Что делать, если родители из-за незнания или стеснения опоздали с сексуальным просвещением сына или дочери, и ребенок черпает информацию с просторов интернета - сам, как может? С чего начать разговор и что делать, если 10-летний человек на ваши попытки диалога отвечает: "Я все знаю".
Почему девочка 11 лет сидит на сайтах для взрослых
Дима: На связи Полина из Ярославля.
Полина: Я слушала ваши передачи, пользовалась вашими советами, но немножко зашла в тупик. Моей дочери десять лет, и мы с ней в раннем возрасте не разговаривали о сексе. Послушав ваши передачи, я распечатала ей книгу Майерса. Но читать и смотреть нам оказалось трудновато. Ваш совет о том, что в этом возрасте надо сказать ребенку, что я открыта для таких разговоров, я использовала, но с опозданием.
Д.: Это произошло недавно, да?
П.: Да-да.
Д.: А что вас подтолкнуло?
П.: Ну… она не знает, как на компьютере что-то скрывать, а компьютер мой. Я не следила за ней, но как-то включила компьютер и… в общем не единожды я обнаруживала незакрытыми сайты с определенным содержанием. После этого я с ней разговаривала о том, что думаю по этому поводу. Я абстрактно объяснила ей, что есть любовь между мужчиной и женщиной.
Но тупик вот в чем: недавно она была в гостях у бабушки и смотрела на планшете эти сайты. Меня не было. И бабушка устроила скандал.
Потом я поговорила с ребенком отдельно, в машине: попросила ее выйти на улицу, чтобы мы могли обсудить все спокойно без бабушки. И с бабушкой позже тоже поговорила, потому что она сильно на внучку ругалась.
У меня к вам два вопроса: правильно ли я поступила? И как мне дальше себя вести?
Д.: Успокойтесь. Как поступили, так и поступили. Это уже случилось. Давайте попробуем понять природу этого явления. Почему, на ваш взгляд, она залезает на эти сайты в десять лет?
П.: Ей интересно. Они и в школе их смотрят. Я у нее спросила, она мне прямо ответила.
Д.: Золотые слова. А что же ей так интересно, как вы думаете?
П.: Наверно, как это происходит, потому что она все знает. Она же снова и снова заходит.
Д.: Верно. Это же какие-то другие, особые отношения, они устроены довольно странно и необычно на взгляд десятилетнего ребенка. Мне кажется, что с ней надо поговорить как раз в этом ключе. Потому что про любовь-нелюбовь — слишком абстрактно, в десять лет такое точно трудно понять.
В интернете и вообще в мире тонны порнографии, и ее не было бы в таких объемах, если бы не было спроса, правда же? Это важно. Существуют разные причины спроса, но мы не будем их анализировать. Суть в том, что порнография интересна и взрослым. Поэтому ей нужно сказать: "На самом деле я тебя понимаю (не в смысле “я тебя понимаю, потому что сама сижу на порносайтах с утра до вечера”). Тебе любопытно все в мире: и как дождь начинается, и откуда камешки взялись, и как еда появляется у нас на столе, и что такое деньги, и что такое отношения между мужчиной и женщиной". Так важно начать. На профессиональном языке это называется "присоединение".
Вы понимаете, что я имею в виду? Вы присоединились к ее интересу, не выступая против нее в этот момент. Вы вместе с ней, на одной стороне. Из этой точки можно идти дальше, то есть спрашивать: "Может, ты хочешь у меня что-то спросить? Давай это обсудим".
П.: Я спрашивала, и она ответила: "Я все знаю".
Д.: Надо искать, раскручивать (извините за такой глагол). Надо строить разговор таким образом, чтобы она осмелилась и сказала. Вот что такое "я все знаю"? Это отказ. "Мама, я не буду с тобой об этом разговаривать. Мне неудобно. Я доросла до возраста, когда как-то сама разобралась и в интернете всякое разное нашла".
Мне кажется, стоит попробовать еще раз. И не останавливаться на этом, а сказать: "Слушай, ну если ты в гостях у бабушки полезла на эти сайты, то это точно значит, что тебя что-то очень интересует. Расскажи, мне правда интересно".
Найдите нужные слова и подходящий тон. Ну правда же интересно, что она там нашла в десять лет. И я даже не собираюсь вам говорить "не запрещайте", потому что вы понимаете, что будет из запрета. Попробуйте сделать так, чтобы она начала объяснять.
Принято говорить, что в десять лет рановато таким увлекаться, но не бывает рановато или поздновато. Что-то ее цепляет там очень сильно. Может быть, ей непонятна технология, как это происходит? Или какие отношения между мужчиной и женщиной бывают? Что ей интересно-то? Надо сделать так, чтобы она вам рассказала.
Теперь поговорим о бабушке. Объясните дочери, что бабушка человек уже довольно пожилой, ей тяжело с этим справиться. "Ты ее побереги, если можно. Не лиходействуй таким образом".
Мне тут параллельно пришло коротенькое сообщение от слушательницы на эту тему: "Дима, не думали о том, что девочку просто возбуждает это и ей нравятся ощущения? Я, например, очень любила читать в детстве “Тысяча и одна ночь” Шахерезады".
Почему не думали? Думали. Но только ведь очень важно, чтобы это вербализовалось. И тогда мама Полина сможет с ней об этом поговорить.
Как рассказать четверокласснику все о поцелуях
Д.: Я перехожу к разговору с Викторией из Санкт-Петербурга.
В.: Я хочу спросить… Подруга меня очень просила… Как можно осветить тему орального секса для четвероклассника? С какой стороны подойти? Родители в ступоре…
Д.: Вы меня ставите в тупик. Что вы имеете в виду? Опишите ситуацию.
