Я прекрасно помню, как после первой поездки у меня возникло острое желание никогда больше не совать свой нос в это африканское государство. Однако уже через год все эмоции остыли, а любовь к Красному морю, словно благородный сыр, дозрела.
Люди инструкций
14 сентября, в 2-41 ночи Боинг 757 (200) оторвался от земли. Пролистываю журнал "ВИМ-АВИА", интересно же, на чём летим, что за авиакомпания. Параллельно краем глаза смотрю в телевизор. Самолёт всё дальше отдаляется от Москвы, карта сменяется показателями высоты, скорости и пр. технических характеристик. Стоп. Кто-то из них врёт – или журнал или телевизор. Пока все добропорядочные граждане, включая мужа и дочку спали, я аккуратно пробиралась в хвост солона с целью как следует допросить стюардессу. В итоге я поимела интереснейшую беседу со стюардессой Ириной.
Простите, на экране высота полёта указана 11.200, притом, что максимальная высота полёта, заявленная в журнале, 11 тыс. метров. Откуда такое несоответствие?
Стюардесса (немного помявшись): – Кассета в записи, но высота может быть и такой.
Я (про себя): – Гениальный психологический приём: я сижу, смотрю, и мне спокойно и комфортно, даже если это не совсем правда, действует, как успокоительное.
Стюардесса: – Не надо отвечать на самый популярный вопрос: "А где мы сейчас летим?"
Я: – Ирочка, мне давно не даёт покоя один вопрос. Объясните мне, зачем все эти "подтяните здесь, застегните тут", если всё равно никто не успевает воспользоваться жилетом? Человек и в обычной ситуации призадумается, чтобы правильно всё сделать...
Стюардесса: – Не совсем так. Во время штатной аварийной посадки мы трижды повторяем инструкцию. Люди, находящиеся в такой ситуации, чётко следуют всем указаниям, потому что в такие минуты активизируется инстинкт самосохранения. А ремнём действительно лучше пользоваться до полной остановки. Был случай, когда мужчина остался парализованным, получив травму позвоночника. Он неудачно стукнулся спиной о подлокотник.
Я: – Кстати, сегодня проходили учения в аэропорту Шереметьево. Люди вроде в теме, а прыгать правильно с трапа не умеют... Как, по-вашему, есть разница между дневным и ночным перелётом?
Стюардесса: – Для детей – конечно. Ночные перелёты они переносят тяжелее. Капризничают, когда их будят.
Стюардесса дала мне один дружеский совет – не кормить ребёнка самолётной едой на обратном пути. Упаковка и хранение продуктов в Хургаде оставляет желать лучшего. Не вникая в подробности, скажу только одно слово – антисанитария.
Я: – Нынче пассажиры сильно боятся летать?
Стюардесса: – После авиакатастроф особенно. Ко мне как-то подошла женщина, вцепилась в руку и спросила: "Мы ведь правда вместе будем падать?" Признаться, я растерялась, потому что не знала, на какую часть вопроса отвечать. То ли "будем", то ли "падать", то ли на оба сразу. Успокоила, как смогла...
Отель
Прилетели мы рано утром, поэтому добираться самостоятельно не было смысла, ключ от номера нам могли дать и в двенадцать. Какая разница, где ждать. В отель нас, бледнолицых, жаждущих встречи с морем, завезли первыми.
У стойки молодые ребята требовали номера. Им было всё равно, что юридически день начинается в 12 дня. Здесь и сейчас, требовали они.
В 10.00 у нас в руке был ключ с цифрами 636. Стандартный номер на втором этаже (у меня есть подробный план отеля с расположением всех номеров – обращайтесь).
Желающих обменять стандартный номер на бунгало вначале долго тыкают в официальные расценки – $3 в день с человека, и баста... Инфляция господа. $10 уже не проходят. Минимальный обходной путь (для семьи 2 взрослых + ребёнок) – 40 евро, и ключ от желаемого бунгало ваш...
Что лучше – вопрос дискуссионный. Многие бунгало ближе к морю. Тем, у кого all inclusive, такой вариант идеальный. Бунгало, где кругом много травы, увеличивает шансы делить свой кров с ящерицами. При этом напичканность и обшарпанность номеров могут быть непредсказуемыми.
Все прелести большой территории хорошо ощущались по приходу на пляж, когда понимаешь, что забыла пару важных вещей.
