Еще десять лет назад не было такого разнообразия секций, кружков и прочих студий дополнительного развития: большая часть появилась только в последние несколько лет. С ростом осознанного родительства вырос и спрос на детские развивающие курсы – мамы и папы хотят вырастить гармонично развитых, успешных и подготовленных к будущей взрослой жизни детей. Да и хвастаться успехами ребенка приятно.
В погоне за успехами соседей по детской площадке и постоянно меняющимися модными веяниями можно переутомить малыша и отбить у него желание заниматься чем угодно на всю оставшуюся жизнь. Как распределить нагрузку, чтобы ребенку было посильно и полезно, рассказывает Марина Духанина, методист онлайн-школы английского языка для детей AllRight.
Ориентируйтесь на ребенка
Самый главный совет для родителей: не забывайте, что это ребенок ходит на развивайки, а не вы. Очень важно отслеживать состояние малыша. Все отлично, если ребенок:
Если малыш закапризничал и не хочет никуда идти, причина может быть просто в плохом настроении или усталости. Пропуск одного занятия не смертелен, лучше отдохнуть и с новыми силами продолжить. Если же ребенок систематически отказывается продолжать занятия, плачет или саботирует сборы – лучше попробовать что-то другое.
Социальные связи тоже очень важны: если у малыша не сложились хорошие отношения с педагогом и другими детьми, стоит поменять группу или преподавателя, потому что занятия в дискомфортной атмосфере не принесут желаемых результатов.
Лучший показатель того, что вы правильно выбрали дополнительные занятия – желание ребенка попробовать в реальной жизни то, чему он научился. Например, крутить колесо на детской площадке или смотреть мультфильмы на английском. А если он еще и рассказывает, что было на занятии, сразу после него и без ваших наводящих вопросов, то это двойное бинго.
Пробуйте разное
Современные условия позволяют найти занятие по душе. К услугам родителей миллионы развивающих курсов для малышей: от ментальной математики и робототехники до хоккея и карате. В голове тут же шевелятся классические представления: “девочке – балет и рукоделие, мальчику – дзюдо и программирование” и собственные нереализованные амбиции. В этот момент стоит сделать паузу и подумать, кто этого хочет: вы, невидимое давление социума или сам ребенок.
Мы не говорим сейчас о профессиональном спорте или искусстве, в котором работают совсем другие принципы, – это рекомендации именно для дополнительного развития детей без уклона в последующую профессию.
Конечно, нам, взрослым, кажется, что какие-то занятия важнее и полезнее, но для развития малыша полезно пробовать все, что возможно, а не зацикливаться на одной сфере. И танцы, и боевые искусства, и командный спорт развивают координацию движений и умение взаимодействовать со сверстниками. Программирование, Лего, ментальная математика помогают прокачивать логику. Английский, театр, музыка – комплексные инструменты, развивающие ребенка со всех сторон. Не понравилось одно – пробуйте второе, третье, рано или поздно что-то зацепит.
Большой ошибкой будет считать, что футбольная секция, в которую вы привели четырехлетнего малыша, – это на всю жизнь. Не стоит и покупать дорогие вещи для занятий – можно попробовать взять в аренду или попросить у знакомых на первое время, пока ребенок осваивается. Пользуйтесь скидками и купонами, пробными занятиями и днями открытых дверей, чтобы процесс выбора не был слишком затратным.
Не забывайте об отдыхе
Чтобы полноценно развиваться и усваивать то, что в него вкладывают, ребенку нужно оставлять время для ничегонеделания. В это время детский мозг “переваривает” всю выданную информацию, а также у малыша развивается умение занимать себя, если вдруг стало скучно. Оставляйте время “позалипать”, подумать – без раздражителей в виде телефона. Прогулка по парку, поездка на велосипедах или лыжах, наблюдение за дикой природой очень хорошо помогают мозгу перезагрузиться и отдохнуть.
Распределяя дополнительные занятия в расписании ребенка, старайтесь учитывать темперамент и хронотип. Активные дети успевают потратить всю энергию на танцах перед занятиями английским. Медлительные и основательные малыши предпочтут занятия с необходимостью сконцентрироваться, а не командные игры. “Жаворонки” активнее утром, и ставить им занятия спортом перед сном бессмысленно. “Совы” лучше соображают вечером, и дополнительная математика перед садиком станет мучением для всей семьи.
Самое сложное для родителей – выдержать поток извне, транслирующий противоречивые установки: “Ребенок должен заниматься чем-то одним, а не скакать с места на место при первых трудностях”, “А Васенька уже на фортепиано играет в четыре года”, “Футбол не для девочек, гимнастика не для мальчиков”.
Каждый раз, когда вы слышите такие фразы, вспоминайте, что ни вы, ни ваш ребенок никому не обязаны, а для того, чтобы быть счастливыми и жить свою жизнь, стоит ориентироваться на свои желания и потребности.