В середине 2015 года Ломоносовским клубом был объявлен конкурс — написать эссе на одну из предложенных тем. По итогам конкурса было выбрано 100 детей из 29 регионов России и некоторых стран ближнего зарубежья, которые проехали по пути Ломоносова от Архангельска до Москвы в составе «Ломоносовского обоза».
13 апреля были определены 10 победителей конкурса. Один из них — Игорь, ученик ГБОУ СОШ № 368 «Лосиный остров» из Москвы. Но посетителям сайта 7я.ру более знакома его мама — Мама Гарика — таков ее ник на сайте.
— Как вы узнали, что Игорь попал в число 100 счастливчиков, которые поедут в «Ломоносовском обозе»?
— Только тогда, когда пришло на нашу общую семейную почту извещение о том, что он прошел в «Обоз», поскольку конкурсов очень много... К примеру, параллельно проходил конкурс в МГИМО, посвященный Карамзину, призом в котором было участие в весенней школе МГИМО. Слишком много конкурсов проводится, поэтому я не слишком отслеживаю, где он участвует и куда отправляет заявки.
— Какую тему он выбрал? И почему именно эту?
— Игорь выбрал тему «Знания, приближающие успех». Писал он ее в том ключе, чтобы узнать, что такое успех, надо изучить самого себя. Знания по предмету можно всегда нагнать и получить — физику, химию. А вот узнать, чем тебе интересно заниматься, где твое счастье, где ты реализуешься, в чем ты будешь успешен — это самое главное.
— Как вы восприняли победу Игоря?
— Не скажу, что это какая-то глобальная победа, но для него она была радостной. Только за этот год у него была поездка в «Артек» от Департамента образования — вот там был как раз достаточно серьезный отбор. И выход в финал олимпиады «Высшая проба» по истории — это правда высшая проба и сложная олимпиада для школьников — а также множество других олимпиад по гуманитарным предметам.
В качестве домашнего задания к поездке была подготовка презентации по теме своего эссе. Игорь сделал «Знания, приближающие успех, для выпускников детского дома» — та самая «умная помощь», о которой много говорят современные волонтеры и благотворители.
— Игорь отсутствовал две недели. О чем он вам рассказывал?
— «Ломоносовский обоз» — это был чистой красоты восторг! Организаторы сделали именно то, что детям было нужно и интересно. Они смогли договориться с ведущими предприятиями — это просто замечательно! Но больше всего Игорю понравилась атмосфера, которая царила в «Обозе» — они действительно сложились в семью. Дети приехали все успешные, нацеленные на получение знаний, на успех в жизни. Если до «Обоза» этот успех рассматривался как у всех — богатство и признание, то теперь они увидели, что успех — это то, что ты свои деньги можешь вложить в других детей, что твои деньги приносят не только материальную выгоду, но и драйв, который был в «Обозе», был в общении.
Самое интересное — «Обоз» подружил родителей. Я несколько дней провела с мамой Родиона Бугаева из Белгородской области — они были с Игорем и в одной группе, и оба попали в финал. Работа Родиона была посвящена энергии будущего. Детей олимпиадного уровня все же мало. Так или иначе, мы, родители, контактируем друг с другом. Это наши дети соревнуются, а нам делить нечего — мест в ВУЗах хватит на всех.
— Многие дети писали о патриотизме...
— Это не наш случай. Наш — это умная помощь выпускникам детских домов. Не просто детям-сиротам, «маленьким зайчикам», а именно подросткам, которые выходят или уже вышли из детского дома.
— Игорь — приемный ребенок. Как давно он в вашей семье?
— Игорь в нашей семье с 9 лет. Я была волонтером и курировала детский дом в Алтайском крае в рамках большого международного проекта. Поскольку это шефство было растянуто во времени и пространстве (до этого ДД от Москвы 4 тыс. км), постепенно оно сошло на нет. У нас мужем не было детей, и мы пришли к выводу, что хотим принять ребенка.
— Как вы выбирали Игоря? Как вы поняли, что он ваш?
— Когда мы приехали в детский дом первый раз, дети были на каникулах в лагере. Заранее выбрали кого-то по фотографии, но нам сказали — не-не, это семейный ребенок, мальчик уже ходит в семью на гостевой. Через какое-то время нам говорят: «Приходите, покажем вам мальчика». Директор была замечательнейшая женщина с огромнейшим опытом — видела насквозь и детей, и будущих родителей. Это был 5-й коррекционный детский дом в Москве (для детей с тяжелыми нарушениями речи — прим. ред.). Она завела нас в кабинет и дала личное дело — мы взяли то, что дали, не выбирали.
Муж у меня более сентиментальный, чем я. Он инженер в НПО, немного романтик, поэтому сам знакомиться с ребенком в детский дом не пошел — ему тяжело, там «сиротки плачут по ночам, зовут маму», а отправил меня. Я сходила, говорю: хороший мальчик, надо брать! Затем пошли посмотрели уже вдвоем. Папа у нас большой. Когда ребенок его увидел, сразу обнял его — и все! Мы с ним просто совпали. Он абсолютно наш ребенок.
— Известно, что дети из детских домов отстают в развитии от своих сверстников на 2-3 года. Как удалось его вытянуть до такого уровня?
— Нам не нужно было его тянуть, он тянулся сам. Мы думали, что будут огромные проблемы со школой — отдали его в обычную среднюю школу. Отдали во второй класс в ноябре и в мае Игорь закончил его на отлично. Я не думала, что обычные семейные дети настолько не умеют и не хотят учиться. Уже осенью 3 класса Игорь сдал экзамены и стал учиться в лицее в 4 классе, он перепрыгнул через класс. Дальше его нужно было только немного корректировать.
