Нам уже почти 1год и 2 месяца. Становимся все болтливей и болтливей :-))). Сейчас моя дочурка произносит следующие слова:
Бух, упа...- Бух, упала
Мама - Мама
Па - Папа
Баба - Баба
Де - Деда
Дядя - Дядя
Да - Да
Мау - Мяу
Ме-е-е - Так говорит коза
Му-у-у - Так говорит корова
Цокает языком - Так скачет лошадка
Рычит - Так разговаривает медведь
Кар-р-р-р - Так разговаривает ворона
Кра - Кран
Ш-ш-ш-ш... - Так шумит душ
Ж-ж-ж-ж... - Так едет машина
Си-си (а-а-а) - Так просится на горшок
Бе-е-е - Так разговаривает барашек
Пар - Так говорит, когда видит, что чайник кипит
Ала - Алло
Бай-бай - Так укладывает куклу спать
Чщ-щ-щ-щ - При этом подносит указательный пальчик к ротику, что означает "тихо папа спит"
Дай-дай - Просит что-либо (иногда путает и вместо "дай", говорит на-на)
На-на-на - Возьми что-либо
Не - При этом отрицательно качает головой, что означает "Нет"
Вво - Вова. Так зовут деда
З-з-з-з - Так пытаемся сказать Зоя (так зовут бабушку)
На-на-на - Но-но поехали!
Же... - Женя (так зовут папу)
Нина - Редко, но говорит (так зовут прабабушку)
Ля - Оля (так зовут куклу)
Бур-р-р - Буратино (такая у нас была елочная игрушка)
Га - Гав-гав
Ка - Сказка
Немного расскажу о том, как учимся говорить.
Где-то читала, что с ребенком не нужно сюсюкаться, а нужно сразу разговаривать как с взрослым. У меня на это немного другая точка зрения.
С ребенком просто необходимо сюсюкаться! Но, конечно, до определенного возраста. Мы со своей дочуркой сюсюкались до пяти месяцев, до того, как у нее не стали вылетать различные слоги типа ма, ба, па, т.е. она не начала лепетать.
Наклонишься поближе к личику дочурки, и начинаешь негромко, ласково и нежно произносить различные звуки, сначала, конечно, гласные; чуть попозже - и согласные. Остановишься ненадолго... и вот чудо, эта кроха начинает отвечать, пытаясь повторить то же самое!
Наша Лизавета так усердно пыталась, что наглатывалась воздуха и начинала икать :-). Это такое удивительно приятное занятие - болтать на таком простом языке с вашим малышом, попробуйте, и вы убедитесь сами. Мало того, вы сразу заметите, что это занятие доставляет не только вам удовольствие, но и вашему малышу. Ребенок сразу оживляется, начинает махать ручками и ножками, улыбается... Считаю, что такое сюсюканье просто необходимо для ребенка, так это стимулирует гуление маленького человечка. А ведь гуление - это самый первый шаг к настоящей речи. Помимо такого сюсюканья я очень часто все свои действия сопровождала различными песенками - по обстановке - веселые, быстрые, колыбельные и т.д. Например, одеваемся - веселая песенка, делаем гимнастику - быстрая, бодрая, готовимся к сну - колыбельная, тихая.
Такое общение, по моему мнению, не только закладывает основу речи, но и закладывает основу близких доверительных отношений родителей и ребенка.
Как только Лизавета начала произносить слоги (началась, наверное, новая стадия становления речи - лепет), а первым было "ма-ма" (конечно каждая мама испытывает это необыкновенное чувство, когда твое чадо, хоть пока и неосмысленно, но произносит "ма-ма". У меня даже слезы на глазах от счастья появились!), сюсюкать стали все меньше и меньше и, наконец, сюсюканье совсем ушло. На его место пришел настоящий, правильный разговор, а песенки "конечно" остались :-). С этого момента, мы стали ходить по квартире, я останавливалась у различных вещей, и говорила: "Это лампа, это часы" и т.д.
В 6 мес. Лизавета на вопрос "Где?" точно могла определить (сначала она просто смотрела в сторону нужного предмета, а месяцев с 8 начала показывать ручкой в сторону предмета) 19 предметов, находящихся в квартире.
С начала появления лепета, я стала следить за своей речью. Стала строить по возможности более простые предложения, причем каждый день в одной и той же ситуации старалась говорить то, что говорила вчера и т.п. С года помимо вопроса "Где?", стала задавать вопрос "Что это?" и если Лизушка молчит, то сама на него отвечаю. А она в это время в прямом смысле этого слова смотрит мне в рот.
Елена Серова, e.serova@compassplus.ru.