Н.Пржевальский
Первая часть моего отпуска "сложилась", как мозаика, из случайно подвернувшихся кусочков. Во-первых, в прошлом году мы с дочкой ходили в речной круиз по маршруту "Москва — Санкт-Петербург — Москва" с посещением Валаама и Кижей. Вернувшись, я увидела на сайте питерского филиала туркомпании, на теплоходе которой мы плавали, объявление о фотоконкурсе. Послала свои круизные фотографии, они заняли второе место на конкурсе, приз — путевка на круиз "Санкт-Петербург — Валаам — Санкт-Петербург" в удобное для меня время. Выбрала дату круиза, докупила вторую путевку для дочки. Появились первые "кусочки" для моей мозаики. Договорилась с питерской тетушкой, что воспользуюсь ее гостеприимством. Второй "кусочек" встал на свое место. А потом, поздравляя меня с Новым годом, моя подруга-финка пригласила нас с дочкой приехать летом к ним в гости. "Мозаика" сложилась!
Итак, 11 июля в 22-50 мы отправились в путь с Ленинградского вокзала в Москве. Кстати, билеты я покупала не через многочисленные фирмы, предлагающие свои услуги, а просто в международной кассе на Ленинградском вокзале. При этом обошлись они мне намного дешевле, потому что мы с дочкой (ей 12 лет) оформились как мини-группа. В общем, билеты стоили около 5 тыс. руб. Сразу скажу, что такой же "мини-группой" мы ехали из Хельсинки в Санкт-Петербург (билет стоили около 2 тыс.руб.). Поезд "Лев Толстой" нам очень понравился (за исключением пьяной (русской) компании в соседних купе, которая еще при отправлении радостно вопила, что сейчас они будут пить и закусывать "малосольной картошечкой"). Утром мы высадились на станции Тикурилла, где нас встретила моя подруга и ее муж. Жили мы в городе Ванта, от которого до Хельсинки — полчаса езды, что на машине, что на электричке.
Часто говорят — не надо возвращаться туда, где тебе было хорошо. Не могу с этим согласиться. Я возвращаюсь, с удовольствием прохожу "знакомыми тропами", нахожу новое в том, что казалось изученным. В Финляндии, например, мы жили полгода, когда дочь была совсем маленькой, неоднократно приезжали сюда (в последний раз — семь лет назад). Но от этого неброская прелесть этой северной страны не стала для меня менее привлекательной. А дочка многое вообще открывала для себя заново.
Итак, первый день мы посвятили отдыху, знакомству с семьей подруги (у нее муж и трое мальчишек в возрасте от 8 до 15 лет), их домом и участком (особое внимание было уделено прыжкам на батуте), прогулкам по окрестностям (замечательный город Ванта — квартал домиков — лес — квартал домиков — речка) и шопингу (подруга возила на машине в Хельсинки, в торговый центр Итакескус). Вечером был чудесный ужин на открытом воздухе, ели приготовленные тут же на "открытом" огне мексиканские лепешки Тортильяс.
Второй день, к несказанной радости русско-финского младшего поколения, мы провели в аквапарке "Серена". Погода была прекрасная, поэтому мы "резвились" и в закрытой части парка, и в открытой. Обедали "на траве", продукты подруга привезла из дома. Но можно было поесть, конечно, и в кафе и ресторанах. Там мы потом пили кофе с пирожными. В "Серене", как мне показалось, русских было не меньше, чем финнов. Накупались мы вволю. Меня, как всегда, поражал спокойный темперамент финских детей и их родителей. Я (по темпераменту — полная противоположность финнам) стараюсь учиться их спокойствию и толерантности (еще один "плюс" проживания в финской семье), но мои успехи очень скромны.
