Дженнифер Эль в роли Элизабет Беннет. "Гордость и предубеждение". 1995 год
В биографии Джейн Остин был эпизод, который, по-видимому, послужил основой сюжета романа "Гордость и предубеждение". В главной героине, Элизабет Беннет, угадываются черты самой писательницы. Джейн было 20 лет, когда она познакомилась с молодым Томом Лефроем, и поначалу он вел себя так же, как мистер Дарси. Посмотрите фильм "Становясь Джейн" – его создатели явно пофантазировали на тему первой возможной любви писательницы. Элизабет – умная, красивая, ироничная девушка, что заметно отличает ее от женщин своего круга, – провинциальной аристократии, – главной заботой которых являлось составление выгодных брачных партий. Именно ей она доверяет высказывать собственные идеи и суждения.
Роман "Гордость и предубеждение" экранизировали 10 раз. Самым знаменитым остается 6-серийная версия BBC 1995 года с Дженнифер Эль и Колином Фертом в главных ролях.
Гвинет Пэлтроу в роли Эммы Вудхаус. "Эмма". 1996 год
Главная героиня романа "Эмма" – совсем юная девушка. Богатство позволяет ей не слишком волноваться о замужестве. Ее любимое развлечение – сватать молодых людей из своего окружения. Она вмешивается в чужие судьбы и совершает серьезные ошибки. Джейн Остин не боится иронизировать и над собой – ведь ее Эмма считает себя знатоком человеческих душ и нравов. Но в отличие от писательницы, которая лишь показывает природу взаимоотношений в обществе, девушка желает подчинить себе судьбу. А это невозможно – человек или меняется, или застывает в развитии, но выбрать тот или иной путь может только он сам. Впрочем, для Эммы все заканчивается благополучно. Мистер Найтли, которого она считала только другом, потихоньку меняет ее представление о жизни. Девушка понимает, что любит его, так что роман имеет вполне традиционный романтический финал – свадьбу.
К сюжету "Эммы" режиссеры обращались 8 раз. Любители творчества писательницы, безусловно, вспомнят и постановку 1996 года с Гвинет Пэлтроу, и созданную в том же году версию с Кейт Бекинсейл.
Эмма Томпсон в роли Элинор Дэшвуд. "Разум и чувство". 1995 год
В легком ироничном стиле рассказывает Джейн Остин об истории двух сестер Дэшвуд – рассудительной и сдержанной Элинор и романтичной, страстной Марианны – центральных персонажей романа ""Чувство и чувствительность" (второй вариант перевода – "Разум и чувства"). Девушки воплощают те качества, которые писательница выносит в название произведения. В образах двух сестер исследователи творчества автора легко угадывают прототипы – саму Джейн Остин и ее сестру Кассандру. Кстати, пары сестер появляются во многих произведениях писательницы. Ей интересно следить за тем, как меняются характеры героинь: из девушек, воспитанных литературой и полных иллюзий, они превращаются во взрослых понимающих жизнь женщин. Джейн Остин щедра – в финале Элинор и Марианна выходят замуж.
В 1995 году, когда в Англии отмечали 220 лет со дня рождения писательницы, были экранизированы почти все ее романы. Влюбленных в "Разуме и чувствах" тогда сыграли Кейт Уинслет, Эмма Томпсон, Хью Грант и Алан Рикман.
Фрэнсис О’Коннор в роли Фанни Прайс. "Мэнсфилд-парк". 1999 год
"Мэнсфилд-парк" – эдакая сказка про Золушку в стилистике викторианского столетия. Главная героиня – Фанни Прайс — девочка из бедной семьи, которую берут на воспитание в богатый дом. На нее никто не обращает внимание – и напрасно. На наших глазах зависимая от капризов окружающих, невзрачная Фанни завоевывает любовь главного героя, красавца Эдмунда Бертрама. Конечно, это не самый популярный роман Джейн Остин, хотя знатоки литературы выделяют его среди остальных. Возможно, читателем кажется скучной излишняя рассудительность и благовоспитанность героини.
На экран этот роман переносили трижды. Пожалуй, наиболее удачно в 1999 году.
Салли Хокинс в роли Энн Эллиот. "Доводы рассудка". 2007 год
Роман "Доводы рассудка" – последний в творчестве писательницы. Исследователи отмечают, что это самое совершенное ее произведение. Характеры героев здесь раскрыты более глубоко – она дает им больший простор для самопознания. Энн Элиот много размышляет, в отличие от большинства предыдущих героинь, которые раскрывали свои характеры через диалог. На смену привычной мягкой иронии приходит сатира. Нравы века, по-видимому, утомили писательницу, и она больше не хотела смягчать суждений о них. Зато центральным персонажам, которым симпатизирует автор, – Энн и ее возлюбленному Фредерику Уэнтуорту – отдана целая глава для признания в любви.
Из четырех киноисторий самой удачной можно назвать экранизацию 2007 года.
Фелисити Джонс в роли Кэтрин Морланд. "Нортенгерское аббатство". 2006 год
Пародия на готические романы, которыми зачитывались современники Джейн Остин, сегодня читается как обычная история любви. Юная Кэтрин – особа экзальтированная. Ее воображение превращает старинный дом, куда девушка приезжает в гости, в замок, полный тайн. В романе постоянно звучит голос автора: рассказывает историю, защищает свое произведение от возможного недопонимания читателей или нападок критиков, иронизирует над героями. Характер Кэтрин меняется от страницы к странице – она взрослеет, избавляется от романтических иллюзий и, конечно, находит любовь в лице мужественного аристократа Генри Тилни.
Эту историю можно увидеть на экране в версии 2006 года.