С первой же минуты лабрадор располагает к себе. Неунывающий, жизнерадостный, всегда бодрый и доброжелательный. Он постоянно совершает поступки, которые должны вызывать раздражение, но на него совершенно невозможно, и, главное, бесполезно сердиться!
На собственной шкуре
В те времена, когда я начинал свою карьеру частнопрактикующего дрессировщика, трудно было предугадать будущую популярность этой замечательной породы. О лабрадорах тогда толком ничего не было известно. Мы видели картинки в заграничных книжках и журналах, изредка встречали в России собак, называемых лабрадорами, но напоминающих эти иллюстрации лишь отдаленно: больших, черных, угловатых, а по характеру больше похожих на нынешних ротвейлеров.
Поэтому к первой встрече с настоящим лабрадором я был не готов. К тому моменту уже появились восторженные публикации первых заводчиков-"лабрадористов" и ходили слухи о невероятном интеллекте и универсальности этих собак. Но мне казалось, что это просто реклама очередной новомодной породы. Будучи владельцем ньюфаундленда и немецкой овчарки, я сомневался что лабрадорам удастся обставить по интеллекту первых, а по универсальности и популярности - вторых. К счастью, скоро мне удалось познакомиться с лабрадором очень близко, развеять свои сомнения и "на собственной шкуре" ощутить все особенности этой породы.
Одна моя старая знакомая неожиданно позвонила мне с просьбой о помощи. Они с мужем очень хотели завести "умную собаку", поэтому купили за огромные деньги лабрадора. Но почему-то оказалось, что он совсем не "умный", совершенно не слушается и громит квартиру, да к тому же им срочно нужно уехать на некоторое время за границу. Поэтому они очень просят нас за хорошее вознаграждение приютить у себя на время эту неразумную, но все же любимую собачку. Профессиональный интерес к новой интригующей породе напрочь заглушил во мне житейскую логику, и через пару часов весельчак Брайтон уже бодро бегал по нашей скромной квартире.
Совсем не сразу можно разглядеть в добрых, исполненных глубокого почтения, по-настоящему собачьих глазах лабрадора хитрость, некоторую насмешку и шкодливость. Через час общения с Брайтоном я отметил, что восторги по поводу интеллекта лабрадоров не лишены основания, к концу дня пришел к выводу, что собака очень умна, а на следующий день подумал, что правы те, кто считает эту породу лидером по сообразительности. И чем больше я общался с лабрадорами, тем больше удивлялся: "Знал, конечно, что они умны, и очень умны, но чтоб настолько - не ожидал!"
Всесторонне одаренный
Общаться с лабрадорами в практике дрессировщика-зоопсихолога мне пришлось, пожалуй, больше, чем с любой другой породой. Вскоре после моего первого знакомства с лабрадором порода обрела заслуженную популярность, а выбор лидера государства сделал просто дурным тоном отсутствие этой умной и вместе с тем совершенно несерьезной собаки в семьях серьезных людей. Впрочем, лабрадор удачно вписывается практически в любую семью, где готовы уделять ему достаточно времени и сил, любить его и понимать. А это не так просто, как кажется на первый взгляд.
Тем, привык общаться со служебными собаками типа восточноевропейской овчарки, с лабрадором будет особенно трудно. И вовсе не потому, что он уступает им в сообразительности, находчивости, чутье, выносливости - с этим как раз у породы полный порядок. Дело в другом. Для лабрадора совершенно не очевидно, что он должен служить человеку. Ему главное, чтобы жить было как можно интереснее. Как можно больше новых впечатлений, эмоций - вот самая основная потребность лабрадора. И если служение человеку, хорошее поведение, выполнение заданий окажутся интересными, то лабрадор будет не против. Он даже сам проявит изобретательность, гибкость, энтузиазм, будет работать "до седьмого пота", не зная страха и усталости, но только при одном условии: если сначала вы докажете собаке, что служить человеку и слушаться его - очень интересно, выгодно и занимательно. Без этого прилежания и послушания от лабрадора не ждите: изначально наибольший интерес для него представляет хаотическая активность, каверзы и хулиганства.
Лабрадор - собака всесторонне одаренная и очень неприхотливая. Сейчас в России и во всем мире он используется не только для охоты, но и практически для всех видов служб: розыскной, спасательной, защитной и даже поводыря слепых. Причем из многих сфер этой породе уже удалось вытеснить давно признанных профессионалов, например, немецких овчарок. При этом лабрадор может быть практически идеальной семейной собакой-компаньоном. Он найдет общий язык со всеми членами семьи, независимо от пола и возраста. Однако следует помнить, что если вы не придумаете должного применения всем достоинствам лабрадора, он обязательно придумает его сам - иначе говоря, превратится в хулигана. Поэтому, приобретая, эту, несомненно, прекрасную собаку, подумайте, сможете ли вы обеспечить ему достойную физическую и интеллектуальную нагрузку.
