Эту заметку я пообещала себе написать, когда отлучала от груди дочь, младшего ребенка. Было это, когда ей исполнилось 1 год 11 месяцев. Старшего сына я кормила 1 год 1 месяц.
Считается, что это удачный опыт грудного вскармливания, неоднократно я слышала похвалу, одобрение и даже удивление в свой адрес. Но так же часто я слышала от женщин, которые по разным причинам не кормили детей грудью, что я молодец, потому что мне повезло: что все удачно сложилось, что молока было достаточно, и оно жирное у меня, и все такое. Так ли это на самом деле? Правда ли повезло?
Я хочу рассказать здесь о том, что очень часто стоит за удачным опытом грудного вскармливания. Я это пишу не для тех, кто не хочет кормить и ищет веские причины, почему нет. Я пишу для тех, кто отчаянно хочет кормить, но не получается. Для тех, кто ищет ответы на десятки вопросов и слышит от «благожелателей»: не нужно мучить ни себя ни ребенка, ты не одна такая, значит, не твой случай, корми смесью и т.п.
Если эта писанина окажется полезной хоть для одной кормящей мамы, я буду счастлива. Весь мой опыт так или иначе могут подтвердить и мои близкие подруги, вскормившие грудью от 2 до 4 детей.
Сейчас в каждом роддоме стены увешаны плакатами, которые пропагандируют грудное вскармливание. Когда я рожала первого сына, 12 лет назад, эта тема только начинала набирать популярность. Плакатики в роддоме уже были, но персонал был настроен крайне скептически и к кормлению по требованию, и к совместному пребыванию мамы с малышом.
Но я была настроена решительно. Сразу после родов приступила к питью чаев с молоком в большом количестве, малыша прикладывала к груди после любого писка. А пищал сын, надо сказать, очень часто. Прикладывала я его, как потом оказалось, неправильно, и на вторые сутки уже имела дело с огромными болезненными трещинами.
После выписки приключения продолжились. Высеялся стафилококк. Везде, где только можно, в том числе в молоке. Вердикт — антибиотики и сыну и мне, грудь бросить. Это повергло меня в неописуемый шок. И я рассудила, что, если все равно ребенок получает антибиотики, зачем его лишать еще и природной поддержки. И оказалась права: со стафилококком мы справились быстро и на удивление врачей бесследно.
Я продолжала кормить. Если в первые недели после родов боролась с переполненной грудью, то к месяцу грудь была пустая, сын висел на груди по 40 минут и больше, спал по 10 минут, в свободное время плакал, а я бегала между ним и домашними делами — издерганная, непонимающая и почти отчаявшаяся.
Догадываетесь, что сказал врач? Правильно, давать смесь: мол, он у тебя голодный, молоко нежирное и мало его. А ничего, что при этом сын за первый месяц набрал 1,5 кг? Плюс во мне уже взыграл характер: что ж это я — трещины вылечила, с инфекцией справилась, а теперь брошу? Опять пошли в ход чаи, ореховые настойки, Аппилак и, конечно, постоянные прикладывания.
В таком режиме все происходило месяцев до четырех. Потом начались соки-пюрешки, потом кашки-супы. Как порядочная молодая мама, делала все «по науке», по граммам и табличкам. Постепенно я отменяла грудь по мере введения новых продуктов. Но после отмены очередного кормления возникали болезненные застои и уплотнения, а месяцев в 8 опять образовалась трещина, и пришлось недели три кормить только из одной груди, а вторую сцеживать.
Сын рос здоровым и веселым крепышом, опережая своих сверстников. К году грудь осталась только ночью, а в год и месяц, как я уже писала, хорошенько погрустив и даже всплакнув, я прекратила кормление. И вот вопрос у меня: это опыт удачного вскармливания или неудачного?
Второго ребенка я родила с достаточно большим перерывом в 10 лет. Многие взгляды изменились, но желание кормить грудью осталось прежнее. Но во второй раз так хотелось спокойного, гармоничного опыта, без нервов и переживаний. Ведь есть же детки: поел и заснул, проснулся, поел и опять заснул.
Начиналось все и правда позитивненько. Доча хорошо взяла грудь в родзале, и первые дни очень много спала и очень мало ела. А я, вспомнив, как лопались от молока груди в первый раз, решила сдуру ограничить себя в питье. Плюс еда у меня была в основном холодная, муж не успевал кормить меня три раза в день свежим и горячим. И как результат, к выписке молока прибыло очень мало. А тут еще взвешивание показало, что дочь в весе потеряла аж на 10 граммов больше нормы.
Надо было видеть презрительное лицо детского врача, после того как она узрела мою почти пустую грудь и потерявшего в весе, голодного ребенка. Сказали — лежать в роддоме, кормить смесью, пока не наберет вес. В этот же день я написала отказ и под свою ответственность мы уехали домой. Здесь скажу честно: на ночь глядя я-таки послала мужа в магазин за смесью. Уж слишком была обескуражена советами и увещеваниями со всех сторон о голодном ребенке.
Но смесь мы так и не открыли. Я делала горячие компрессы, обливала грудь горячей водой из душа, заливалась мелиссовым чаем с молоком, принимала гомеопатию и, конечно, бесконечно часто прикладывала дочь к груди. Дня за три молоко прибыло в большом количестве, к двум неделям дочь выглядела, как месячный ребенок, а за месяц набрала 1900 г.
Но вожделенного 3-часового сна «по науке» так и не наступило. Так же, как и сын, малышка бесконечно висела на груди, спала только на мне или на мне в слинге, все остальное время проводила на руках. Мои попытки обустроить организованный быт были абсолютно безуспешны, я опять была нервная, неуспевающая и т.п. Все это время «доброжелатели» подпитывали меня рассказами о том, каким ребенок становится спящим и спокойным после смеси.
И где-то в полтора месяца я чуть было не сдалась. Я позвонила знакомому консультанту по грудному вскармливанию и за тот разговор безумно благодарна ей. За 15 минут она прочистила мне мозги, ответила на все вопросы, расставила все по местам. И ее главной рекомендацией было угомониться и посвятить первые три месяца жизни малышки на 99% только ей, а не уборке-стирке-готовке и другим членам семьи. И я расслабилась, перестала бороться за режим, сон и прочие глупости, а просто следовала за дочкой.
Так же я не сильно расстроилась, когда у меня не получалось вводить прикорм «по науке». Скажу честно, до отлучения в 1 год 11 месяцев дочь ела почти одну грудь, а остальное под настроение. Конечно же, я наслушалась увещеваний и по этому поводу, но к этому моменту решила для себя, что как мама двоих здоровеньких, веселых и упитанных детей могу себе позволить прислушиваться к себе и ребенку, а не к рекомендациям других людей.
Многие скажут, что незачем было так мучиться. Но были ли мои приключения мучениями? Или это нормальные составляющие естественного кормления, о которых не говорится в плакатах и буклетах о ГВ? Просто когда я сталкиваюсь с пропагандой ГВ, мне рисуется картинка, что есть мамочки, которые счастливо и абсолютно без проблем кормят малышей, и мамочки, у которых не получается. А может, эти сложности — просто часть процесса, о которых просто нужно знать, нужно быть к ним готовыми и уметь преодолевать их?
Про себя могу сказать точно, что трудности, которые я здесь описала, вспоминаются с большим трудом, а радость от такого контакта с детками останется со мной на всю жизнь, думаю, с ними тоже.