Удобства отдыха на автомобиле неоспоримы: вы не зависите от расписаний и можете в любой момент поменять маршрут. Многие москвичи давно уже не ограничивают свои путешествия поездкой к морю. Перед ними если не весь мир, то вся Европа. Какой багаж знаний надо взять с собой в дальнюю поездку, выяснил корреспондент "ИП" Владислав Киселев.
Пускай Европа вводит все более жесткие нормы на выхлоп автомобилей. Нашему туристу до этого дела нет. Ограничения касаются новых автомобилей, которые приобретают европейцы. А старья - в том числе и российского производства вроде "Нивы" - и в разных Италиях хватает. Поэтому путь за границу открыт и обладателю старого "Москвича", тридцатый год коптящего небо, и владельцу новой иномарки, отвечающей нормам "Евро-4". Правда, если внешний вид машины способен вызвать тревогу за безопасность самого ее пребывания на дороге, при пересечении границы хозяина автораритета могут настойчиво попросить пройти технический контроль. После чего ему предложат вернуться домой - в страну, где под прикрытием купленного у коррупционера-гаишника талона техосмотра можно спокойно ездить на любом "ведре с болтами".
Впрочем, обычно проблем с пересечением границы из-за технического состояния машины не возникает. Не считая каких-то национальных особенностей. Зимой в Финляндию не пустят на летней резине, а с сильной тонировкой стекол - в любое время года. Разрешена только заводская, в пределах 25%.
Бумажный старт
Для въезда на территорию Европейского Союза (из стран ЕС с Россией непосредственно граничат Финляндия, Эстония, Латвия, Литва и Польша) необходимо иметь следующие документы: права на вождение автомобиля, свидетельство о регистрации транспортного средства, страховку "Зеленая карта" (Green Card), доверенность на автомобиль, если вы не являетесь владельцем транспортного средства, загранпаспорт, медицинскую страховку и визу. Нужно иметь и талон техосмотра. Кстати, поездка по доверенности, как от физического, так и от юридического лица, не самый лучший вариант. Во-первых, ее нужно перевести и заверить у нотариуса (перевести желательно на языки всех тех стран, что попадутся на вашем пути). Во-вторых, у полиции все равно есть повод усомниться в подлинности бумаги: для них это некая филькина грамота с печатью.
С правами тоже все не так просто. Большинство россиян, выезжая в Европу, берут с собой обычные права - карточку, на которой есть надписи на русском и французском языках. Чаще всего проблем не возникает.
Ведь, согласно приложению 6 к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, чтобы права признавались на международном уровне, в них должна быть надпись на французском языке "Permis de conduire", которая в российских правах присутствует. Все остальное может быть написано на национальном языке. Однако, чтобы не иметь проблем со слишком придирчивыми полицейскими, лучше заблаговременно оформить права международного образца. Бланк международного водительского удостоверения представляет собой серую книжку формата А6 (148 х 105 мм).
На второй странице обложки на французском языке указаны личные данные обладателя прав. Остальные страницы - перевод этой информации на русский, английский, испанский, немецкий, португальский, арабский, японский и китайский языки. Для того чтобы получить международное водительское удостоверение, необходимо обратиться в ГИБДД по месту жительства. Милиционеры попросят вас предоставить заявление на выдачу удостоверения, экзаменационную карточку водителя (если этот документ утерян, вам необходимо будет его восстановить в том отделении ГИБДД, где вы в последний раз получали права), действительную медицинскую справку, паспорт, фотографию размером 3,5 х 4,5 см на матовой бумаге и квитанцию об оплате установленных сборов (242 рубля). Международное водительское удостоверение выдается без сдачи квалификационных экзаменов. Все необходимые проверки сотрудники Госавтоинспекции, согласно приказу МВД №603 от 28.09.1998, должны произвести в течение трех дней (сам документ обычно выдают за неделю). Стоит знать, что международное водительское удостоверение недействительно в стране, выдавшей документ (например, в России), и предназначено только для езды по дорогам в государствах, подписавших Конвенцию о дорожном движении. То есть до российской границы вы должны предъявлять российские права, после - международные.