Драка на интерес
Есть у лабрадора особенность, которая ставит в тупик людей, привыкших воспитывать собаку жесткими методами: собаки этой породы не чувствительны к боли и, более того, им в принципе не свойственно бояться. Если лабрадор решил вступить в схватку с врагом, то размеры и агрессивность соперника его ничуть не смутят. Даже если он с самого начала будет терпеть поражение, он будет драться до тех пор, пока: ему это не надоест! А потом спокойно уйдет искать новых приключений, бодро помахивая хвостом.
Отношение лабрадоров к конфликтам и дракам можно охарактеризовать молодежным словечком "прикольно". Мне случалось разнимать драки лабрадоров с кавказской овчаркой. При этом "кавказец" был очень озадачен тем, что у него почему-то не получается "разобраться по-быстрому", а вот лабрадора, казалось, ничуть не смущали его искалеченные ноги и огромные раны - он как ни в чем не бывало рвался в бой.
Еще более курьезный случай произошел в садоводстве под Выборгом, где мне пришлось спасать от агрессивно настроенного лабрадора двух южноафриканских бурбулей! Их явное физическое превосходство не смогло сломить дух местного "авторитета" - одичавшего лабрадора, брошенного в садоводстве кем-то из дачников. После того, как мне наконец удалось усмирить агрессора, на котором уже живого места не осталось, мы продолжили занятия послушанием с бурбулями. А лабрадор в сторонке повторял за нами все упражнения - не то надеясь, что и ему дадут лакомство, не то просто из интереса.
Поэтому, если вы собираетесь воспитывать лабрадора с помощью ремня, хлыста и других предметов, которые кажутся вам устрашающими, хочу вас сразу же разочаровать. В глазах лабрадора вы будете выглядеть скорее персонажем комическим, нежели трагическим. Он не испугается наказания, а скорее наоборот, воспримет его как новое интересное впечатление. И обязательно найдет способ "оставить вас в дураках".
Оставить в дураках
С поразительной хитростью лабрадора я столкнулся буквально при первом знакомстве. Уже упомянутого Брайтона я однажды оставил спать в комнате, где стояли мешки с сухим кормом для собак. Был уже поздний вечер, две другие собаки спокойно спали около меня, когда я совершенно явно услышал шелест пакета и характерный хруст. Подумав, что Брайтон добрался до корма, я решительно направился в комнату. Но никаких следов преступления не было: "подозреваемый" спокойно спал под столом совсем в другом конце комнаты. Я вернулся на кухню, но через несколько минут шум повторился. И на этот раз я застал ту же самую картину. На третий раз я решил тихо заглянуть в комнату через щель. Убедившись, что все стихло, Брайтон крадучись направился к мешку и начал торопливо, стараясь не производить лишнего шума, поглощать корм. Когда я шевельнул ногой табурет - мол, снова иду в комнату, лабрадор быстро забрался под стол, завалился на бок, закрыл глаза и начал выразительно сопеть!
Вот тут я впервые по достоинству оценил интеллект этой собаки. Думаю, не всякий ребенок способен просчитать подобную комбинацию: для этого нужно на несколько шагов вперед просчитывать не только свои действия, но и предполагаемую реакцию человека и общий результат комбинации. Рассудочная деятельность на таком уровне встречается у животных очень редко. Не говоря уже о явном артистизме, с которым был исполнен этот трюк. Даже Станиславский, наверное, не нашел бы повода произнести свое знаменитое "Не верю!".
Второй подобный случай произошел намного позже, когда я уже был владельцем гостиницы для собак. Пока я делал уборку в номере одного "постояльца"-лабрадора, он тихо подкрался ко мне сзади и вытащил торчащую у меня из кармана съемную ручку от двери номера. Затем он выскочил с ней в зубах на улицу, умудрившись за собой захлопнуть дверь! Я оказался запертым в комнате с металлическими решетками и прочными дверями, специально сделанными так, чтобы без этой ручки невозможно было открыть их изнутри. Сорванцу и этого показалось мало, и он стал дразнить меня, подпрыгивая с ручкой в зубах к окну, как бы показывая, что ручка у него, положение мое плачевное, а статус царя природы и венца творения временно переходит к нему. Я не знал, плакать мне или смеяться: кинолог со стажем, не раз перевоспитывавший зарвавшихся волкодавов, одурачен полуторагодовалой собакой и рискует всю ночь провести в номере собачьей гостиницы: Спасло меня только то, что этот хулиган не догадался стащить у меня еще и мобильный телефон, который случайно оказался при мне. Я не особо удивлюсь, если через несколько лет лабрадоры будут учитывать и это.
Как видите, интеллектуально подавить лабрадора тоже не так-то просто. Главное, чему учит нас общение с этой породой - пора отходить от старых, жестких, потребительских методов воспитания. Нам придется обращать внимание на внутренний мир собаки, считаться с его особенностями, законами и потребностями. И тогда результат превзойдет ожидания!