От нашего номера до пляжа было 412 шагов или 5 минут быстрым шагом (без ребёнка). Посчитать шаги удалось только на шестой день, поскольку первые 6 дней в точке "Б" постоянно забывала посмотреть на часы. Каких-то 5 минут давались мне непросто. Неуютно передвигаться по раскаленной Хургаде. (Ну, это так, к слову, для тех, кто сейчас сидит и рассматривает как вариант вторую линию).
Кстати о часах. На 8-ой день нашего пребывания в Египте перевели часы на час назад (говорят, на экскурсиях и в аэропорту из-за этого был страшный бардак). На рецепции вывесили занятную бумажку (гордитесь, россияне). На русском языке краткое объявление гласило: "Пожалуйста, переведите часы на час назад". На английском, немецком и итальянском языках была дана гораздо более подробная инструкция, раза в полтора длиннее: "...Вам необходимо в 23 часа переставить часы на 22 часа".
Территория ухоженная, очень зелёная, но тени мало. Статуи фараонов, рисунки на бунгало и иероглифы усиливали и без того египетскую атмосферу. Открою страшную тайну – детская площадка в Lillyland лучшая в округе. И в Golden 5, и в Римавере они на открытом солнце. Здесь она под тентом, поэтому находиться комфортно в любое время дня.
Ящерицы
У, проныры. Толстые и тонкие, большие и маленькие, – у всех у них было одно общее – красота. Они нагло перебегали нам дорогу, и мы с удовольствием наблюдали, как ловко они лазили по стенкам, быстро прятались в самых узких щёлочках. Сфотографировать их – дело непростое, больно юркие. Их количество заметно возрастало, если под рукой не оказывалось фотоаппарата.
Включили ОРТ – тоска смертная. Реклама почему-то на украинском языке. Выглядит как пародия на русский язык. "Усмишка" вместо улыбки, сказали бы сразу "оскал". На итальянском канале гораздо веселее. Звёзды Италии учатся ставить сложные цирковые трюки и фокусы, а потом с табличками, как в "Слабом звене", выгоняют друг друга. Ждите, скоро наши телевизионщики и до этого проекта доберутся.
Почему-то здесь не дорожат традициями, причём хорошими. Раньше, если у постояльцев отеля на момент пребывания приходился день рождения, давали торт за счёт отеля. Теперь – всё.
Безопасность
Ещё при въезде в отель я заметила большое зеркало на колёсиках. Его загоняют под автобусы и машины посмотреть, нет ли на дне посторонних предметов. На третий день привычный шум самолётов, то и дело летающих над нашими головами, привлёк моё внимание. Сама не зная почему, я подняла голову в небо и увидела 2 истребителя. Они летели рядом. Неужели началась война? Что делать и куда бежать? Разбор полётов ничего не дал, но я поймала себя на мысли, что к войне мы с дочкой не готовы. Вечером нашу территорию освещал прожектор, что окончательно ввело меня в смущение, однако вскоре выяснилось: прожектор – дело рук дискотеки Gavana Club.
Обыск в отеле
Пошли мы искать зверинец. Вроде перенесли его в другое место. Выходим из здания рецепции, ходим, бродим, не находимся, возвращаемся через 5 минут, а нам охрана: "Покажите, что в рюкзаке". "Да мы только что вышли отсюда..."
"Я не поняла, ты каждый раз будешь меня обыскивать? Короче, я не любительница этих обыскательных занятий, я турист, причём с ребёнком, и прошу больше меня не нервировать". Видимо втолковала я хорошо, больше меня никогда не останавливали.
С зоопарком история такая (повторно муж выбрал отель именно из-за него). Полгода назад небольшой зверинец перенесли вначале в одно место, потом в другое, а потом и вовсе убрали. Последнее пристанище оказалось на открытом солнце – вид и запах измученных зверей уже никого не радовал и по просьбе отдыхающих его убрали. Для живности не нашлось места на огромной территории отеля. Голуби остались жить в отеле, но на пляже дикарями. Что случилось с павлинами и обезьянками, никому не известно...
Когда почти все дети спали (с 16.45 до 17), в ресторане "Нептун" раздавали бесплатное мороженое для детей. Одна мамаша рассказала, как это выглядело (замёрзшую глыбу на полу пытались разделить подозрительно грязными руками), после чего я решила – здоровье ребёнка дороже бесплатного мороженого.
