Образование — это процесс, который должен быть максимально индивидуализирован, чтобы каждый ученик мог развиваться и достигать поставленных целей. Один из способов сделать обучение более персонализированным — создание индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для каждого школьника. Что такое ИОМ, зачем он нужен и как его построить, рассказала Анастасия Чистякова — методолог, предприниматель, основатель онлайн-школы "Bumblebee", автор и ведущая онлайн-курсов. Она также предложила практические рекомендации для родителей, учителей и учеников.
Что такое индивидуальный образовательный маршрут?
Индивидуальный образовательный маршрут — это план обучения, разработанный для каждого ученика с учетом его интересов, потребностей, способностей и особенностей. Целью ИОМ является обеспечение наиболее эффективного образования для ребенка, чтобы он мог максимально раскрыть свой потенциал и достичь успеха в учебе и жизни.
Сегодня каждый школьник имеет право на индивидуальный подход в обучении, которое прописано во ФГОС. ИОМ подразумевает не только выбор отдельных предметов, необходимых ребенку, но может быть ориентирован на коррекцию успеваемости, например, если расписание в школе не подходит из-за интенсивных занятий спортом.
ИОМ можно создать как по всем дисциплинам, так и по отдельным предметам. Так, если родители или учитель чувствует, что ребенок делает значительные успехи в математике или, наоборот, сильно отстает, для него можно составить индивидуальный план занятий.
Конечно, реализовать ИОМ гораздо удобнее на экстернате или домашнем обучении, но и в общеобразовательной школе это тоже возможно. Индивидуальный образовательный маршрут особенно подойдет одаренным детям, а также ученикам, которые готовятся поступать в ВУЗ, не успевают или не могут осваивать школьную программу наряду с другими по состоянию здоровья.
Как построить индивидуальный образовательный маршрут?
Составлением ИОМ в общеобразовательной школе занимаются педагоги и администрация в тесном взаимодействии с родителями школьника. При работе в тандеме удается четко поставить цели и найти наиболее правильный путь к их реализации. Что необходимо для построения ИОМ?
Оценка потребностей и интересов ученика
Первый шаг в создании ИОМ — определить сферу интересов и потребности школьника. Проведите беседу с ребенком, выясните, чем он увлечен, каких высот хотел бы достичь в учебе и жизни. Учитывайте его сильные стороны и слабые места, чтобы построить образовательный план, который будет максимально соответствовать его потребностям.
Не бойтесь, если на данном этапе цель получилось сформулировать абстрактно, например, "хотелось бы углубленно заняться математикой". Со временем ИОМ можно будет изменить или откорректировать.
Пример. Пятиклассник Алексей интересуется математикой и компьютерными технологиями. ИОМ для него может включать углубленное изучение математики, участие в олимпиадах и проектах по программированию.
Участие родителей и учителей
Создание ИОМ — это совместный процесс, который требует участия не только ученика, но и его родителей и учителей. Важно, чтобы взрослые поддерживали идею персонализированного обучения и сотрудничали для оптимального развития ребенка.
К сожалению, некоторые родители самоустраняются из процесса. Они полагают, что это задача учителей — полностью разработать индивидуальный план учебы и воплотить его. Такое мнение ошибочно, поскольку папа и мама лучше знают интересы, потребности ребенка и могут внести ценные коррективы, помочь найти и приобрести обучающие пособия, отрегулировать режим дня ученика для большей эффективности.
Пример. Родители Алексея общаются с учителями, чтобы поддержать его интересы в математике и компьютерных технологиях. Они также находят дополнительные учебные материалы и курсы, чтобы помочь ему развиваться в выбранных областях.
Учет потенциала и амбиций
ИОМ должен учитывать не только текущие знания и умения ученика, но и его потенциал и амбиции. Помогите ребенку поставить перед собой реалистичные, но далеко идущие цели, и научите его разрабатывать план действий для их достижения.
Здесь важно дать адекватную оценку способностям школьника, чтобы получить максимальный результат. Некоторые родители склонны преувеличивать возможности ребенка или, наоборот, жалеть его и не давать развиться потенциалу. В данном случае стоит прислушаться к мнению педагога, который знает, на что способен ученик, и чего он может достигнуть. Построить ИОМ с опорой на мнение профессионала получится гораздо эффективнее.
Пример. Восьмиклассница Екатерина мечтает стать литературным критиком. В ее ИОМ входят изучение классической литературы, участие в литературных кружках и конкурсах, а также написание статей и рецензий на произведения. Девочка при этом сама сочиняет стихи, хорошо пишет школьные сочинения.
Оценка и корректировка
ИОМ — это динамичный процесс, который может изменяться по мере развития ученика. Регулярно оценивайте его успехи и прогресс. Если необходимо, корректируйте образовательный план для достижения лучших результатов. Для большей эффективности стоит принимать во внимание мнение родителей, педагогов и самого ученика, что позволит подсветить слабые стороны, устранить их, учесть новые предпочтения ребенка.
Пример: в течение учебного года Екатерина понимает, что ее интересы в литературе более узко сосредоточены на определенных авторах. Ее ИОМ меняется с учетом этой информации, чтобы уделять больше внимания изучению работ выбранных писателей.
Но стоит заметить, что индивидуальный план не должен меняться только по желанию родителей или ученика. Необходимо ориентироваться на общую цель. Например, если Екатерина готовится поступать в профильный ВУЗ уже в этом году, стоит, наоборот, максимально расширить знания о литературном процессе, чтобы успешно сдать экзамен.
Индивидуальный образовательный маршрут — это мощный инструмент, который позволяет каждому школьнику развиваться в соответствии с его уникальными потребностями и интересами. Для построения ИОМ важно учитывать их, вовлекать родителей и учителей, принимать во внимание потенциал и амбиции ребенка, а также регулярно оценивать и корректировать план. Персонализированное обучение способствует максимальному развитию школьника, помогает ему достичь успеха в учебе и жизни.