Говорим ребёнку важные вещи вскользь

Ребенок вас не слышит? Вы просто не умеете говорить!

Скажу крамолу: важные вещи можно говорить ребёнку вскользь, невзначай и с юмором. Да-да, не удивляйтесь, серьёзные тёти и дяди. Ведь очень важно, воспримет ли ваши слова ребёнок. Давайте говорить так, чтобы воспринял.

На мой взгляд, вовсе не обязательно усаживать ребёнка перед собой и с важно-торжественным лицом сообщать ему: "Сейчас я буду с тобой серьёзно разговаривать!" Или так: "Отложи-ка в сторонку все свои дела, ну-ка подойди ко мне. Нам надо серьёзно поговорить!" Такие или какие-либо другие слова, подобное начало разговора вовсе не гарантируют вам, уважаемые взрослые, готовности ребёнка слушать и слышать, воспринимать и принимать то, что вы собираетесь ему сказать. Говорить подобным образом значимые вещи своему ребёнку вы, конечно, можете. Но гарантии, что он их воспримет — никакой нет. Даже, скорее всего, не воспримет. Ведь вы таким началом разговора создаёте слишком формальную атмосферу общения, которая может только отпугнуть ребёнка и способствовать тому, что он закроется от вас.

Прежде чем говорить что-то важное, нужно создать соответствующую атмосферу разговора, определённый дух общения, своеобразный микроклимат, посылающий ребёнку добрые флюиды. Ведь дети чувствуют нас, взрослых, и понимают без слов. И никакие словесные увещевания ("Я так тебя люблю!") не помогут, если на энергетическом уровне (своей интуицией) ребёнок этого не почувствует.

Сам себе драматург

Иногда родителю надо быть артистом, чтецом, юмористом и лицедеем. Да-да, уважаемые родители, всем этим вам придётся время от времени становиться. Это поможет вам привлечь внимание ребёнка к волнующей вас проблеме, обозначив её в позитивном, не обидном для ребёнка ключе. Каждый родитель вполне может быть сам себе драматургом, или драматиком, или драматизатором. Это уж у кого как получится. Вот некоторые действенные приёмы из моего личного опыта.

Приём первый. Диалоги с разными вещами

Говорим ребёнку важные вещи вскользь

Лично мне всегда нравились диалоги с разными вещами, а также животными и растениями, где обе роли озвучивала я сама. Например...



Диалог письменного стола и его владельца

Стол: Ой-ой-ой! Какой завал! Просто нечем дышать!

Владелец стола: Сам знаю! Самому не продохнуть от всех этих уроков и заданий.

Стол: Ах, бедный я, несчастный! Завален книгами и бумагами! Ах, как тяжела моя жизнь!

Владелец: Ах, бедный я, несчастный! Завален я заданиями и уроками! Как трудна моя жизнь!

Стол: Ах, оба мы с моим владельцем бедные и несчастные! Слушай, владелец, хватит ныть. Давай заключим договор.

Владелец: Какой такой договор?!

Стол: Ты расчистишь меня, а я предоставлю тебе взамен удобное место для работы над уроками и заданиями. Идёт?

Владелец: Ну, ладно уж, идёт.

Стол: Только у меня условие.

Владелец: Какое условие?

Стол: Включи, пожалуйста, музыку во время уборки. А то я терпеть не могу уборки без музыки. Это так скучно, нудно и трудно!

Владелец: Ладно, уж так и быть, включу для тебя музыку.

Разговор с портфелем

Родитель (обращаясь к портфелю ребенка): Многоуважаемый портфель! Почему вы так дурно воспитаны своим хозяином?! Почему вы до сих пор не можете сами по себе складываться, готовясь к следующему учебному дню в школе? Ваши коллеги — другие школьные портфели — уже давно превратились в самоскладывающиеся или самособирающимися в школу портфели. Они в отличие от вас стали портфелями — самобранками, т.к. могут вполне самостоятельно собраться в школу, совсем не затрудняя при этом своих хозяев. Вам же, многоуважаемый портфель, должно быть очень стыдно! Вы — ленивый, несообразительный и не организованный портфель... Кроме того, вы совершенно не думаете о благополучии и спокойствии своего хозяина. Стыдно!

Разговор с неубранной кроватью

Родитель (обращаясь к кровати ребенка): Многоуважаемая кровать! Я хочу с вами поговорить о вашем безобразном поведении в последнее время. Почему вы стоите неубранной весь день?! Почему вы до сих пор не научились сами по себе убираться?! В то время как ваши коллеги, другие детские кровати, уже давно сами убираются после того, как их хозяева проснулись и покинули их. И даже сами покрываются покрывалами! Неужели вы, многоуважаемая кровать, не понимаете, что таким безответственным поведением вы позорите своего хозяина? К нему приходят гости, уважаемые солидные люди, его друзья и приятели, а вы тут перед гостями разлеглись в неглиже... Да ещё в беспорядке. Ужас! Пожалуй, настала пора вас отшлёпать!

