"Кто не имеет выбора, тот не имеет мук", — эта немецкая поговорка была актуальна для советских пап и мам: у всех детей были одинаковые неваляшки и прозрачные бутылочки для молока. А современный свободный рынок не только предлагает огромное разнообразие товаров, но и создает проблему выбора и ответственности за этот выбор.
В погоне за любовью и лояльностью родителей-покупателей производители готовы реагировать на любой запрос и выложить на прилавок весьма неожиданные товары. Что вы, скажем, думаете о пинетках на каблуке? А про розовый гробик для куклы? А о ползунках для малыша, обшитых пушистой бахромой, чтобы заодно и пыль протирал?
Почему на прилавках появляются эти странные товары, хорошо это или плохо? Своим мнением поделилась специалист сферы детского ритейла Наталья Орлова.
Многолетний анализ представленных на международных и российских выставках детских товаров подтверждает: молодые мамы и папы подходят к выбору товаров для малышей смелее и, можно так сказать, веселее. Например, на выставке в Гонконге был такой замечательный экспонат: черный игрушечный унитаз для кукол на колесиках, который играет веселые песенки. Если не считать сумасшедшими тех, кто это выпускает и тех, кто это покупает, а попробовать понять, чего хотят современные родители от производителей детских товаров, то можно обнаружить интересные тенденции.
Какими должны быть игрушки
В условиях ограниченной свободы выбора люди, в первую очередь, ожидали от детских товаров практической пользы. Это должно было быть дешево, тепло и удобно. Эти требования к детским товарам сохранились и сейчас: современные родители хотят, чтобы товары для ухода за детьми
- позволяли экономить время для полноценной жизни и общения,
- были легкими для использования дома и на прогулке,
- работали буквально от одного нажатия, были многофункциональны, складывались или надувались,
- занимали мало места, были эргономичны.
Еще одно направление — поддержка здорового образа жизни.
В моде — спортивная тематика для малышей, бодрость и здоровье, wellness, товары с логотипами спортивных клубов и изображениями спортивной тематики.
Кроме того, теперь, когда массовое предложение позволяет покупать не то, что подвернулось, а выбирать товары по своему вкусу, все большее значение приобретают такие характеристики, как
- экологичность,
- безопасность товаров,
- их способность обеспечивать защиту и контроль за малышом,
- отсутствие вредного влияния материалов, из которых они изготовлены, не только на самого младенца, но и на окружающую среду.
В Европе, например, считается модным и прогрессивным указывать на упаковке товаров способ вторичной переработки. Налажен даже промышленный выпуск детских горшочков из прессованного торфа — когда малыш подрастет, в такой горшочек можно посадить комнатный цветок или просто закопать его в землю без вреда для природы.
В России, в ответ на сформировавшийся запрос, все больше товаров выпускается из натуральных материалов:
- игрушки из дерева и картона,
- детские такни из бамбука, крапивы и конопли,
- пустышки из смолы деревьев.
Сами игрушки зачастую очень похожи на своих живых собратьев. Например, папы и мамы охотно покупают очень похожих на настоящих мишек, зайцев, лисят и ежиков.
Монстры и вампиры — зачем они детям?
В то же время на прилавке можно найти сине-зелено-фиолетовых монстров, кукол-оборотней и куклол-вампиров.
Мало того, что появились "Дракулаура" и "Фрэнки Штейн" кукольной линии Monster High — при желании можно найти товары "пиратского", "готского", "вампирского" и прочего креативного авторского дизайна для младенцев.
Можете себе представить черный чепчик с Веселым Роджером или наряд для новорожденной девочки в образе эмо или в винтажной стилистике? Или поильники и детскую посуду с героями юмористических комиксов?
Разумеется, дитя в колыбельке не само выбирает себе картинки на пустышках и бутылочках: за младенцев решения принимают взрослые.
"Папы и мамы доигрывают с новорожденным свои игры, — считают психологи, — детские товары отражают ценности и эстетические предпочтения родителей".
Если родители при этом помнят о святом принципе "не навреди", то стоит признать — процесс воспитания, построенный на взаимном семейном общении и не ограничивающий, а поддерживающий самовыражение молодых родителей, способствует развитию малыша и приносит семье много радости. Конечно, если не нарушаются требования к товарам, связанные с возрастными особенностями развития младенца. И родителям, и производителям детских товаров надо подходить к ним очень взвешенно и ответственно.
Откуда же все-таки берутся эти странные товары — плюшевые микробы, духи для младенцев, кукольные монстры?
А просто для производителей не секрет: в условиях массового предложения удержать потребителя можно только на эмоциональном уровне.
Поток товаров разных торговых марок однообразен, и для отстройки от конкурентов производителю требуется все больше и больше креатива и индивидуальности.
Опросы показывают: многие молодые родители считают, что, помимо традиционных характеристик, детские товары должны быть
- задорными,
- веселыми,
- нестандартными,
- фантазийными,
- модными,
- нести радость,
- использовать образы известных персонажей.
Остается надеяться, что детская индустрия придет к формированию неких отраслевых этических стандартов, и родители не перестанут покупать своим малышам обычных симпатичных кукол, бурых мишек, кубики с буквами и цветные мячики.
А что касается игрушечных монстров и микробов — думаю, это не так страшно. В конце концов, даже наши бабушки знали: чтобы ребенок перестал чего-то бояться, над страхом надо посмеяться. Смешное — не опасно. Главное — не терять при покупке таких "страшилок" чувства меры. И, возможно, при разумном подходе и родительском контроле, странные зверушки помогут развить воображение и творческие способности наших детей.