В.: В школе пошла эта тема… Дети начали обсуждать поцелуи и все, что можно к этому приплести. Ребенок пришел и поставил в тупик своих родителей.
Д.: Несмотря на то неудобство, которое вы, вероятно, испытываете, объясните, что вы имеете в виду. Чтобы дать ответ, мне нужно все точно понять. Вот вернулся четвероклассник из школы. Мальчик или девочка?
В.: Мальчик.
Д.: И что он сказал?
В.: Начал задавать вопросы про поцелуи… Мама боится, что он начнет читать об этом в интернете и там столкнется с более подробной информацией.
Д.: О господи! Спорю на все, что угодно, что с вашим знакомым из четвертого класса никто никогда не разговаривал на тему секса и даже о том, откуда берутся дети. Я прав?
В.: Да.
Д.: Я очень стараюсь быть мягким, надеюсь, что вы это чувствуете. Но в данном случае должен вам сказать: вот вам пример того, как мы опоздали. Успокою вас: опоздали не тотально. Сейчас мы решим, что делать.
Я уже говорил на эту тему… не об оральном сексе, а о сексуальных отношениях и о том, откуда дети берутся. Тогда я цитировал Жан-Жака Руссо, который сказал, что если взрослые не могут продержать от ребенка тайну взаимоотношений полов до четырнадцати лет, надо, чтобы он узнал об этом до восьми.
Пусть не до восьми, а до девяти или у кого-то до семи. Потому что человек должен понимать все, что его интересует. А эта тема ему определенно интересна.
Поэтому мы просто обязаны об этом говорить! У нас нет вариантов. Если у нас возникают трудности с освещением этой темы — язык прилипает к гортани, например, — нужно найти способ язык от гортани отлепить. Вот ту энергию, которую мы очень часто тратим на то, чтобы заставить их делать то, чего они не любят, лучше потратить на то, чтобы вооружить их. Это в том числе относится и к теме, которую поднимаете вы, — к теме орального секса, порнографии и всего чего угодно.
Скажу два слова про порнографию, потому что именно этого боится мама. Человек должен знать, что он может с этим столкнуться в интернете. "Так что же, Дима, ты советуешь родителям вместе с детьми смотреть порно?" Ни в коем случае!
Просто если в семье существуют доверительные отношения, мама и папа расскажут ребенку о том, что существует порнография, и выскажут свою позицию по этому поводу. Они объяснят, зачем она нужна и как устроена. И когда десятилетнему пацану друг начнет подсовывать порно, он скажет: "А, так вот что имела в виду мама. Спасибо, я знаю". И откажется.
Я знаю множество таких примеров, даю вам честное слово. Ситуация обратная — когда ребенок не знает, о чем идет речь. Это запретная, стыдная тема, это то, чем тайно занимаются взрослые. И тогда он решает: "Я срочно должен об этом узнать, я уже взрослый!"
Мы сами их толкаем в эту пропасть. К сожалению, сегодня нет ребенка, который до двенадцати лет так или иначе не сталкивался с порнографией. К моему огромному, дикому сожалению!
Это значит, что мы должны защитить ребенка. И сделать так, чтобы он имел силу сказать: "Я не хочу это смотреть, дружище. Тебе надо — ты и смотри". Или, увидев вскользь, мог сопоставить увиденное с тем, что родители ему сказали, прийти к ним и сказать: "Слушайте, я такое видел сегодня. Можем поговорить об этом?" — "Можем". Ребенок и не подумает, что они с ним станут рассматривать порнокартинки, понимаете?
Теперь дам конкретный совет. Родителям надо глубоко подышать. С сыном могут поговорить мама с папой вместе либо кто-то один (зависит от того, с кем у него более доверительные отношения). Они должны выбрать удобный для себя момент, поскольку сейчас, насколько я понимаю, в ответ на его вопрос они уже помычали и оставили все в подвешенном состоянии.
Им следует сказать ему приблизительно следующее: "Дружище, так прикольно, что ты задаешь этот вопрос!" Пусть они посмотрят на эту ситуацию со стороны ребенка. Это же здорово, что их ребенок растет, правда? И что он приходит с этим вопросом к ним. Разве нет? Задумайтесь: если он не получит ответ, то в следующий раз пойдет не к родителям.
Итак, в случае ваших знакомых надо начинать с самого начала. Нужно брать книжку. Я всегда советую Питера Мейла "Where did I come from?" ("Откуда я взялся?"). Эта книжка была переведена на русский в начале 90-х, но сейчас ее уже не найти. Пусть поищут картинки в интернете. Поразглядывают.
Иллюстрации милейшие, детские, рисованные, не пошлые, не эротические. На них показано, как устроены дяденька и тетенька, что такое любовь, что такое секс, как развиваются сексуальные отношения, как это связано с рождением ребенка и т.д.
Есть и другие книжки. Так они дойдут и до орального секса, если будет нужно, — я имею в виду в этом разговоре. Но ставлю на то, что он все сообразит сам. Все будет хорошо.
Я хочу обратиться ко всем родителям. Ребята, я очень стараюсь не быть категоричным. Но в этом вопросе я таким буду. Все, что касается взаимоотношений полов, секса, разговоров о том, как люди появляются на свет… Если мы с вами не преодолеем нашу стеснительность, то причиним детям большой вред.
Только что перед вами был пример того, что происходит, если мы боимся или идем на поводу у собственных комплексов. Все мы очень стараемся обеспечить безопасность нашим детям. Мечтаем об этом, беспокоимся, что они окажутся в сложных обстоятельствах.
Давайте эти обстоятельства не создавать им сами. Пусть обо всем важном, сложном, страшном, равно как о веселом и приятном в жизни, они узнают от нас. В противном случае они могут оказаться безоружными, попасть в те самые сложные ситуации, которых мы боимся.