Если осенью в школу...

Если ребенок отвечает "нет", это значит, у него пока отсутствует учебная мотивация, желание учиться, получать знания. А это - самая главная составляющая так называемой психологической готовности к школе.

Мы публикуем ответы специалистов Центра нейропсихологии на самые распространенные родительские вопросы в рамках акции "Школа без двоек". Сегодня они посвящены будущим школьникам.

Психологическая готовность ребенка к школе

Собираюсь записывать сына в школу. Прочитала тест в журнале, а там написано: если ребенок отвечает "нет" на вопрос "Хочешь ли ты идти в школу?", то к школе он точно не готов. Почему так? Какие еще есть признаки готовности-неготовности к школе?

Если ребенок отвечает "нет", это значит, у него пока отсутствует учебная мотивация, желание учиться, получать знания. А это - самая главная составляющая так называемой психологической готовности к школе. Опыт показывает, что дети, идущие в школу без осознанного желания, хуже справляются с учебой. Умные, но немотивированные ребята часто попадают в разряд отстающих. Да и у нас, взрослых, лучше получается любимая работа, не правда ли?

Мотивации может не быть в силу возраста или обстоятельств жизни. Если ребенку больше 6,5 лет, стоит обратиться к психологу, который поможет разобраться в причинах отсутствия мотивации. Ребенку может мешать, например, негативный учебный опыт старших детей в семье или собственный, детсадовский опыт.

Какие еще требования выдвигают к ребенку новые условия школьной жизни?

Готовность действовать по образцу в соответствии с правилами - произвольность поведения. Это значит, ребенок сможет решить пример, аналогичный прежнему, отступить нужное количество клеточек в тетради и т.п.

Принятие роли ученика и готовность выполнять требования учителя, признание учителя значимым взрослым.

Умение разделять реальность и фантазии. Дошкольнику свойственно верить в сказки, а ребенок, готовый к школе, уже понимает, как устроен мир, что бывает на самом деле, а что нет.

Интеллектуализация аффекта - способность ребенка думать о последствиях своих поступков, предвосхищать результаты своей деятельности.

Самооценка должна быть адекватна или чуть-чуть завышена.

Оценить, присутствуют ли эти качества у ребенка, вам поможет психолог.



Выделяют еще так называемую педагогическую готовность к школе - считается, что будущий ученик должен обладать определенным набором умений и навыков. Однако просто овладение, скажем, чтением или письмом без психологической готовности к школе вряд ли будет способствовать успешной учебе.

К сентябрю дочери будет 6,5 лет. Она занимается народными танцами, ходит в бассейн. Читает по слогам. Считает в пределах 20. Легко запоминает стихи. В последнее время увлеклась раскрашиванием, делает это аккуратно. На занятиях ею довольны. Отдавать ли ее в школу осенью? Не будет ли поздно через год? Вообще можно ли опоздать в школу? И на что нам обратить внимание в смысле подготовки?

В нашей практике не было случая, когда ребенок пострадал бы оттого, что пошел в школу позднее. Лишний год до школы, если задуматься, дает даже несколько преимуществ.

Во-первых, ребенок будет старше одноклассников, крепче физически, с большим, чем у них, жизненным опытом. Это само по себе повышает самооценку и создает условия для того, чтобы стать лидером, успешным человеком.

Во-вторых, оставшийся год можно использовать тоже в интересах ребенка. Если не знаете, чем лучше заняться, - получите консультацию нейропсихолога. Этот специалист оценит развитие вашей дочери, особенности организации ее мозга и подберет подходящие виды деятельности.

Трудно советовать заочно, но кое-что можно отметить. Занятия танцами и бассейн способствуют хорошему взаимодействию левого и правого полушарий мозга. Раскрашивание - хорошая тренировка кисти, подготовка руки к письму. Опыт общения с разными педагогами тоже очень ценен. И вот на что хотелось бы обратить внимание. Достаточно ли ваша дочь играет со сверстниками - в подвижные игры на улице, в сюжетно-ролевые, в настольные игры со строгими правилами? Расширяется ли ее кругозор, представления о живой и неживой природе, занятиях людей, профессиях, географические познания? Умеет ли она рассказать о том, что видела или о чем ей прочитали? Конечно, при очной консультации рекомендации будут более полными.