Родитель шлёпает кровать рукой. Далее озвучивает роль кровати.

Кровать: Ой-ой-ой! Больно! Не надо! Я больше так не буду!!

Родитель: Да уж, извольте вести себя прилично. Иначе вы просто будете уволены со службы. В нашем приличном доме принято соблюдать приличия.

Кровать: Хорошо, хорошо! Извините! Я всё поняла. Я исправлюсь. Ведь я так люблю своего хозяина и хочу служить ему верой и правдой.

Родитель: Ну, ладно! Даю вам две недели на исправление. Слышите, кровать, две недели испытательного срока! Но имейте в виду, я буду постоянно наведываться к вам с проверками. И никаких отговорок, пожалуйста! Я вас строго предупреждаю!

Дети обожают подобные сценки, разыгрываемые мамой или папой. Кстати, и уборка вышеназванного стола, и кровати пойдёт после подобной мини-инсценировки быстрее и легче.

А диалоги такие родители могут сочинять прямо на ходу: вариантов великое множество. Дайте волю собственной фантазии, уважаемые родители. Разыгрывайте перед своими детьми разные сценки. Не бойтесь быть смешными и чудаковатыми. Тряхните стариной, а ещё юмором, интеллектом и благородством души. Кстати сказать, ваше собственное настроение от подобного актёрства только улучшится.

Приём второй. Юмористическое обращение к себе

Я ещё люблю монологи вслух с обращением к себе по имени и отчеству: "Многоуважаемая Алина Сергеевна! Соизвольте сначала накормить свою дочь вкусным ужином, а потом уж требовать с неё мытьё посуды. Ну-ка, быстренько, мамаша, наливайте-наливайте доченьке супчик. А то ребёнка голодом заморили! И нечего бедному ребёнку за столом читать нотации! После ужина, дорогая Алина Сергеевна, этого делать не стоит тоже. И вообще, приятного вам аппетита, дорогая Алина Сергеевна! А что посуду после еды надо мыть, ваша дочь и без напоминаний знает, так что нечего к ребёнку приставать".

Мои дочери всегда смеялись над такими незатейливыми мамиными юмористическими монологами. А после ужина, кстати сказать, безропотно шли мыть посуду.

Просто рассуждение: Улыбаться никогда не поздно! Улыбаться никогда не вредно! Шутить никогда не поздно! Улыбаться и шутить лучше поздно, чем никогда!

Лишь бы ваш юмор всегда оставался милым и добрым. И лишь бы ваше остроумие не превращалось в тупоумие, ослоумие или злобоумие.

Приём третий. Вложите слова в рот ребёнка

Я ещё люблю озвучивать других людей, когда они этого, разумеется, не слышат. Например, я говорю наигранно строгим тоном: "Алло! Мамаша, вам из школы звонят. Проверьте уроки у своего ребёнка". И дальше уже своим голосом: "Хорошо, Марь Иванна! (здесь обычно идёт имя учителя, завуча, директора) Уже бегу проверять!"

Говорим ребёнку важные вещи вскользьКроме юмора, который просто удивительно влияет на детей и на их отношения со взрослыми, этот метод ещё хорош и тем, что он обучает ребёнка, как надо общаться со взрослыми, да и его сверстниками тоже. Например, дочь злится, что к ней не зашла подружка после школы. Они что-то собирались делать вместе. Но подружка не пришла, и дочь на неё обижается. И вдруг я, глядя в окно, вижу подружку дочери. И будто за дочь говорю: "Ленка, ну что ж ты ко мне не зашла?! Дура! Зайти надо было. Ведь я так хочу!" Дочь смеётся, понимая без моих комментариев, что так общаться со сверстниками не стоит. А я начинаю озвучивать другой диалог, якобы происходящий по телефону:

— Алло, Лена? Привет! Ты не могла бы зайти сегодня ко мне после школы? Мы бы доклад вместе написали.

— Хорошо, Оля, я зайду после четырёх. Пока.

Подобные инсценировки — гораздо лучше родительских нотаций и поучений: "Так обращаться с людьми — можно, а так — нельзя". Поймите, уважаемые взрослые, наши дети иногда нетактичны, грубы или необщительны только лишь из-за того, что они просто не знают, что именно и как надо говорить в той или иной ситуации. Так вот и подайте пример, произнесите необходимый текст вслух, т.е. как бы вложите слова в уста ребёнка.

Просто пожелание: Уместных и выгодных вам вложений!

Выход в речь и выход в жизнь

Мне, как преподавателю иностранного языка, хорошо известно понятие "выход в речь". Оно в методике преподавания иностранного языка означает следующее: сначала иностранные слова и фразы, каждая в отдельности и все вместе, долго и тщательно отрабатываются преподавателем с учеником или студентом. Но после того как слова и фразы отработаны, необходим как раз этот самый "выход в речь". Т.е. преподаватель ещё должен стимулировать своих слушателей употребить изученный лексический материал в речевом потоке. Сначала подготовленном (т.е. заученные наизусть монологи и диалоги), а потом и спонтанном.