На третий день наши гостеприимные хозяева и мы отправились на машине в Хельсинки, там пересели на маленький кораблик и приплыли в Кореасаари — зоопарк, расположившийся на острове в Финском заливе. Здесь мы гуляли часов пять, фотографировали, обедали и ели мороженное в кафе, лазили по камням и скалам. Погода была чудесная — не жарко, не холодно, поэтому и многие животные, проживающие в свободных вольерах, дали себя рассмотреть как следует. Как всегда, поразили красавцы-фламинго, павлины, свободно расхаживающие по территории. Очень насмешил лентяй-тюлень, который грелся, развалившись, на солнышке и зевал, прикрывая рот ластой. Еще веселых минут мы пережили у вольера, где почти мирно сосуществовали два верблюда и табунчик лошадей Пржевальского. Две лошадки бурно переживали период ухаживания, который состоял в том, что самец носился за самкой, а та от него удирала, время от времени лягаясь ногами. Это очень занимало молодую верблюдицу. Она внимательно наблюдала за парочкой, время от времени неуклюже и смешно пыталась бежать за ними. А потом, в пылу погони, жеребец случайно врезался в верблюдицу и сшиб ее с ног.
И еще из "жизни животных". Помню, когда 11 лет назад мы жили в Хельсинки, мы поехали на о.Суоменлинна и увидели там парочку каких-то красивых крупных птиц. Мой папа сказал, что это — канадские гуси. Семь лет назад, опять же на Суоменлинна мы видели с дочкой стайку этих гусей. Так вот — теперь эти самые канадские гуси расплодились в Финляндии в большом количестве. Они ходят стаями там, где есть вода (в частности, в Зоопарке, на Суоменлинна и т.д.), ведут себя нагло (особенно если попытаешься приблизиться к их детенышу-подростку), и все загаживают огромными (какими-то, извините, нептичьими) экскрементами. Финны их не любят, но птицы, по-моему, все равно красивые.
На четвертый день финское лето решило показать нам свое истинное северное лицо. Шел дождь, и, судя по свинцовым тучам, собирался идти весь день. Запланированную поездку на Суоменлинна приходилось отменить. Подруга отвезла нас на станцию, мы с дочкой сели в электричку и через пятнадцать минут были на вокзале Хельсинки. Началась ностальгическая часть нашего путешествия. Парк у вокзала с "лосем" (памятником), куда любила ходить Полька, когда ей было полтора года. Ботанический сад, где она облазила каждый камень. Улица Лиисанкату и дом, где мы жили. Островок Тервасаари с любимыми детскими площадками. Весь день мы гуляли по Хельсинки, посетили Успенский (православный) и Николаевский соборы, маленькую православную церковь, заходили в магазинчики сувениров, покупали подарки бабушке, дедушке и обновки для моей юной модницы (спасибо скидкам!!!). Вечером на электричке вернулись домой, подруга встречала нас на станции. Финские электрички приятно удивили Полину, а мне доставляли удовольствие наши ежевечерние прогулки по городу-лесу Вантаа. Ну и, конечно, нагуляв аппетит, мы всегда отдавали должное кулинарным талантам наших хозяев, которые баловали нас не только вкусными мясными блюдами, но и чудесными десертами (особенно удавались моей подружке торты и пироги со свежими ягодами и взбитыми сливками).
Пятый день мы провели в Линнанмяки — парке аттракционов и развлечений. Погода наладилась. Полчаса на машине, 30 евро — браслет на руку — и все аттракционы твои. Мальчишки-экстремалы не пропустили ни одной разновидности американских горок и прочих "головосшибательных" удовольствий, но и моя осторожная Полина не осталась без своей доли радости — особенно ей понравился рафтинг. В общем, домой все вернулись (в 9 вечера) в эмоциях и приятной усталости.
Шестой день, пожалуй, стал для меня самым солнечным и в прямом и переносном смысле. Машина — электричка — кораблик — и мы на островах. Когда-то здесь была шведская крепость Свеаборг, потом крепость стала нашей, русской, а после обретения независимости она получила название "Финской крепости" — Суоменлинна. Сияет солнце, мы, не торопясь, обходим крепостные темные переходы, залазим на древние стены, идем по краю обрывов над Финским заливом. Какая красота! Мимо нас идут в порт Хельсинки и из него огромные паромы, мы отдыхаем на плоских прибрежных валунах, угощая чаек крошками от наших бутербродов. Уходим в глубь острова — здесь царство ромашек, которые оккупировали земляные валы старинной крепости. Полдня мы провели на Суоменлинна, какие чудесные полдня! Мы загорели (а я и сгорела!) так, словно были где-нибудь на юге.Потом мы вернулись на Торговую площадь Хельсинки, пообедали вкуснейшим лососем в ресторанчике, и пошли прощаться с городом.