"Зеленая карта" (Green Card)- это международная программа страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта в случае ДТП. Она действует во всех европейских странах (за исключением России), даже в Белоруссии. Приобрести ее можно в страховой компании в Москве или непосредственно на границе. В компании "РЕСО-гарантия" страховка на 15 дней стоит 35 евро. На границе такую же можно приобрести значительно дешевле (15-20 евро). Иными словами, если вам важна экономия на полисе, лучше покупать его на границе. Если же вы хотите меньше проблем с тем, чтобы получить возмещение ущерба при наступлении страхового случая, приобретать страховку лучше в Москве. "Зеленая карта" позволит вам получить компенсацию (по возвращении домой) только в том случае, если вы являетесь пострадавшей стороной и у вас есть все подтверждающие это документы, а именно: копия протокола дорожной полиции, номер страхового полиса виновника аварии, извещение об аварии, выданное его страховой компанией. Все эти документы нужно передать в страховую компанию, где вы приобретали полис. А вот если виновником аварии стали вы, вам нужно будет лишь предъявить полиции полис, и страховые компании, как это принято в Европе, уже будут разбираться между собой без вашего участия.
Согласно резолюции рабочей группы по дорожному движению ООН от 2000 года, "договоры между национальными страховыми бюро должны подтверждать возмещение полной стоимости убытка, а также платежи расходов и вознаграждений, которые должны быть согласованы". То есть страховка, в отличие от отечественного ОСАГО, должна покрыть любой ущерб. В настоящее время европейцы обсуждают возможность введения лимита по выплатам - не более $10 млн, однако пока этого не произошло.
Медицинская страховка - наиболее простой в оформлении документ. Получить ее можно практически в любой страховой компании. В полисе должно быть указано, на какой территории он действует (обычно - все европейские страны). Стоимость полиса зависит от продолжительности вашей поездки - как правило, из расчета 1 евро в день.
На большинстве европейских границ вас попросят предъявить паспорт с визой. Для получения шенгенской визы необходимо либо получить приглашение от друзей, живущих в странах Шенгена, либо забронировать отели по маршруту на весь период пребывания. Последнее можно сделать через туристическое агентство или самостоятельно через интернет. Однако если вы решили действовать самостоятельно, то лучше заранее ознакомиться с правилами посольств. Например, во французском не принимают в качестве подтверждения бронирования факс из гостиницы. Нужен оригинал брони, который вам могут выслать, скажем, экспресс-почтой. Другие страны, например Чехия, требуют подтверждение не только брони, но и оплаты. Для этого достаточно предъявить выписку со счета, где видно списание нужной суммы.
Если вы лишь приблизительно определили свой маршрут, хотите ехать "куда глаза глядят" и планируете останавливаться в кемпингах или мотелях, многие агентства предлагают оформление одних только виз, без проживания. Правда, это не вполне законно. Дело в том, что турфирмы все равно предоставляют в посольству информацию о том, где вы будете проживать - например, в какой-то "дружественной" им гостинице.
И когда в посольстве начинают сомневаться, может ли небольшая гостиница ежедневно принимать тысячи туристов, то начинаются проблемы. Как пояснили ИП в визовой службе посольства Германии в Москве, "предъявление поддельных документов, а также сообщение заведомо ложных сведений может повлечь запрет на въезд в государства Шенгенского соглашения". То есть вы можете получить в паспорт штамп об отказе в выдаче визы - и не сможете в течение нескольких лет получить ее ни в одном из посольств стран Шенгена. Если же визу без приглашения и брони вам все же дали, то будьте готовы к проблемам на границе. Пограничники имеют полное право поинтересоваться вашими планами на ночлег, и что им говорить, решать вам. Если же вы чем-то не понравитесь пограничнику, он вас может не пустить в страну даже при наличии визы.
Шенгенскую визу следует получать в посольстве той страны, где вы планируете быть дольше всего. Как пояснили ИП в посольстве Финляндии в Москве, "по шенгенским правилам, первоочередно шенгенские визы следует получать в посольствах или консульствах стран основного пребывания. Если основной страной пребывания является другая страна Шенгенского соглашения, посольство Финляндии не может выдать визу, даже если поездка следует транзитом через Финляндию".
Гражданам России для транзита через Польшу (до 5 дней) при наличии шенгенской, чешской или словацкой визы транзитная виза не нужна. Если же вы планируете ехать через другие страны, например Венгрию или Словакию, придется, помимо шенгенской визы, получить еще и транзитные визы этих стран.
