Вы помните свои впечатления из 90-х от фильмов с Деми Мур? В "Стриптизе" (1996) и "Солдате Джейн" (1997) она снялась, будучи уже матерью троих детей. В недавно вышедшей автобиографической книге подробно описан тот период ее жизни. Каких жертв потребовало от актрисы участие в этих фильмах и зачем ей это было нужно?
После рождения дочерей я испытывала почти первобытную потребность защищать их: готова была встать под пулю за них, ограбить банк — все что угодно. Именно об этом я думала, когда читала сценарий, написанный по книге Карла Хайасена "Стриптиз".
Не знаю, могло ли что-то еще в этом мире заставить меня чувствовать себя более неловко, чем необходимость каждый вечер раздеваться, выставлять свое тело на всеобщее обозрение и демонстрировать сексуальность. Но ради того, чтобы прокормить своих детей, я бы, вне всякого сомнения, пошла на это, как и главная героиня фильма, Эрин Грант.
Для этого фильма я должна была уделять большое внимание своему телу и доводить его до совершенства, но работа над ним была моим выбором. Когда я снималась в "Стриптизе", на завтрак я отмеряла полстакана овсянки и готовила ее на воде, а после в течение всего дня был только белок и немного овощей. Самое странное, что даже с таким питанием и тренировками шесть дней в неделю я не казалась себе худой.
Скорее всего, это было психологическое и эмоциональное удержание. Я так крепко вцепилась во все: в мой брак, карьеру, физические упражнения и диету, что мое тело ничего не хотело отпускать. Единственное, в чем я чувствовала себя по-настоящему комфортно, было исполнение роли матери, которая была для меня главной в этом фильме.
Деми Мур с дочкой Румер
Как я стала Жадной Мур
За эту роль мне предложили достаточно высокий гонорар — больше двенадцати миллионов долларов. Ни одна женщина в Голливуде не получала столько за один фильм. Но так уж получилось, что продюсеры "Стриптиза" попали в своеобразную ценовую войну с продюсерами "Солдата Джейн" — еще одной истории о женщине, которая готова была пойти на все для достижения своих целей (хотя это совершенно другой тип женщины с абсолютно другими целями).
Я уже почти подписала контракт на съемки в фильме "Солдат Джейн", поэтому, чтобы оказаться впереди, продюсеры "Стриптиза" должны были предложить больше денег, чем мне собирались заплатить за "Солдата Джейн". Так они и поступили. И мгновенно я стала самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда.
У Брюса тоже дела шли неплохо — ему заплатили двадцать миллионов долларов за третью часть "Крепкого орешка". Обратите внимание на несоответствие: в то время в Голливуде мужчинам платили почти вдвое больше, чем женщинам. Но люди, вместо того чтобы видеть в моем большом гонораре важный шаг в деле соблюдения прав женщин или хотя бы прецедент, придумали мне прозвище — Жадная Мур.
Почему я стала стриптизершей
Ненависть, с которой я столкнулась, согласившись сниматься в "Стриптизе" за высокую плату, ассоциировалась с осуждением окружающих, которое преследовало мою героиню, когда она стала стриптизершей. Я начала ходить в стриптиз-клубы, чтобы встретиться с работающими там женщинами и послушать их истории. Это оказалось удивительным просвещением.
Некоторые из них работали, чтобы окончить школу, другие были наркозависимыми и здесь зарабатывали деньги на наркотики. Была одна очень красивая мать-одиночка, которая танцевала стриптиз всю ночь, чтобы днем заниматься своими детьми. Я рассказала о ней, когда давала телеведущей Барбаре Уолтерс интервью для продвижения фильма, подчеркнув, что никто не должен осуждать эту мать-одиночку за то, что она работает, чтобы содержать свою семью, так же как мы не осуждаем официанток и секретарш. И я не шутила.
Меня снова, как и после фото на обложке Vanity Fair назвали эксгибиционисткой. С одной стороны, я понимаю почему, ведь я танцевала вокруг шеста в стрингах. Справедливо. Но негатив, с которым люди реагировали на этот фильм, был окрашен настоящей злобой и сексизмом.
