Разноцветный, мягкий, теплый и даже немного вкусный пластилин или современное тесто для лепки вряд ли оставят равнодушными малыша даже самого ползункового возраста. Мой сын Иван помял и даже покусал пластилин в 8 месяцев. Сейчас ему 2 года 5 месяцев, но игры с пластилином и тестом для лепки — самые любимые! По мере взросления мы прошли курс от катания пластилиновых шариков до пластилиновых сказок и игр в пластилиновый футбол! Как мы создавали свой пластилиновый мир, расскажу по порядку.
Изначально, когда Ивану было 8-9 месяцев, мы просто играли слепленными мною пластилиновыми шариками, мяли их, перебирали и складывали в разные коробочки, пластмассовые контейнеры или изготовленную из этого же пластилина посуду. Малыш все это проделывал с огромным удовольствием. Затем я модифицировала игру, раскладывая в тарелочки пластилиновые бананы, яблоки, огурцы и помидоры, любые уже знакомые ребенку фрукты и овощи. В этом же возрасте первым пластилиновым героем наших игр был простой и понятный пластилиновый человечек.
Дальнейшим этапом для нас были игры с готовыми пластилиновыми фигурками и формами, которые сейчас продаются в наборах с пластилином и тестом для лепки и благодаря которым можно создавать первые знакомые образы для ребенка (дом, машина, человек, дерево и другие). Но наша пластилиновая фантазия в эти формочки не помещалась и требовала большего.
Так к 2 годам мы стали создавать пластилиновые картины на бумаге с помощью карандаша, пластилина и тех же формочек. Наши пластилиновые шедевры чаще всего возникали из насущной потребности закрепить в речи новые слова ребенка. Так, например, для закрепления слов «дождь» и «зонт», у нас получилась такая картина: с помощью формочки мы вылепили человека и прилепили на белый лист бумаги, в руку я ему дорисовала зонт. Тучки я рисовала и лепила сама, а вот дождь уже Иван помогал лепить и крепить на лист!
Обычно картину мы дополняли пластилиновыми деревьями, дорисовывали дорогу, домики и цветочки. Для развития мелкой моторики я также часто просто рисовала на листе бумаги елочку или жирафа, и мы с Иваном с удовольствием украшали елочку разноцветными пластилиновыми шарами, а жирафа награждали пятнами! Мой ребенок всегда с радостью включался в подобное совместное творчество.
Но все-таки каждый раз, играя с пластилином, я как человек творческий и педагог-психолог по профессии, думала и размышляла о новых возможностях в развитии малыша с помощью лепки. Так постепенно по мере взросления Ивана появлялись ролевые пластилиновые игры: сначала это были простые и доступные игры с пластилиновой собакой, кошкой, мишкой, а потом появились любимые герои — Лунтик, гусеницы Вупсень и Пупсень. Процесс игры настолько завлекал нас, что постепенно усложнялся и сюжет: возникали домики героев (простые разноцветные кружочки), куда каждый мог спрятаться, мяч, который пинали Лунтик и гусеницы. Образы и идеи рождались сами собой, были достаточно простыми и понятными для ребенка.
Мои размышления над тем, как приобщать подрастающего ребенка к самостоятельной лепке, способствовали возникновению нашей любимой игры «Бабушкины пластилиновые блины» и ее модификации «Мамины пельмешки». Я раскатывала длинную колбаску, вооружала ребенка пластилиновым ножичком для лепки и просила нарезать колбаску на кусочки. Я лепила много тарелочек, а Иван с удовольствием раскладывал кусочки по тарелкам. Затем он сам придумал эти кусочки расплющивать, так и получились у нас пластилиновые блинчики! Мне оставалось только вылепить бабушку, стол и большое блюдо для блинов, как это происходит у нас в семье! Тем же способом, но уже в пластилиновой кастрюле мы вместе варили мамины пельмешки для Лунтика и его команды. Так простые и знакомые для ребенка образы и примеры из жизни могут быть использованы в развивающей игре.
Когда Иван дорос для восприятия цвета и букв, мы придумали игру в сортировку: из тех же простых готовых формочек я делала 4 домика красного, зеленого, желтого и синего цвета и катала много шариков этих же цветов. Иван с большим энтузиазмом раскладывал шарики по домикам. Я любила делать ошибки, положив шарик не в тот домик, а Иван с радостью их исправлял! Подобным образом мы играем и с буквами: я леплю буквы из пластилина, а Иван их раскладывает по карточкам с нарисованными буквами.
Сейчас в 2 года 5 месяцев мы с Иваном проигрываем простые пластилиновые сюжеты русских народных сказок «Колобок» и «Репка». Конечно, я как начинающий скульптор не всегда могу вылепить всех героев сказки, на помощь приходят игрушки и картинки, пазлы. Пластилиновая фантазия нас не покидает, и наш пластилиновый мирок пополняется новыми героями и сюжетами!