Седьмой день, последний в Хельсинки и первый в Санкт-Петербурге. Утром подруга и ее муж провожали нас на станции Тикурилла. Поезд "Сибелиус" за пять часов доставил нас в Питер. Кстати, поезд, по-моему, был финским (во всяком случае, проводники — финны), и в вагоне мы были единственными русскими, но при этом состояние вагона (и особенно туалетов) было хуже, чем в "Льве Толстом". Дорога пролетела незаметно (дочка большую ее часть проспала), очень приятна была реакция на нас русской пограничницы. Мы сидели ближе к концу вагона, пока она дошла к нам, она проверила паспорта группы американцев, швейцарцев, немцев. Когда девушка увидела наши паспорта, она радостно сказала: "Ой, а вы — русские! Как приятно видеть своих!" Нам тоже было очень приятно!
И вот мы в Петербурге! Как я люблю этот город! И свою любовь мне, по-моему, удалось передать и дочке. Два года назад она открывала Петербург, как чудесный дом, полный комнат с сокровищами. Теперь этот дом она немного знает, тем интересней проходить по нему, отчасти чувствуя себя почти хозяином, отчасти — гостем, потому что комнат в этом доме много, и большая их часть до сих пор хранит свои секреты. Тогда, два года назад, у нас с дочкой была "обязательная" программа (Эрмитаж, Русский музей и т.д., и т.п.), теперь — "произвольная". Мы просто шли, куда хотели, и получали удовольствие.
Не буду описывать все наши странствия по Петербургу, отмечу только некоторые "точки". Понравился океанариум (хотелось бы, чтобы он был больше). Отлично провели день в Павловске (час катались на взятых напрокат велосипедах, час — на лодке, потом просто гуляли). По рекам и каналам мы поплыли не просто на обзорную экскурсию, а на тематическую — "Литературный и музыкальный Петербург" (проводится по четвергам в 17-00, продается в киоске у Исаакиевского собора).
Шесть дней прогуляли по Питеру, потом поплыли на Валаам. Отправление — вечером, в 21-00. Утром мы уже были на Валааме. Сюда, я уверена, тоже нужно возвращаться. В прошлогоднем круизе мы были на Валааме полдня. Сначала совершили "марш-бросок" по скитам, потом на катере — в центральную усадьбу. В Спасо-Преображенском соборе мы увидели только нижний храм, верхний уже был закрыт. Свободного времени вообще не было.
Теперь мы стояли на Валааме весь день. До обеда — экскурсия в центральную усадьбу монастыря. Экскурсия подробная, неспешная. Чудный верхний храм! После обеда мы на экскурсию не пошли, гуляли сами. Как красивы внутренние озера Валаама! Плоские камни, уходящие в глубь, желтые кувшинки на теплой неподвижной воде. Ели и сосны, поросшие лишайником. Кажется, в любую минуту появится здесь леший, или баба-Яга, или выглянет из кувшинок русалка — а ты не удивишься и не испугаешься... Потом мы забрались на самый высокий утес над Ладогой и слушали тишину...
Вечером мы уплывали с Валаама под звуки традиционного вальса Чайковского (он написал его в память о своей поездке в эти места). Чайки-попрошайки парили над палубами, солнце пробивалось через легкие облака...
Еще день в Питере (Летний сад, Летний дворец, Мойка). Потом — поезд "Юность", и Москва. Ночью я проснулась в своей квартире и некоторое время не могла понять — где я? В какой стране? В каком городе? На теплоходе?
Две недели Москвы, работы, и — снова теплоход, палуба. 13 августа мы с дочкой уплываем в круиз по Волге, до Астрахани. Сама себе завидую. А пока — пересматриваю те 800 фотографий, где кто-то, так похожий на нас, прыгает на батуте в Ванта, хохочет на аттракционах, лазает по скалам Суоменлинна и Валаама, едет на велосипеде и плывет на лодке. Жизнь прекрасна!