Утро
Вставала я неприлично рано, ходила – неприлично быстро, поэтому видела чуть больше остальных. В 5.45 утра в небе покачивалась лодочка-луна (правда на фото лодочка вышла как улыбка на чёрном фоне). В 6.40 – солнце спешило занять своё законное место и к уже к восьми утра палило нещадно.
Рано утром можно было встретить только садовников, занимающихся вонючим, но нужным делом (поливкой цветов) и горлиц. Птицы оживлённо-бессовестно занимались любовью, и я их понимаю – не в жару же... В шесть утра на пляж прилетал ибис, он перескакивал с одного пляжного зонтика на другой и улетал. С мечети доносился голос муэдзина. Иногда по утрам купались местные женщины. Религии разные, а плавать хочется всем.
Режима как такового у нас не было и до поездки. Вернее дневной сон обязательно, но время за едой и сном не закреплено. Здесь же я режим значительно подкорректировала. На пляж приходили в семь утра, пока солнце ещё не включено на полную мощность. После девяти шли завтракать, потом возвращались на море. В самое пекло она спала в тени.
Номер
Каждый день мы оставляли уборщику по фунту. Кстати, в брошюрке "Пегаса" я вычитала следующее наставление: "Не надо давать сразу слишком много – лучше мало, но часто (от 1 до 2-х фунтов)". Убирали номер хорошо. Всегда всё чисто, шампуни, шапочки, нитки и другие мелочи клали каждый день, но лебедей из полотенец нам не делали. Ну и не надо – своих выловим...
Как-то я спросила супруга: "Слушай, а что будет, если нашему дядечке оставить 100 фунтов?" "Да ничего не будет, он тебе живого лебедя на кровать положит", – ответил муж, и мы продолжили ругаться из-за кондиционера. Мне холодно, ему жарко – классика жанра. Чаевые давали не зря, пару раз я воспользовалась ключом уборщика (забывала взять ключ у мужа на пляже).
Еда
Кормили нас через раз – в смысле, полупансион. А нам больше и не нужно, своими ресурсами обходиться умеем. Дни у нас были рыбательные и выездательные. В первые мы вылавливали от 800 г. до килограмма рыбы. В выездательные дни мы выбирались в Хургаду. Более всего нас покорил индийский ресторанчик в Гранд отеле. Изначально мы шли в Китайский – он там был на втором этаже, но его почему-то ликвидировали. Индийский оказался ничем не хуже – вышколенный персонал, роскошный интерьер, приемлемые цены и даже мятные зубочистки. Ещё час после него мы находились в нирване, притом, что обедали без спиртного.По вечерам ограничить переедание не удавалось хронически: крабы, мидии, креветки, мясо, виноград, дыня, салаты и пр. Даже привереды не оставались голодными. Качество некоторой еды не стабильное – маслины и оливки всегда разной кондиции.
В целом с напитками отель вёл явно послабительную политику. Обычно вечером они в отелях за деньги. А тут – all inclusive, не all inclusive – пей, сколько хочешь, и с собой бери (вода фирмы ALFA). Точно не из под крана – репутация дороже 19 литров воды.
Кстати, о слабительном. Питание было нормальным, но до моих ушей к концу первой недели долетело много жалоб. У кого мужья сидели на горшках, у кого дети. Народ бежал к отельному Айболиту, отдавал 40 евро (а кто-то ничего не отдавал), им выписывали таблеточки. Ну, давайте, готовьте компьютер к команде копировать. Antinal – принимать 4 раза в день перед едой и Spasmo-Digestin – 3 раза перед едой.
Почему-то считается, что обычные таблетки (из страны проживания) не помогают. Я всё-таки подозреваю, что с тем бардаком и количеством подделок на фармацевтическом рынке выяснить истину сложно, а может, болевой порог на отдыхе понижается.
Мы люди бывалые. Воды я брала для дочки 7 литров (тащили из России). 4 дня она пила только российскую воду, потом смешивала – в общем, сделала щадящий переход. Сока дочь выпила не менее 30 (200 г) пачек точно. 20 мы брали из дома, остальное там покупали.
Мясо жёсткое – и народ в отеле всерьёз стал обсуждать вначале повара, а потом мясо – а что едим-то, верблюжатину или говядину? С этим вопросом я обратилась на reception. Верблюдов в Египте мало, к тому же нынче они дороги, заверили меня там. Используют их исключительно для туристов.
Анна Казновская, a125@yandex.ru.