гл.10 Логика и счет

Полезность: 4,3 из 5 Интересность: 3,3 из 5 (3 оценки)

Размышления над логикой и внутренними смыслами упражнений с математическим материалом Марии Монтессори, нетрудно заметить, что в основе ее подхода лежит понятие "материализованных абстракций", а сам предмет математики рассматривается, прежде всего как позиция человека, как способ овладения миром с помощью познания, действия и эмоционального участия.

"Математика - это легко", - говорим мы детям. Это знакомо и осязаемо.

Числа учат так же, как и язык, и потому математика - наука универсальная, по сути дела, вселенская.

Достойна великого восхищения выложенная на маленьком коврике картина десятичной системы, составленная четырехлетним ребенком из сотен бусин, стерженьков, кубов и их цифровых изображений. Золотой математический материал и работа с ним - важнейший этан Монтессори -метода. С помощью зримой и осязаемой десятичной системы ребенок учится овладевать числом и арифметикой, а в сущности - делает шаг к овладению миром.

При составлении упражнений с математическим материалом и в последующей работе с детьми мы следовали нескольким принципиальным правилам:

  • предоставлять детям математику не как готовый предмет, но как самостоятельную деятельность человека;
  • не передавать идеи, а повторно открывать их с ребенком;
  • путь к познанию лежит через связи, а не через отдельные явления;
  • понимание, а не навыки.

В каждом упражнении все эти правила становятся их внутренними смысловыми акцентами, и, наблюдая за работой детей, можно реально увидеть их воплощение в детском сознании.

Классические упражнения с математическим Монтессори - материалом делятся на несколько групп. Первая и третья - это работа с представлениями о числе и цифре в их постоянном сравнении; освоение состава числа, понятие количества и четности. Вторая группа - это весь Золотой материал Монтессори - построение десятичной системы и основные виды исчисления. Четвертая - упражнения с математическими таблицами и затем цветными цепочками; квадратные и кубические числа.

Внутренняя логика работы ребенка с материалом такова, что в ней четко определены две качественно различные цели: прямая и косвенная. При этом прямая цель работает на зону актуального развития ребенка, а косвенная - на ближайшее его развитие. Обращение ребенка к одному и тому же материалу в разные промежутки жизни может естественным путем смещать значение этих целей, корректировать их смысл. Так что многие материалы для развития и утончения сенсорики у маленьких превращаются для старших в "материализованные абстракции" математического толка. Воспринятые и впитанные бессознательно на уровне чувств, они постепенно обретают в голове ребенка строгие математические очертания, превращаются в понятия.

Если говорить о внутренней взаимосвязи упражнений с математическим материалом, то в них прослеживаются прежде всего линии арифметики, геометрии и основ теории множеств. Эти занятия точнее было бы назвать счетом, измерениями и логическими построениями, чем одним словом "математика". Хотя именно такое сочетание дает осязаемое представление о математике как о единстве. Действия, которые выполняет ребенок, упражняясь с материалом, естественны и просты для него в младшем возрасте: он сравнивает, упорядочивает, измеряет, систематизирует, манипулируя с простыми предметами окружающей его среды. Именно эти действия ведут к проявлениям математического познания. Постепенно и опосредованно, через предметы среды, ребенок самостоятельно формирует математические понятия, и этот процесс имеет культурно-антропологический смысл.


Упражнения
Предыдущая глава
Следующая глава
Оглавление
Книга
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Оставить комментарий к статье "гл.10 Логика и счет"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

24.08.1999
Обновлено 24.08.1999
Статья дня
Отношения, которые идут в никуда
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!