Может ли женщина стать "морским котиком"
Думаю, что лишь некоторые из тех, кто не является спортсменом или военным, могут по-настоящему понять, через что я прошла, чтобы стать главной героиней фильма "Солдат Джейн". Я горжусь этой картиной больше всего, потому что она была самой трудной для меня — эмоционально, физически и психологически. Я должна была посвятить себя этой роли так же, как моя героиня, лейтенант Джордан О’Нил, должна была стать первой женщиной военнослужащей спецназа ВМС.
Я отнеслась к этой истории очень серьезно. Женщина — сенатор США выбрала кандидатуру лейтенанта О’Нил, чтобы она стала первой женщиной, прошедшей обучение в военно-морском флоте. Правда, Джордан понятия не имела, что сенатор использует ее как разменную монету, ожидая, что она потерпит неудачу. О’Нил избивают, высмеивают, она чуть не утонула, но, несмотря на все это, ей удается добиться желаемого. Ее мужество, абсолютный отказ от капитуляции, невзирая на трудности, нашли отклик во мне.
Если я хотела выглядеть реалистично в своей роли, необходимо было пройти через все физические испытания, которые достались лейтенанту О’Нил. Для нас, актеров, организовали двухнедельную спецподготовку "морских котиков" — там были сорок парней и я.
В первый день я проснулась в пять утра и выпила горсть витаминов, а затем нас заставили за определенное время пробежать милю. Меня тут же вырвало. К концу дня от ботинок у меня появились ужасные волдыри, и я едва могла ходить. Один наш консультант из бывших "морских котиков", его звали Гарри Хамфрис, отвел меня в сторону и тихо сказал:
— Послушайте, вы не обязаны все это делать.
Однако я должны была играть офицера. Лидера. И думала, что если сдамся сейчас, то никогда не добьюсь уважения. Я попросила Гарри принести мне лейкопластыри для ног.
Это было жестоко. Сэм Рокуэлл изначально был заявлен в фильме, но не прошел обучения. Годы спустя он признался, что боялся простудиться в холодной воде во время ночных съемок сцены с аквалангом.
На съемках "Солдата Джейн"
На второй день я на несколько минут опоздала на тренировку. Ребята уже были в строю, и я попыталась незаметно проскользнуть в конец шеренги.
— Джордан! Ко мне! — закричал один из командиров нашей группы "морских котиков".
Во время тренировок меня никогда не называли моим настоящим именем. Я подбежала, и, пока стояла перед ним, он кричал:
— Кем ты себя, черт возьми, возомнила? Упала на гребаную задницу!
Это означало, что нужно принять упор лежа — занять начальную позицию отжимания, в которой требуется удерживаться долгое время. Все остальные были вынуждены сделать то же самое.
Однако к концу этих тренировок я была сильнее большинства ребят. Он кричал им:
— Неужели вы позволите избить себя какой-то матери троих детей?
Единственная разница в силе между ребятами и мной к концу подготовки была в том, что я никогда в жизни не могла сделать больше трех подтягиваний, максимум четырех. Это было проклятием. Каким бы мое тело ни было мускулистым, в кадре мне пришлось делать вид, что я подтягиваюсь.
Позже я встретилась с высокопоставленным адмиралом, и он подтвердил, что единственная разница между мужчинами и женщинами — кандидатами в ряды "морских котиков" заключается в силе верхней части тела. "В остальном это просто психология", — сказал он мне.
Наш разговор внес ясность в понимание того, что мне нужно показать в характере лейтенанта О’Нил. Я могла бы изобразить ее физическую силу, но важную роль играла психологическая устойчивость — не сдаваться, несмотря ни на что.
Выложилась по полной, заработала – и мне этого не простили
Еще до того, как фильм "Солдат Джейн" вышел в прокат, люди, даже не посмотрев, обрушились на него с критикой. Это было похоже на коллективное решение разнести меня в пух и прах и высмеять.