Часто говорят: более старшему ребенку будет скучно в первом классе да еще по программе 1-4. Но этого нельзя знать заранее. Надо начать учиться, и станет понятно: стоит перевести сына или дочь в следующий класс досрочно, или ему в самый раз учиться именно здесь.

Как подготовить ребенка к тестированию при приеме в школу?

Возможно, мы вас удивим, если скажем, что особая подготовка к тестированию не требуется. Более того, она может быть даже вредна: в том случае, когда родители пугают ребенка предстоящим испытанием или очень переживают, и их волнение передается малышу. Это ощущение тревоги во время экзаменов может остаться с ребенком на всю жизнь! Лучше и непосредственнее ведет себя на тестировании тот ребенок, который просто считает, что идет записываться в школу, знакомиться с учительницей.

Вас беспокоит, сможет ли он ответить на вопросы тестов? Скорее всего, да, ведь они базируются на обычных знаниях об окружающем мире, на ежедневном опыте ребенка-дошкольника, которому читают книги, с которым обсуждают увиденное... Кстати, толковый психолог при тестировании смотрит, насколько хорошо будущий ученик умеет руководствоваться правилами. А правила ребенок может освоить только в игре со сверстниками. Если ребенок научился играть "по правилам", то он и в школе будет вести себя по правилам, как бы перенося условия игры в реальность.

Нет смысла "натаскивать" малыша на тесты, как иногда хочется взрослым. Во-первых, у каждого психолога они свои (хотя общие принципы соблюдаются), и "наученного" ребенка сразу видно. Во-вторых, такая подготовка невротизирует ребенка. И в-третьих, по результатам тестирования становится понятно, подходит ли данному малышу программа школы. Это очень важно: ребенок должен учиться по программе, соответствующей его уровню. Тогда он не будет чувствовать себя хуже окружающих его ребят и, самое главное, чрезмерные интеллектуальные нагрузки не приведут к умственному истощению.

Если вы сомневаетесь в том, что ваш малыш готов к тестированию, пройдите пробные тесты - ими владеют все психологи и нейропсихологии - и получите рекомендации по подготовке к школе именно вашего ребенка.

Анна Потанина
нейропсихолог
Александра Соболева
нейролингвист
Статья из апрельского номера журнала
Наш любимый малыш
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Оставить комментарий к статье "Если осенью в школу..."

Вы не авторизованы.

Сыну на следующий год в школу, в апреле исполнилось 6 лет. Превая реакция на все виды занятий - нет. В прошлом году нашли очень хорошего логопеда, она и как психолог с ним работала. Значительно повысилась у него самоценка, но всё очень быстро забывает. Особенно, что касается чисел. Мне очень стыдно, но всё в пределах десяти топчемся, иногда всё отскакивает от зубов, а следующий день на двойке стпоткнуться можем. И постоянно твердит - я не хочу заниматься. Потом начинает - всё идёт неплохо. Как объяснить ребёнку, что занятия нужнЫ? Что не всё бывает интересно? И игровые формы, и всякие пробовали. Я очень боюсь тестов, что он не пройдёт.
2005-05-20, Лариса и Стас
Поделитесь:

18.05.2005
Обновлено 31.07.2018
Статья дня
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Близкие по теме статьи
Как проверить развитие ребенка перед школой? Тест
Как проверить развитие ребенка перед школой? Тест
Готов ли ребенок к школе? Нарисуйте собаку
Идти в первый класс в 6,5 или 7,5 лет? Мнение психолога
Идти в первый класс в 6,5 или 7,5 лет? Мнение психолога
Психологическая готовность ребенка к школе: как оценить
Что должен уметь ребенок перед школой? Тест школьной зрелости
Что должен уметь ребенок перед школой? Тест школьной зрелости
Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школе
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!