Понятие "инклюзии" и сами инклюзивные коллективы очень медленно, но всё же становятся неотъемлемой частью общественного сознания и устройства. Какими могут быть инклюзивные коллективы и действительно ли они могут помочь другим детям?
Что такое инклюзия?
Само слово "инклюзия" буквально можно трактовать как "включение". Инклюзивный процесс предполагает, что в него могут быть вовлечены совершенно разные люди – с разными исходными данными, разными возможностями, разными поведенческими и другими особенностями. Но для каждого может найтись достойное место и каждому будет уделяться внимание. Сегодня, когда психологи, педиатры, педагоги и родители говорят об инклюзии, они подразумевают расширение возможностей для детей с ОВЗ. "Другие дети" получают возможность учиться и развиваться в коллективах вместе с нормотипичными детьми. Да, это пока ещё непривычно и иногда сложно, но эффективно. И самое главное – это работа на перспективу. В условиях детского инклюзивного коллектива формируется, по сути, мини-модель общества, в котором люди с разными возможностями относятся друг к другу уважительно и терпимо.
Объединить детей проще всего, вовлекая их в творческий процесс. Ведь все дети талантливы, а в творчестве развиваются ещё и такие важные качества как терпение, фантазия, коммуникабельность. Удивительно, но при совместном решении творческой задачи дети вообще способны забыть о том, что кто-то из них особенный, а кто-то нормотипичный. Потому что каждый готов внести свой вклад в общее дело. И таким образом выигрывают все – абсолютно все участники инклюзивного процесса.
Особенные и обычные дети театральной студии "Сны Алисы"
Подобную теорию успешно подтверждает практикой уникальная театральная студия "Сны Алисы", организованная БФ "Семейная в помощь". В студии занимаются как дети с ОВЗ, так и нормотипичные. И при работе над каждым спектаклем дети не просто получают возможность проявить и развить свой актёрский талант. Они учатся передавать эмоции и знания, получают бесценный опыт коммуникации, пробуют разные способы взаимодействия с внешней средой, укрепляют память, развивают речь, моторику, координацию движений. Играя на сцене, ребёнок переносит полученные навыки в жизнь. "Мы не разделяем детей на особенных и обычных. Они вместе играют, вместе выходят на сцену, вместе придумывают что-то, гуляют и даже на каникулы отдыхать ездят вместе. Инклюзия значит, что все на равных и все вместе, вне зависимости от каких-либо особенностей. И все – равноправные участники общества", – говорит руководитель студии Любовь Ковалева.
"Эффект инклюзии" распространяется и на зрителей в зале. Они очень тепло принимают каждое выступление юных артистов и вообще не обращают внимания на различия между детьми. Сегодня в репертуаре студии уже есть два спектакля, а в наступившем сезоне началась работа над новыми постановками. И репетиционный процесс здесь строится так же, как в любом другом театре: выбор пьесы, распределение ролей, читка, построение мизансцен, разработка декораций и костюмов. Работать с особенными детьми не всегда легко, но всегда интересно. "На самом деле, любому ребёнку всегда требуется индивидуальный подход. Раскрыть личность ребёнка, его талант, обнаружить его потенциал и сделать так, чтобы он поверил в себя – задача сама по себе не простая. Но если ты любишь детей и своё дело, то неважно с какими детьми ты работаешь, с особенностями или без", – говорит режиссёр студии Никита Малышев.
Игровые моменты, попытки преобразовать жизненную ситуацию в театр и "проиграть" её очень помогают в повседневной жизни родителям других детей. Например, такой вроде бы обычный жизненный момент как посещение врача особенным детям даётся с трудом. Они тяжело воспринимают новую обстановку и остро реагируют на неё. Но если попробовать предварительно поиграть в доктора, то часть проблем можно снять. Вот что советуют врачи:
Благотворительный фонд "Семейная в помощь"
Белов Владимир Владимирович, медицинский психолог, детский психолог, ведущий специалист сети клиник "Семейная": "Благотворительный фонд "Семейная в помощь" успешно реализует проекты, направленные на поддержку детей, инвалидов, ветеранов, пожилых людей, людей с тяжелыми заболеваниями. Одно из направлений деятельности фонда – создание и развитие инклюзивной театральной студии "Сны Алисы", где занимаются дети с ОВЗ. Как творчество влияет на развитие детей и как занятия в театральной студии помогают нормотипичным детям, детям с ОВЗ.
Сегодня в арсенале врачей есть достаточное количество методик для социализации детей с ОВЗ. И одной из них можно назвать театр. Причём, детям важно и смотреть спектакли, и пробовать себя в качестве артиста. Так или иначе включаясь в судьбы героев спектакля, ребёнок получает мощный импульс к преображению. Он получает колоссальный новый опыт, учится выстраивать коммуникации, выражать свои эмоции. Даже небольшая роль в спектакле развивает речь и память, помогает концентрироваться, взаимодействовать с окружающим миром.
Даже такой, казалось бы, простой момент как подготовка и примерка театрального костюма очень важен для детей с ОВЗ. Он помогает проработать сенсо-невральные нарушения и формирует привычку заботиться о своей одежде".
В материале использованы фотографии спектакля "Сны Алисы" от 24 мая 2022 на сцене Нового пространства Театра Наций, сделанные Евгением Димитриади.