Готовимся к лепке и аппликации: аппликация

Что нужно для занятий аппликацией с ребенком.

Полезность: 4,5 из 5 Интересность: 4,4 из 5 (103 оценки)

Часть вторая. Готовимся к лепке и аппликации

Окончание

Часть первую можно прочитать здесь.
Начало второй части можно прочитать здесь.

Аппликация

Изготовление композиций из бумаги, ткани или природных материалов, работа с ножницами и клеем доставляет много радости даже очень маленьким детям (если, конечно, предоставить им максимальную свободу и не требовать технического совершенства и безупречного качества работы). Традиционная детсадовская аппликация в младших группах всем знакома — стандартный набор аккуратно вырезанных воспитательницей деталей, ею же выбранная композиция — детям остается только по возможности правильно приклеить каждую деталь на свое место. Язык не поворачивается назвать это творчеством.

Первое, что желательно сделать, начиная занятия аппликацией, — подавить в себе желание что-то вырезать или наклеить за ребенка. Показать — другое дело. Но пусть его работа будет авторской.



Что вам может понадобиться.

Ножницы. Подходящие по размеру к ручке ребенка, легкие, с тупыми концами, не тугие, в меру острые — их можно дать полуторагодовалому ребенку и показать, как они действуют. Есть и еще один вариант: подберите большие ножницы с такими кольцами для пальцев, куда поместились бы одновременно и ваши пальцы, и пальчики ребенка. Вложите ножницы в ручку ребенка, сверху возьмитесь сами и — режьте вместе. Несколько таких упражнений — и действие будет освоено. Сперва малыш делает ножницами одиночные надрезы (вроде бахромы), но довольно быстро осваивает и разрезание больших листов. И вот тогда уже можно учить его резать по линиям — сначала — по прямым, потом — по волнистым.

Основа — листы бумаги или картона (цветного или белого). Любого размера и формата, толщины или фактуры, самых разнообразных конфигураций. Например, можно использовать те же картонные коробки. Кроме того, можно делать объемные поделки из цветной бумаги, для которых основа не требуется.

Клей:

  • с кисточкой. Для самых маленьких лучше заварить крахмал — наиболее безопасный вид клея. С двух лет уже можно пользоваться обычным канцелярским клеем или (что лучше) ПВА. Последний хорош тем, что легко отмывается, почти не оставляет пятен и клеит прочно.
  • без кисточки. С 3-4-летками мы очень успешно приспособились делать аппликации клеящими карандашами: малыши осваивают работу с ними быстро и легко, "произведение" получается более аккуратным, клей не проливается, не подтекает, не оставляет пятен. Недостаток один — такие аппликации менее прочные, после засыхания детали могут отваливаться (впрочем, это зависит от качества клеящего карандаша).

Материал для аппликации. Здесь ваша фантазия безгранична. Материалом для поделки может быть не только цветная бумага (простая, глянцевая, бархатная, "мраморная", самоклеющаяся и пр.), но и

  • старые иллюстрированные журналы;
  • обертки, фантики от конфет, этикетки, упаковки от покупок; одноразовые бумажные тарелки;
  • кусочки ткани, кожи, меха, ваты;
  • цветные нитки, обрезки пряжи, пуговицы (аккуратно пришиваются к картону мамой);
  • крупы, мелкие макароны, вермишель;
  • фольга, скотч, обрезки полиэтилена;
  • сухие ветки, иголки, листья, травы, цветы, соломка, апельсиновые корки;
  • опилки от карандашей.

Первые аппликации можно собрать из нарезанных малышом клочков разноцветной бумаги, им же самим наклеенных — домики, кораблики, фантастические растения, остроконечные горы, диковинные цветы — да мало ли что может получиться из неровных треугольников и многоугольников! Стоит лишь чуть-чуть "включить" воображение…

Творческих вам успехов!

В следующих заметках речь пойдет о том, что может понадобиться для занятий по истории искусства.

Валерия Белоцерковская, iouri@bues.ru, преподаватель истории изобразительного искусства, эстетического воспитания и художественного творчества.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Готовимся к лепке и аппликации: аппликация"

Вы не авторизованы.

Марина, извините, что задержалась с ответом, долго не было доступа к компьютеру.
Отвечаю по порядку.
- Гипсовая пыль при неаккуратном обращении попадает в глаза - не смертельно, но неприятно (проверено на себе).

Что касается аппликаций, в 2-3 года дети, имеющие большой опыт общения с ножницами, уже вполне могут резать по ими же нарисованным линиям (хотя и не точно). Но даже если это и не так, на мой взгляд, гораздо интереснее аппликация, составленная из бесформенных кусочков, вырезанных самим ребенком, чем из аккуратных форм, вырезанных мамой или воспитателем (а в детских садах трехлетки делают только такие аппликации).

Даже просто из бесформенных кусочков при наличии фантазии получаются очень симпатичные вещи. Приведу просто последний, свежий пример. Мы сейчас с малышами "путешествуем" по Китаю - и буквально вчера делали аппликацию в "китайском стиле" - птица на ветке гранатового дерева. Малыши режут кусочки зеленой бумаги и составляют из них ветку, затем большой кусочек белой - птичка, потом отрезают маленькие кусочки черной - и из них уже мы выбираем, что подойдет птице для хвоста, крыльев, клюва и т.п. А в целом выходит довольно симпатично, хоть и не всегда аккуратно...

Что касается пластилина, то есть два варианта - либо долго мыть руки теплой водой с мылом, либо (если ребенок дается) просто вычистить его, ну скажем пилочкой для ногтей. Кстати, ярославский пластилин "Луч" вымывается быстрее и лучше остальных.

