скверный преподаватель отчего-то упирается, и происходит это именно в тот момент, когда ребёночку как никогда прежде необходима красивая картинка. А как же? Ведь по ней его будут оценивать в средней параллели. Как говорится, встречают по одёжке. Неужели классной руководительнице так сложно пойти навстречу и не портить настроения всей семье? Неужели ей так необходимо напоследок изуродовать всё, к чему ребёнок стремился долгих четыре года?
А вы не думаете, что учитель делает это сознательно? Наверное, такая мысль приходила вам в голову, но как-то так, мельком, потому что негативные человеческие эмоции, захлёстывающие нас в тот момент, когда мы обнаруживаем эту самую одну-единственную тройку, гораздо сильнее любых доводов светлого разума. А зря. На самом деле, эта тройка, выставленная так некстати в графе годовых оценок за четвертый класс, говорит о многом. И снова прежде всего нам, родителям, а не детям. Изучив наших крошек вдоль и поперёк, учителя, очень хорошо представляя себе непопулярность подобных мер, в который раз сигнализируют нам о возможных неприятностях. Но нам опять удобнее и спокойнее слышать себя, нежели кого-то ещё. Ведь если они и случатся, эти неприятности, то они и так случатся, куда же от них денешься? А портить ребёнку табель, выставляя его не в лучшем свете — подлость самая настоящая.
Не так? А по-моему, так. Сколько раз за нашу "начальную школьную жизнь" учителя подавали нам сигналы о всевозможных бедствиях, готовых свалиться на наших любимых деток в самое ближайшее и не очень ближайшее время? Но мы не хотим слышать то, что нас не устраивает, предпочитая рисовать свою картинку. Ведь гораздо удобнее объяснить знакомым, что трояк училка выставила в году из вредности, видимо, оставшись недовольной сделанными подарками, чем сказать, что с математикой (или русским, например) у нас, видимо, проблемы, которые могут нам аукнуться в пятом.
Конечно, не наша вина, что детям предпочитают ставить кислые рожицы вместо улыбающихся, не наша, если растрёпанную и замятую тетрадку учитель не хочет принимать на проверку... И уж тем более, не наша вина, если ставят двойку за невыполненную работу только из-за того, что ребёнок забыл записать его в дневник. Если уж у нас нет сил проверить, глаженая ли футболка лежит у собственного ребёнка в мешке с физкультурой и прочитан ли параграф (да ладно, всё равно устно, как-нибудь проскочит, если что), то будьте готовы к тому, что в пятом вас ожидает масса открытий. И не всегда приятных. Но об этом в следующий раз.