О транзитных визах надо позаботиться заранее, обратившись в посольства в Москве, чтобы по каким-то обстоятельствам вам не испортили отдых, отказав в их выдаче на границе. Но вопрос с транзитными визами лучше решать тогда, когда вы уже определились с маршрутом поездки. Большинство стран выдают транзитные визы в течение трех-семи дней. Стоят они, как правило, от 10 до 50 евро.
- Понять, насколько ваша машина технически исправна, пустят ли ее в страны ЕС, и готова ли она к длительному путешествию.
- Определить маршрут будущей поездки. Решить, будет ли он включать паромную переправу, возможность использования которой лучше предусмотреть заранее
- Получить все необходимые визы, забронировать отели по маршруту, купить green card
- Не забыв документы дома, двинуться в путь.
Сухой путь
Есть несколько путей, которыми можно попасть в Европу на собственном автомобиле.
Наиболее популярный маршрут - от Москвы по трассе М1 через Минск до Бреста. Далее нужно двигаться через территорию Польши, транзитом через Варшаву до Франкфурта-на-Одере. После этого пути расходятся. Можно поехать на юг в Италию, на юго-запад во Францию или на запад в Голландию.
А вот в Грецию лучше ехать через Украину (трасса М3), далее через Румынию и Болгарию. Стоит учитывать, что многое зависит не только от цели путешествия, но и от особенностей тех стран, через которые вы планируете ехать. Иногда больший по километражу маршрут может быть значительно быстрее и безопаснее. Так, хоть в Грецию через Украину и ближе, опытные путешественники на форуме Auto.Ru ехать этим маршрутом не советуют.
По их мнению, украинские бензин и дороги хуже белорусских, а сотрудники правоохранительных органов - придирчивее. Россияне традиционно предпочитают пограничный переход между Белоруссией и Польшей в Бресте.
Из стран Шенгенского соглашения Россия напрямую граничит только с Финляндией и Норвегией. Финляндия в силу географической близости пользуется у россиян особенной популярностью. Из Москвы нужно ехать по трассе М10 до Санкт-Петербурга. Далее - либо через Выборг, либо через один из пунктов пропуска севернее (всего на российско-финской границе действуют 18 пунктов пропуска). На границе с Норвегией пункт пропуска лишь один, "Борисоглебск", попасть туда можно от Санкт-Петербурга по трассе М18 через Петрозаводск и Мурманск.
Можно самостоятельно разработать маршрут, забронировать гостиницы по всему маршруту, получить необходимые визы, отстояв очереди в посольствах, и купить страховку.
А можно поручить все эти хлопоты специализированным турфирмам, занимающимся организацией автопутешествий. Их услуги включают разработку маршрута, визу, медицинскую страховку, Green Card и бронирование гостиниц. Стоит такая услуга в среднем 400-500 евро.
Но на этом расходы не заканчиваются, а только начинаются. Полную стоимость поездки можно рассчитать только приблизительно. Все зависит от того, в какую страну вы собираетесь, каким маршрутом будете туда добираться, как и где вы собираетесь останавливаться, является для вас автомобиль лишь средством доставки до нужного места или вы будете постоянно колесить по окрестностям. А может быть, вы планируете каждый день проводить в новом городе. Тем не менее, по данным бюро путешествий "За рулем", организующего поездки на автомобиле в страны Европы, минимальный бюджет поездки в Чехию двух взрослых с ребенком составляет 1015 евро за две недели, а, например, в Венецию тем же составом и на тот же срок - 2150 евро.
В эти расчеты помимо необходимых документов включается стоимость бензина, проживание в отелях по дороге и на месте, а также приблизительная стоимость питания.
Если вы хотите путешествовать за границей на автомобиле, не самый плохой вариант - взять машину в аренду.
При этом удобнее долететь на самолете до одной из европейских стран и взять машину напрокат уже там. Правда, в Европе аренда обойдется дороже. Например, компания Europcar предлагает Opel Astra в Москве за 42 евро, а в Мюнхене - за 78 евро в день. Выехать из нашей страны на арендованном автомобиле вам, скорее всего, не удастся. Столичные прокатные компании разрешают использовать свои автомобили только на территории Москвы и Московской области, реже - в пределах РФ. Даже в крупных западных компаниях, имеющих разветвленную сеть пунктов проката по всему миру, есть жесткие ограничения. Например, компания Sixt запрещает выезд из РФ на взятых напрокат машинах. То же самое относится к Dollar Thrifty, Europcar и Avis. А вот в компании Hertz выезд из России на арендованном автомобиле возможен. Правда, как рассказал "ИП" руководитель отдела компании по работе с клиентами Виктор Андронов, выезжать разрешается только в Финляндию и на Украину. Никаких дополнительных документов не требуется, просто в договоре указывается территория, на которой возможно использование автомобиля.
