Изъятие (отобрание) – это разлучение ребенка с семьей (родителями/родственниками/опекунами) и помещение его в детское учреждение.
Первое, что стоит знать об изъятии – это совсем не причины или основания. Самое важное в этом процессе то, что это всегда травма для ребенка. Поэтому, если возможно избежать разлучения, то лучше не прибегать к этой мере.
Как разлучение с семьей влияет на ребенка?
Общение ребенка со своим значимым взрослым – основа его жизни. А разлучение – огромный стресс, который не проходит бесследно, может привести к повышенной тревожности, неврозам, психосоматическим нарушениям.
Значимый взрослый для ребенка – гарант стабильности, предсказуемости, постоянства и устойчивости, что, в свою очередь, является основным условием для познания мира вокруг и гармоничного развития.
К сожалению, сейчас в обществе не сформировано понимание ценности привязанности, контакта ребенка со значимым взрослым.
Изъятие – это ситуация потери стабильности, когда ребенок не понимает, что будет дальше, кто контролирует ситуацию. Сейчас очень мало отработанных механизмов "бережного" изъятия. В основном, ребенка просто уводят, ничего не объясняя, везут в больницу, потом перевозят из одного учреждения в другое, как вещь. Ребенок перестает чувствовать себя в безопасности, что негативно сказывается на здоровье, уме и психике. Все мы понимаем, что, пока не будет удовлетворена базовая потребность в безопасности, обо всем остальном не может быть и речи.
Существует такое понятие как госпитализм – нарушение эмоционального, интеллектуального, сенсорного развития у ребенка в следствие отсутствия контакта со значимым взрослым.
Если перейти от общего к частному, а именно к семьям, из которых изымают детей, с уверенностью можно сказать, что даже дисфункциональная семья дает ребенку значимого взрослого и опору хотя бы частично. Оговорюсь, что мы не рассматриваем действительно криминальные и страшные ситуации. Ограничимся среднестатистическим представлением о семье в кризисе.
Что же это за семьи, у которых забирают детей?
Вопреки мнению большинства, чтобы ребенок попал в детский дом, родители не обязательно должны быть маргиналами с алкогольной, а то и наркотической зависимостью.
Все может произойти гораздо прозаичней. Например, у нас в фонде есть такой кейс: отец ушел из семьи, оставив мать с тремя детьми, один из которых – с инвалидностью. Отец был единственным кормильцем и, заводя семью, спланировать его уход женщина, естественно, не могла. Декретные плюс пособия – это примерно двадцать пять тысяч рублей. Содержать на эти деньги семью из четырех человек, одному из которых нужен особый уход – невозможно.
Что делать в такой ситуации, непонятно. Женщина старается выживать как может, но никуда не обращается. Потому что прекрасно понимает, что единственное, что может предложить ей опека – сдать на время одного или всех в детский дом, чтобы найти работу, "встать на ноги".
Это самое распространенное "решение", которое предлагает государство семьям в сложной жизненной ситуации.
Но нужно понимать, что дело здесь совсем не в том, что органы опеки существуют для того, чтобы разбивать счастливые семьи. У них просто нет другого инструмента повлиять на ситуацию.
В какой ситуации органы опеки имеют право изъять ребенка?
Отобрание ребенка у родителя – это слишком сложный процесс, чтобы запускать его без доказательной базы, которую можно будет представить в суде.
77 статья Семейного кодекса гласит, что забрать ребенка у родителей можно только в случае угрозы его жизни и здоровью. Никакие другие причины не являются достаточными для изъятия: ни клопы, ни отсутствие продуктов в холодильнике, ни неподобающее поведение или внешний вид в школе… Но по совокупности причин, конечно, сотрудники опеки могут заключить, что ситуация представляет угрозу для ребенка: например, если холодильник пустой каждый раз, когда приходит проверка, а ребенок голодный и в синяках.
Но отсутствие четких методологий работы и формулировок, "развязывает" руки, поэтому иногда мы и встречаемся с такой работой сотрудников опеки, когда они "перестраховываются" и забирают ребенка из семьи, которой действительно можно помочь. Для них проще снять ответственность за ребенка с себя и передать ее детскому дому, чем пропустить случай, который может закончиться трагедией.
С моей знакомой приемной мамой случилась абсурдная ситуация: у ее приемного сына множественные нарушения и расстройства аутистического спектра. Так как ребенок приемный, инспектор приходит к ним раз в полгода и в принципе в курсе всего, что с этим ребенком происходит. И вот опека выдвинула требования, ссылаясь на указание "сверху": дети должны быть социализированы, должны посещать кружки и дополнительные занятия. В принципе, объяснимое требование, ведь это один из пунктов оценки благополучия детства в нашей стране.
Но для ребенка с аутистическим расстройством, для которого кружки и социализация – это дикий стресс, требование буквально невыполнимое.
Очень много копий было сломано в этой борьбе. И далеко не все имеют силы и знания, чтобы противостоять бюрократическому аппарату, не учитывающему индивидуальные особенности и обстоятельства.
Существует ли решение?
Важно понимать, что финансовое неблагополучие – это не приговор для семьи. В семье может быть здоровая привязанность, даже если дети донашивают друг за другом одежду, спят в одной кровати втроем, а их родители не могут позволить себе собрать их в школу.
Любой ребенок априори привязан к родителю, даже к неидеальному. И приоритет в государственной политике рано или поздно должен переместиться на сохранение семьи, а не на содержание ребенка в детском доме.
Вот простой пример: фонд Тимченко делал исследование о причинах временного размещения детей в детских домах. Оказалось, что в одном районе Новосибирской области больше 60% детей в детских домах временно размещаются там на 5-6 холодных месяцев. Причина в том, что у семей банально нет денег на покупку дров.
Вот только содержание ребенка в детском доме обходится государству в 60-100 тысяч рублей в месяц. А обеспечение семьи дровами на зиму – это около 60-80 тысяч рублей в общей сложности.
Даже если не задумываться об интересах детей, и государству, и обществу гораздо выгоднее помочь сохранить ребенка в семье.
Решение проблемы лежит в изменении формата работы с семьей - по статистике фонда "Дети наши" больше 60% семей при комплексной работе специалистов показывают устойчивые результаты: после 1-3 лет сопровождения они уже способны сами позаботиться о себе и своих детях.
Поддержать работу фонда "Дети наши" можно по ссылке.