Некоторые родители отмечают, что ребенок не смотрит в глаза. Это может быть одним из признаков отклонений в развитии, таких как аутизм. Но не делайте поспешных выводов – внимательно проанализируйте поведение ребенка. По каким признакам родитель может определить, что ребенку требуется помощь специалиста? На этот вопрос ответит Елена Мамуровна Мельникова – логопед-дефектолог, автор коррекционно-развивающей программы, сооснователь Федеральной сети логопедических центров “Разноцветные цыплята”.
Почему ребенок не смотрит в глаза при общении?
Родители часто беспокоятся об отсутствии зрительного контакта с детьми во время общения. Если малыш не смотрит в глаза, не нужно сразу предполагать наличие аутизма.
Аутизм – особенность развития, обусловленная нарушениями в работе головного мозга. Для него характерны выраженные трудности в социальном взаимодействии и общении, ограниченный круг интересов, повторяющиеся действия, избегание зрительного и тактильного контакта. Эти признаки начинают проявляться у ребенка в возрасте до трех лет.
Всегда ли отсутствие зрительного контакта является тревожным сигналом? Такое поведение может возникать из-за:
- темперамента ребенка: некоторые дети от природы более замкнуты и сдержанны, им требуется больше времени, чтобы установить эмоциональный контакт;
- возрастных особенностей: в первые месяцы жизни младенцы еще только учатся фокусировать взгляд и следить за лицом взрослого;
- состояния здоровья: проблемы со зрением, слухом, а также многие вирусные заболевания могут влиять на способность ребенка устанавливать зрительный контакт.
Причина может крыться в повышенной активности и детской неусидчивости. Представьте, как ребенок носится по комнате, увлеченный своими играми. Он может быть настолько сконцентрирован на своих увлекательных занятиях, что ему трудно постоянно удерживать фокус внимания.
Это не означает, что с вашим малышом "что-то не так". Дети в возрасте 2-3 лет отличаются высокой активностью и импульсивностью. По мере взросления и развития, они учатся лучше контролировать свое поведение и уделять больше внимания окружающим.
Другая причина отсутствия зрительного контакта – неверное поведение взрослых. Если вы общаетесь с детьми стоя в полный рост, им будет сложно смотреть вам в глаза. Поэтому для того, чтобы установить эмоциональный контакт, присядьте рядом с ребенком, расположившись на его уровне. Так вы создадите комфортную обстановку для общения и сможете легко встретиться взглядами.
В любом случае рекомендуем проконсультироваться с логопедом-дефектологом. Надо помнить, что только специалист может установить истинную причину отсутствия зрительного контакта. При необходимости он направит вас к неврологу.
Если в 1,5 года ребенок не фокусирует взгляд при вашем обращении, это тревожный сигнал, указывающий на возможные проблемы в развитии. Если вы обнаруживаете такое нарушение зрительного внимания в 3 года, необходимо незамедлительно обращаться к специалисту. Упущенное в этом возрасте время может привести к серьезным, а порой и необратимым последствиям для речевого, коммуникативного и социального развития ребенка.
В дальнейшем, если ваш ребенок будет заниматься с логопедом-дефектологом, в совокупности с неврологическим лечением, процесс будет проходить максимально эффективно. Занятия с логопедом будут развивать речевые навыки, артикуляцию и фонематическое восприятие. Невролог будет корректировать нарушения в нервной системе, которые препятствуют речевому развитию.
Комплексный подход учитывает все аспекты — речевые, моторные и когнитивные функции, а стабильное неврологическое состояние снижает тревожность и повышает концентрацию, что улучшает усвоение материала на логопедических занятиях.
Ребенок ходит на цыпочках – что делать?
Бывает и так, что дети ходят на цыпочках, словно балетные танцоры и танцовщицы. Но стоит ли волноваться?
Иногда дети в игре могут вставать на носочки. Но они, если нет патологий, не ходят так на постоянной основе. Это норма.
Однако иногда ходьба на цыпочках может быть симптомом серьезных неврологических проблем и встречаться при легкой форме ДЦП и других нарушениях развития центральной нервной системы.
Если родители замечают, что такое хождение почти круглосуточное, это – явный признак неврологии. А там, где есть неврология, появляется и логопедия. Хождение на носочках говорит о том, что у ребенка имеются нарушения в головном или спинном мозге, а также может быть нарушение в мышцах.
Родителям следует обращать пристальное внимание на особенности походки малыша с того момента, когда он начинает самостоятельно ходить без опоры и поддержки, что происходит в возрасте одного года, хотя некоторые дети начинают ходить в год и 2-4 месяца. Если в раннем периоде развития ребенка родители замечают какие-либо отклонения в его походке, необходимо незамедлительно обращаться к соответствующим профильным специалистам: ортопеду или неврологу для тщательного обследования и назначения коррекционной терапии.
О взаимосвязи моторного и речевого развития
Развитие моторики напрямую влияет на становление речевых навыков малыша. Дело в том, что отделы мозга, которые отвечают за координацию движений, также участвуют и в формировании речевых функций.
Хорошее владение телом, умение уверенно держать голову, сидеть, ходить – все это свидетельствует о зрелости двигательных центров мозга. Эти же области отвечают и за контроль артикуляционного аппарата: языка, губ, челюстей. Поэтому если у ребенка наблюдаются проблемы с крупной моторикой, велика вероятность, что у него возникнут трудности и с речевым развитием.
Если ребенок испытывает трудности с ходьбой, кроме невролога стоит получить консультацию и логопеда-дефектолога. Важно вовремя обратиться к специалистам, чтобы не упустить время и начать коррекционные занятия как можно раньше, пока мозг ребенка активно развивается. Ведь именно в этот период больше шансов улучшить его состояние и развитие.