Так и родитель должен обучать своего ребёнка разным словам и фразам, а потом "выводить его в речь". А затем, на мой взгляд, родитель должен организовать для своего ребёнка и "выход в жизнь". Пусть ребёнок берёт "выученные" дома обычные и необычные, простые и витиеватые слова и фразы, так необходимые для общения людей; слова и фразы, усвоенные им дома. И идёт с ними в жизнь!

Просто пожелание: Пусть у вашего ребёнка всегда будет успешный "выход в речь" и точно такой же "выход в жизнь".

Пожелание детям: Желаю вам своевременно взрослеть!

Пожелание взрослым: Желаю вам хоть в чём-то, хотя бы иногда оставаться детьми!

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Говорим ребёнку важные вещи вскользь"

Вы не авторизованы.

А мне понравилось. Конечно, это не важные вещи, может название не соответствует, но юмор лично мне помогает снять напряжение, когда еще немного и будет скандал. Я бы могла поговорить и с вещами и от имени вещей, и дочь может включиться в диалог, могу ситуацию довести до абсурда и она покажется ей смешной. Только мне кажется это больше помогает именно смягчить ситуацию и не ругаться из-за несобранного портфеля или неубранной кровати, и тогда это перестанет быть проблемой - либо ребенок сделает, что его просят, либо мама перестанет на это обращать внимание. И будет всем счастье.
2012-04-27, Память девичья
Не представляю разговора мамы с портфелем, столом или кроватью. Слово взрослого было закон. Родители с утра до вечера на работе, быт соответствующий (коммуналка на 5 семей (комната 12 м) без горячей воды и ванны), я в яслях- саду-школе- пионерском лагере и любую свободную минуту во дворе с друзьями (70-е г.). При этом ни разу не было проблем с уборкой или учебой, а чтобы кто то супчик уговаривал есть?!. Бедные, и как мы выросли без ежедневных бесед с родителями? :). «Выход в жизнь» вообще повеселил.
2012-04-17, заведующая
Ну зачем Вы передергиваете?
В статье не сказано, что надо час разговаривать с чем бы то ни было.
Так, пошутили, и в игре упомянули про то, что иначе пришлось бы директивно напоминать.
А директивно - подростки, например, в штыки воспринимают просто в силу своего возраста, они уже хотят взрослыми быть, а ответственности взрослой еще нет. И они знают об этом, но ведь - обидно...
А так - вроде никто ничего не указывает, посмеялись, и протеста не возникает. Пойдет и сделает легко.
2012-04-18, Svetlana:)
не поняла где там в статье "важные вещи"? это что уборка кровати или сбор портфеля важная вещь? по-моему, чем обыденнее эти вещи, тем проще ребенку ими заниматься.. а если бы я начала (даже в шутку) разговаривать с предметами, ребенок бы реально подумал, что у матери "крыша" съехала :) наверное, этот совет хорош только тем, кто так по жизни со всеми разговаривает, а не только с ребенком, тогда все уже привыкли :))
2012-04-18, Елена Д.
Интересно. Попробую на своем семилетнем оболтусе))) Я подобным методом регулярно "снимаю" всякие хочухи/нехочухи, а вот руководить деятельностью не додумалась.
Директивы он не воспринимает категорически, уходит в глухую оборону в лучшем случае или активный протест в худшем, хотя прекрасно знает, что кончится это плохо для него (и нам не легче), но характер такой.
2012-04-19, ребенков много не бывает
Почему перед современными детьми нужно разыгрывать целые спектакли чтобы они выполняли свои простые обязанности? Почему "важные вещи вскользь"? Я вот, все говорила прямо и ребенок в обморок не падал, а шел и делал.Сейчас ему и говорить не нужно. А неубранную кровать вообще терпеть не могу.
2012-04-17, заведующая
На самом деле, по-моему, если такая полушутливая манера общения в семье не принята, то научиться этому невозможно... а, главное, бессмысленно, имхо. По-моему, надо с ребенком общаться, а не актерское мастерство постигать...
2012-04-17, УникаЛьнаЯ
Поделитесь:

16.04.2012
Обновлено 16.09.2017
Статья дня
Хвастаться – естественно и полезно!
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Близкие по теме статьи
Поблагодарите сумку. Наведение порядка по методу
Поблагодарите сумку. Наведение порядка по методу "КонМари"
Эксперт по уборке: почему каждой вещи нужно свое место
Как навести порядок в шкафу для одежды: выбрасываем, отдаем, продаем
Как навести порядок в шкафу для одежды: выбрасываем, отдаем, продаем
Хитрости хранения вещей: вакуумные пакеты и много вешалок для одежды
Каждой вещи – свое место. Даже проездному билету
Каждой вещи – свое место. Даже проездному билету
Наведение порядка – раз и навсегда. Зачем каждый день разбирать свою сумку
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!