В Европе не принято самому лежать под машиной с гаечным ключом, так что в случае поломки лучше сразу вызывать техпомощь. При этом используя либо телефоны для экстренной связи, которые повсеместно установлены вдоль автострад, либо мобильный или городской телефон. Автопомощь польского автомобильного союза (PZM) - 96-38 техпомощь на дорогах Чехии - 154 или 123 немецкий автомобильный клуб Adac - 0-180-222-22-22 при поломке в Финляндии нужно звонить в фирму, занимающуюся буксировкой, - она доставит вас в ближайший автосервис. Компания "Росквист" (там работают говорящие по-русски операторы) - 9800-3500.
Шенгенское соглашение "Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского Союза" было подписано 14 июня 1985 года пятью европейскими государствами. Позже их количество увеличилось, и по состоянию на 2006 год Шенгенская виза действительна в пятнадцати странах: Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Финляндии, Франции, Швеции.
Если ваш автомобиль находится на гарантии, можете не беспокоиться за его техническое состояние в путешествии. Большинство мировых производителей обещают гарантийное обслуживание в любом сервисном центре в любой стране. Правда, лишь в том случае, если автомобиль был куплен у официального дилера. Что касается отечественных производителей, гарантия на их продукцию действует только на территории России. Так что, несмотря на то что АвтоВАЗ имеет партнерские сервисные центры в Европе, а в Чехии есть сервисный центр УАЗ, отремонтировать машину по гарантии в них не удастся. Впрочем, на гарантию отечественных производителей не все рассчитывают даже в Москве.
Паромная переправа
Еще пару лет назад можно было попасть в Западную Европу свежим, отдохнувшим и с легкими, полными чистого морского воз духа. Паромная переправа Санкт-Петербург - Росток (Германия) позволяла избежать пересечения множества границ и сокращала пробег на несколько тысяч километров. Но с прошлого года российским автомобилистам, которые хотели бы попасть в Западную Европу на пароме, нужно сначала доехать до Финляндии.
В 2005 году одновременно отменили свои паромы из СанктПетербурга компании Silja Line и Tallink. Последняя за год работы в России понесла убытки в размере 5 млн евро. Это было вызвано тем, что желающих воспользоваться паромами было на треть меньше, чем было необходимо хотя бы для того, чтобы окупить расходы. Так что больше из России в Европу паромы не ходят. И в ближайшее время, как рассказали ип в компании "ГР-Травел", специализирующейся на бронировании билетов на паромы, восстанавливать прямое сообщение между Россией и Западной Европой не планируется.
Теперь пользование паромом может существенно увеличить бюджет поездки, если ее цель - юг Европы. Сейчас паромы ходят в Германию либо из Финляндии, либо из Латвии. Если вы решили ехать, например, через Латвию, придется получить еще одну транзитную визу, так как эта страна пока не является полноправным членом Шенгенского соглашения.
Расстояние от Москвы до Хельсинки - 1150 км, от порта Росток на севере Германии до итальянской границы придется проехать лишнего еще около 900 километров. Если ехать в ту же Италию через Польшу, то по километражу выходит столько же, однако вы экономите за счет стоимости билета на паром (минимум 200 евро) и выигрываете как минимум сутки времени.
Если же ехать на север Германии, в Голландию или Бельгию, то паром выгоден. При этом нужно помнить, что ни одна из паромных компаний не продает билеты с "открытой датой". То есть вам нужно точно рассчитать маршрут вашего путешествия так, чтобы оказаться в порту отправления в день, на который у вас куплен билет. Билеты на паром лучше покупать в Москве, чтобы вас в "высокий" сезон ждало гарантированное место. Некоторые компании предлагают забронировать и оплатить билеты в Москве, а получить их в кассе на месте.