А за опыт - спасибо!
2000-11-05, Валерия
Для ребенка 2-3-х лет желание смешивать в одну кучу куски пластилина разных цветов очень естественно. Я в таком случае предлагаю делать не объемные фигурки, а рельефы - на картоне или дощечке (я об этом писала). Для начала можно нарисовать какой-то контур на цветном картоне (или даже вырезать) - ну просто кошки, например. И пусть девочка лепит туда свои "колобки". Она увидит, что сама может сделать что-то "настоящее". Со временем она начнет выделять цвета (если чуть-чуть подсказать) - а там уже недалеко и до объемных фигур.

Что касается красок, то в отличие от кубиков Зайцева, их лучше для начала давать не все вместе, а 2-3, причем такие, которые, смешиваясь, дают красивые тона (например, фиолетовый, синий, белый или желтый, красный, оранжевый). Если это делать уже поздно, обзаведитесь палитрой, и пусть попробует сперва смешать на палитре, а потом рисовать - по крайней мере, краски в баночках тогда будут оставаться чистыми, а у ребенка появится еще одно увлекательное занятие.
2000-10-21, Валерия
Валерия, в статье вы написали, что гипс чем-то опасен. поясните, пожалуйста. Нам пока меньше трех лет. Недавно купили набор с гипсом, формочками и красками(я, правда, проигнорировала надпись "5-10 лет"). Получили море удовольствия. Чем именно вреден гипс (защитные очки я точно не смогу на дочку нацепить), да и на упаковке никаких указаний по поводу защитных очков или масок не было.


2) Я побаиваюсь давать ей ножницы Т.к. сама порежется, а моего вмешательства не потерпит. Обычно я вырезаю ей пару больших фигур (бабочка/машина/кораблик...) и много мелких бесформенных что бы она их клеила в любом порядке на большие. Что бы Вы посоветовали нам еще, нужно ли вырезать правильные формы или много мелких обрезков??

3) Практический вопрос: чем мыть руки, что бы пластилин из-под ногтей смылся? :))

4) Наш опыт: очень весело обтягивать трубочки из-под туалетной бумаги старыми колготками и на них рисовать
2000-11-02, Марина
Мила, мы, к сожалению, не в Москве, а в Балашихе, под Москвой. Правда, из Москвы тоже возят, но в этом году группы просто переполнены.
Что касается занятий для малышей, гдже педагог выполняет часть работы, а ребенок лишь дополняет - это принято в большинстве ясельных групп детских садов, а для меня совершенно неприемлемо. Наши малыши все делают сами - пусть иногда неловко, нескладно, но это абсолютно самостоятельная работа!
Максимум, чем я могу помочь, взять в свою руку ручку ребенка и показать какие-то движения - как провести линию, поставить пятнышко, сильно или слабо нажать на кисточку; расплющить или скатать кусочем пластилина и т.п.
По моим наблюдениям, малышу неинтересно "осваивать приемы", важнее - результат, а видит он свое "произведение" совсем не так, как мы с вами, ему оно кажется прекрасным, и я стараюсь поддержать его веру в то, что он все делает красиво...
2000-11-13, Валерия
Валерия, спасибо большое за такие замечательные статьи! Появилось много вопросов, но больше всего хотелось бы получить ответ на такой: можно ли попасть к Вам на занятия, малышу 1г9мес? Нам бы очень хотелось! И ещё: мне сегодня рассказали про занятия для детей нашего возраста, на которых детей "учат различным художественным приёмам"; например, начинают с прорисовывания иголок уже нарисованному ёжику, в лепке - учат катать шарики, колбаски, потом дают трафарет, ребёнок туда налепляет пластилин и потом у него получается "очень красивая работа", ножницами учат сначала резать по линиям- прямым, волнистым, т.е "ребёнок осваивает все приёмы", " родители помогают ребёнку". Скажите, пожалуйста, как Вы к этому относитесь и стоит ли посещать такие занятия? Заранее спасибо!
2000-11-10, Мила
Интересно.... Рисовать мы рисуем, и очень часто - именно фломастерами! Оказалось, что это не лучшее... Просто на все остальное - краски, пастель, карандаши - нужно очень много терпения. Для красок и пастели - маминого, для карандашей - дочиного терпения.)))))) Фломастеры - самый легкий путь для нас обеих. )))))
Мы уже рисуем самостоятельно шарики воздушные. Я однажды рисовала перед ней, комментируя. А сегодня она сама изобразила. Кружочки корявые, палочки не ровные - но !!! действительно ШАРИК!!

А вот по поводу аппликаций - мы пробовали на пластилине - почему-то ноль внимания ((((
Попробую в другой раз.

Все статьи полезные, важные, много интересного.
Спасибо!!)))))
2001-10-27, Ritochka
Валерия, подскажите, пожалуйста, как можно заниматься лепкой с ребенком, который в 3 года больше всего любит лепить "колобков", то есть все в одну кучу. Я стараюсь сама показывать что можно слепить интерестное - человечков, животных. Играем с тем, что слепили, но когда она лепит сама - одни колобки. При этом лепить очень любит - едва ли не самое любимое занятие. Лепим из глины, теста, пластелина. Также она и рисует - все цвета - перемешивает уже в баночках. Сидеть с ней и твердить, что перемешивать некрасиво, мне кажется неразумным, так как процесс - творческий. Может быть само пройдет, если подождать или есть какие-то идеи, методики что можно сделать в данном случае?
2000-10-21, Юлия
Поделитесь:

18.09.2000
Обновлено 07.06.2019
Близкие по теме статьи
Газетные трубочки для плетения – своими руками: мастер-класс
Газетные трубочки для плетения – своими руками: мастер-класс
Плетение из газетных трубочек для начинающих: пошаговая инструкция
12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий
12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий
Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет
Аппликация
Аппликация
Занимаемся аппликацией вместе с ребёнком
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!