Это была первая картина, изобразившая женщин в реальных боевых действиях — во всяком случае, одну женщину. И конечно, фильм выходил за привычные рамки, показывая женские физические возможности и поднимая вопрос: если у актрисы есть навыки, почему она не может ими воспользоваться?
За два скандальных фильма мне заплатили больше, чем любой женщине, и столько же, сколько многим мужчинам в моей индустрии. Поэтому исполнение роли женщины, такой же сильной, как и мужчина, для многих людей было перебором.
Воспринимать критику "Солдата Джейн" и "Стриптиза" было очень тяжело. Главная мысль заключалась в том, что я предала женщин в "Стриптизе" и мужчин — в "Солдате Джейн", при этом получила за работу большие деньги. Никто не мог мне этого простить. И я впитала весь этот негатив, не проанализировав его по-настоящему.
58-летняя Деми Мур
Как я перестала бороться со своим телом – и похудела без диет и упражнений
Я нарастила слишком много мышечной массы, когда снималась в "Солдате Джейн", и к концу съемок весила 138 фунтов (63 кг). По окончании съемок я не смогла натянуть старые брюки на свои накачанные бедра. Мне нравилось быть сильной и массивной, но я не собиралась оставаться такой, притом с бритой головой.
Я могла бы снова начать морить себя голодом, выполнять упражнения на уменьшение массы тела, но не сделала ни того, ни другого. Я достигла своего предела, и когда вернулась домой в Айдахо, на меня снизошло озарение. Я поняла, что хочу иметь свой естественный вес. Больше не буду голодать и оценивать свой успех по тому, насколько я худая. Мне было любопытно, каким будет мой вес без прежнего режима. Наконец-то меня устраивал любой результат, каким бы он ни был.
Я едва могу вспомнить то время, когда не пыталась доминировать над своим телом и контролировать его, ведь в течение многих лет это было единственное, что я контролировала. Мне казалось, что сохранение веса было способом защитить себя. Теперь я добавила в свою ежедневную молитву еще одну строку: иметь мужество быть увиденной без маскировки или прикрытия. Я не могла больше бороться со своим телом и весом — я должна была заключить мир.
Все началось с отказа от тяжелых упражнений. Я никогда больше не занималась в нашем спортзале дома. Никогда. Начиная с рождения Скаут в 1991 году и заканчивая съемками фильма "Солдат Джейн" в 1997 году, я провела там шесть мучительных лет и была измотана. Я буквально не могла смотреть на спортзал, поэтому комната, которую он занимал, была переделана в мой кабинет.
Деми Мур весной 2020
Конечно же, я полностью изменила подход к питанию. Вместо того чтобы смотреть на еду как на то, что нужно одолеть, я решила попробовать есть, когда чувствую голод, а когда сыта — останавливаться.
Мои новые правила не включали в себя соблюдение определенного времени трапезы — завтрака, обеда и ужина, и ела я только тогда, когда испытывала голод. Если не хотела есть до обеда, то могла этого не делать.
Во время всех диет, на которых сидела, я заметила, что мне подходит, а что нет: например, мне нужно есть больше белка, чем углеводов, и небольшими порциями, тогда пища лучше усваивается.
Я по-прежнему составляла компанию детям, когда они ели, но для меня прием пищи больше не зависел от времени суток. Я не обедала и не ужинала на деловых встречах. И планировала застолья только с теми, кого знала достаточно хорошо, чтобы расслабиться.
Я похудела. Особенно это было заметно весной 1997 года, когда мы начали готовиться к Каннскому кинофестивалю. Я занималась подготовкой одежды для многочисленных мероприятий — подбирала ее, а затем устраивала примерки. Без диет и тяжелых физических упражнений я сбросила около тридцати фунтов (13,6 кг) всего за три месяца.
Наконец-то я заключила перемирие с моим телом. Обретенное состояние покоя помогло мне пережить то, что было дальше.