Стоимость проезда на пароме в одну сторону:
Компания Finnlines. Хельсинки (Финляндия)- Травемюнде (Германия). От 176 евро с человека в шестиместной каюте плюс 100 евро за легковой автомобиль. Компания Superfast. Ханко (Финляндия) - Росток (Германия). От 85 евро в сидячем кресле или от 185 евро в четырехместной каюте плюс 118 евро за легковой автомобиль. Компания Scandlines. Вентспилс (Латвия)- Росток (Германия). От 60 евро в сидячем кресле или от 85 евро в четырехместной каюте плюс 80 евро за легковой автомобиль. Паромы ходят ежедневно. Продолжительность поездки в зависимости от перевозчика и маршрута - от 23 до 36 часов.
При выезде за границу не забудьте наклеить на свой автомобиль знак государственной принадлежности. Знак должен быть овальным, а логотип RUS напечатан черным шрифтом на белом фоне. Продаются знаки практически в любом магазине запчастей и на заправках. Патриотические вариации, контурами имитирующие государственные границы и переливающиеся всеми цветами радуги (их почему-то очень любят владельцы автомобилей "Волга"), за знак не считаются.
Их нравы
У россиянина, попавшего в Европу, возникает масса бытовых сложностей, связанных с передвижением на автомобиле. Ведь многие вещи, начиная от маркировки бензина и заканчивая правилами дорожного движения, существенно отличаются от того, что принято у нас.
Например, на нерегулируемом перекрестке водитель обязан пропустить пешехода. За нарушение - штраф от 50 до 100 евро, в зависимости от страны. А если вы на пешехода наедете, суд может вынести вам достаточно суровое наказание в виде лишения свободы или выплаты пострадавшему нескольких тысяч евро в качестве компенсации медицинских расходов и морального вреда. Больше того, во многих странах водители обязаны пропускать пешеходов, даже если те переходят дорогу в неположенном месте. Скажем, в Праге единственным транспортным средством, которое не должно останавливаться перед пешеходом, является трамвай.
За непристегнутый ремень, который россияне привыкли считать признаком удали, придется заплатить штраф до 400 евро. Причем его могут выписать, если не пристегнут пассажир на заднем сидении. Штраф, кстати, никто не будет предлагать заплатить на месте, что не должно наводить автолюбителя на мысль, будто квитанцию с обозначением совершенно неприличной суммы можно спокойно выкинуть со словами "кому должен, прощаю". Сэкономленные таким образом несколько сот евро могут обернуться в следующий раз отказом в выдаче визы - то есть закрыть вам одним махом весь Шенген.
Еще одна сложность для привыкших колесить по отечественным просторам - круговое движение. Европейцы не придерживаются нашего "правила правой руки" и считают, что главная дорога у того, кто находится на круге.
Нужно внимательно следить за скоростным режимом в городах, ведь в Европе максимальная скорость не 60 км/ч, как у нас, а 50. И уж ни в коем случае нельзя нарушать правила парковки. Безо всяких разговоров машину эвакуируют на штрафстоянку, услуги которой стоят от 0,5 до 1,5 евро в час. Еще одна неожиданность для россиянина в Европе - это платные дороги. У нас их только собираются строить, а в Европе они распространены повсеместно (кроме Германии). Цены на проезд по ним достаточно высоки (например, проезд от Парижа до Ниццы стоит 57,70 евро), Альтернативные бесплатные дороги обычно не позволяют передвигаться быстро. В некоторых странах, таких как Австрия или Чехия, пользование всеми скоростными магистралями платное. Причем платить надо не при въезде на определенную дорогу, а покупать специальную марку на границе. Если под лобовым стеклом марки нет, вас ждет серьезный штраф.
Непривычен российскому автолюбителю будет и ценник на заправке. Дело в том, что жители европейских стран по-другому называют марки бензина. 92-й - это Normal, 95-й - Super или Eurosuper, а 98-й - Super Plus.
При соблюдении всех этих (не очень сложных) правил организации поездки и подобающем поведении в ее ходе выехать из страны на своем автомобиле - если он, правда, отвечает европейским техническим требованиям - несложно. Зато после пересечения границы вы получите неограниченную свободу передвижения в пределах стран Шенгенского соглашения. Какие посетить города и страны и какие посмотреть достопримечательности, зависит только от вашей фантазии и финансовых возможностей. Но такой отпуск точно будет удачным и запомнится на долгие годы.