Года 3 назад философский факультет МГУ в рамках Школы юного философа набрал детей-младшешкольников в «Клуб Сократа»: Игорь два года там занимался, что опять же сильно помогло развить ум, речь, тягу к знаниям — и я благодарна профессору Ларисе Тимофеевне Ретюнских за ее вклад.
— И никакой адаптации у вас не было?
— В самом начале было пару раз, когда я отшлепала его. Сильно. Он понял, что это мама, а не воспитательница. Из-за чего — я уже и не вспомню. Это было в самом начале, потом мне уже не приходилось к таким методам прибегать. Он понял: мама может! Это не потому, что мне хочется на ком-то сорвать гнев или вожжа под мантию попала. Он конкретно накосячил, причем так, что мне «снесло крышу». Он перешел границу. Он ведь отказник, он с рождения был в «системе».
— Почему вы его не усыновили?
— Как все — по экономическим причинам. Квартира, пособие — зачем лишать ребенка положенного от любимого государства?
— Логично, но чувствовал ли он себя вашим сыном?
— Несомненно.
— Не чувствовал, что в любой момент можете отдать его обратно?
— Отдать обратно — это очень интересная тема. Ребенок понимает, что «отдать обратно» бывает. Он слышит, как я это обсуждаю, пишу статьи. Но он не видит себя там сейчас, не видит себя в детском доме. И потом — он же знает границы, он понимает. Он выполняет то, что от него требуется. А требуется учиться, более-менее держать себя в рамках и чтить Уголовный Кодекс.
— Вы отслеживаете его соцсети?
— Я не отслеживаю ничего, он мне показывает сам то, что считает нужным и важным. У меня нет своих аккаунтов в сетях. Надо будет завести.
— А как вы пришли к нам на 7ю?
— Да хорошее же место! И что, разве есть альтернатива? Когда я пришла на сайт, конференция «Усыновление» была уже довольно мощная. Там были интересные мне люди, которых я знала лично. 7я — это единственный честный сайт и честные конференции. На всех остальных как начнут про сироток — уси-пуси, бедные они, несчастные. А здесь сразу: «Вы его психиатру показывали?» Я это обожаю — честность, прямоту и «непрятание» головы в песок. Люблю конференцию за поддержку и помощь в непростых ситуациях, грамотные консультации, умение разделить и боль, и радость приемного родительства.
— Вернемся к Игорю. Определился ли он с будущей профессией?
— Нет, пока не определился. Год назад Игорь увлекался экономикой. Но что-то не пошло, он не математик. Игорь — спортсмен. Сначала он занимался микс-файтом — это борьба без правил. Навешал на себя кучу медалей. Потом перешел в джиу-джитсу, но это ему не очень подошло. И скалолазание — сейчас у него 2 взрослый разряд. Он вообще молодец!
Еще он рисует замечательно. Одна картина маслом участвовала в закрытой выставке учителя Игоря — висела в самом углу, но ведь висела! Так что он еще и художник. Думал, что пойдет в МАРХИ. Потом ему сказали честно — нет ни дара особого, ни денег. Либо ты сидишь 2 года плотно на попе и работаешь, чтобы сдать академический рисунок, либо попрощайся. Он попрощался и ускакал в экономику.
Вообще, поскольку сегодняшнее его увлечение — это политология и международная политика, у него весьма приличные амбиции: или вхождение в список Forbes, в чем ему помогает бизнес-факультет ВШЭ или он будет президентом Российской Федерации. Скорей второе, шансы все есть!
— Какие впечатления остались у Игоря о «Ломоносовском обозе»?
— Победить в «Обозе» хотели все. Но к середине «Обоза» стало понятно, что его задача — найти нового Ломоносова. У нас была цель — войти в десятку. Чего и достиг ребенок в итоге.
Организаторы «Ломоносовского обоза» абсолютно верно уловили потребности современной молодежи, ее лучшей части — что надо вкладывать не в роскошные автомобили, а в мозги, поддерживать стремление к знаниям любого ребенка, независимо от его места жительства. Они дали новый вектор детям, которые что-то знают и умеют. Это очень мощно, за это огромная благодарность организаторам. У многих спрашивали — зачем тебе учиться? Может, лучше купить «Феррари», замок или что-то еще. А теперь им всем показали, что можно заработать и вложиться в детей. И это круто, весело, драйвово! Более драйвово, чем расшибить эту «Феррари» об столб.
Игорь очень рад! Несмотря на насыщенную программу, детям в «Обозе» хватало времени на все. На споры и обсуждения, на смех и дискотеки, на шашлык-пати и любование звездами. Он приехал очень довольный: «Обоз» также хорош, как и «Артек»! Хотя и в «Артеке» ему тоже очень понравилось. Причем артековцев в «Обозе» было много — человек двадцать.
Организаторы «Ломоносовского обоза» — просто молодцы! Впереди осенний «Обоз», нужно рассказывать об этом проекте больше. Главное — что любой ребенок может написать свою работу и получить самые лучшие воспоминания о незабываемом времени. Те университеты, которые прошли участники «Обоза», больше нигде не пройдешь. Нигде за такое короткое время не увидишь и стены старейших университетов, и новенькие корпуса современных учебных заведений, не увидишь так свою страну, не услышишь холмогорские звоны и ледоход на Волге, не разглядишь полярные звезды и звезды на Кремлем всего за 2 недели. И упускать такую возможность прикоснуться к новому миру, миру интересных ровесников со всей огромной страны не нужно.