В последнее время не так уж редка ситуация, когда дети или вовсе не посещают детский сад, или возвращаются оттуда, не выдержав одного-двух месяцев адаптации. От кого это зависит: от самих детей, от родителей или от современных детских садов и воспитателей?
Зачастую случается, что к детскому саду "не готовы" сами родители. У многих из них в наше время появилась альтернатива дошкольному воспитательному учреждению, в виде няни, бабушки или мамы, сидящей дома. В результате родители хотят просто попробовать "пойти в сад", не слишком задумываясь о необходимой подготовке к такому важному мероприятию. А когда сразу не получается, забирают ребенка домой. На самом деле быстро, без слез и скандалов, мало кто способен привыкнуть к детскому саду. Кроме того, сам малыш часто психологически не готов к посещению этого заведения. Причиной тому повышенная, даже тревожная привязанность к матери и неумение общаться со сверстниками.
За мамину юбку
При повышенной привязанности к маме малыш не способен находиться вдали от нее даже непродолжительное время, а когда она рядом, старается держаться как можно ближе. Для трех-четырехлетнего ребенка такое поведение уже не является нормой. И чем дольше он находится возле мамы, тем он больше к ней "прилипает" и тем травматичнее для него любой разрыв - а ведь когда-нибудь он случится непременно.
Чтобы постепенно снизить уровень подобной привязанности, необходимо найти ту область, в которой ребенок может сам себя выразить и почувствовать уверенным и независимым от мамы. Это игра, а именно две ее основные составляющие: игра с предметом и игра со сверстниками. Научив малыша играть, мы научим его и еще одному важному качеству, необходимому не только в детском саду, но и в жизни: умению общаться. Кстати, играть малыша именно нужно целенаправленно учить, и это должен делать взрослый.
Обучение игре предполагает уже достаточное развитие речи, поэтому постепенно вводить малыша в предметную деятельность, то есть в игру с игрушками, стоит в возрасте около двух лет. Затем можно переходить к следующему этапу - общению с другими детьми. Игре нужно учить поэтапно, не смешивая лет до трех игры с игрушками и игры с детьми, поскольку в столь раннем возрасте одно только мешает другому.
Когда малыш достаточно хорошо научится играть с игрушками, начнет придумывать свои собственные элементарные сюжеты игр, присутствие мамы станет для него не столь необходимым. Умение найти себе дело и получать от него удовольствие, самодостаточность и определенная независимость от мамы важны для готовности ребенка к детскому саду.
Все вместе
Для общения со сверстниками ребенку также крайне необходима направляющая помощь родителей. Ведь малышу важно не просто гулять возле других детей на площадке, в сущности, не замечая их и самостоятельно копаясь в песке; ему нужно именно общаться. На помощь вновь приходят игры, в которые с двумя или несколькими малышами можно начинать играть уже с 1,5-2 лет. Самые простые, но (и это принципиально важно) с одинаковыми и одновременными для всех участников действиями, призванными подчеркнуть схожесть малышей, их взаимную близость и общность. Начинать можно с одновременных прыжков, хлопков, топанья под лозунгом: делаем все вместе! Например, игра, неизменно с восторгом подхватываемая всеми детьми: "Зайка серенький сидит и ушами шевелит: вот так! вот так!" Очень хороши хороводы, прятки, салки. Когда детей во дворе много, можно играть в игру "Воробушки и автомобили". Дети делятся на две группы: воробушки и автомобили, и одни "на улице" сменяют других. Подобна ей игра "Солнышко и дождик", когда по сигналу под солнышком все веселятся и танцуют, а дождика боятся и прячутся. И чем больше при этом будет визга и хохота, чем ярче у малыша будут эмоции, тем позитивнее останутся впечатления от игры. Он самоутвердится и почувствует себя увереннее, став частью коллектива.
Наш любимый воспитатель
Личность воспитателя детского сада не менее важна, чем школьного учителя. Ведь очень во многом именно от него зависит успешность и комфортность пребывания малыша в саду. Что за человек перед вами, обычно можно понять с первой же встречи. Насколько он умеет общаться с детьми, насколько он доброжелателен, терпелив и эмоционален. Очень важная черта, необходимая дошкольному педагогу, - эмоциональная раскованность, умение ясно выражать свои чувства: радость, испуг, опасения. Быть немного актером, выражать все своим лицом, своим обликом, а не просто констатировать словами - только таким образом можно передать ребенку интерес к жизни (а передает его именно взрослый), включая и сказки, и игры, и песенки. Ну и, конечно, хороший педагог немыслим без доброты и теплого отношения к детям. Если перед вами жесткий, бескомпромиссный человек - меняйте группу или сад. Чем быстрее, тем лучше. Не забудьте, перед тем как оставлять малыша в саду, поговорить с воспитателем и рассказать ему об особенностях своего ребенка. Например, он не умеет быстро есть, не может быстро засыпать, а если он часто просится в туалет, это не от хулиганства, а от особенностей организма. Помните, что самый первый день, как правило, проходит обманчиво хорошо. А вот дальше, когда малыш осознает, что это навсегда: и ранние подъемы, и уход мамы, и завтрак в обществе других детей - будет сложнее. Следите за настроением малыша. Если вам разрешили присутствовать в группе в период адаптации, постарайтесь участвовать в ее жизни, помогая воспитателю и другим ребятам. Не стоит просто сидеть в стороне, оценивающе присматриваясь к работе педагогов. Уходите сначала на два часа, затем - до сна, потом приходите сразу после него. Делайте перерывы в неделе. Разрешайте относить в сад игрушки, гарантированно заинтересующие других детей, что поможет вашему малышу сблизиться с ними. Идеально, если в группе будет друг или подруга.
Учение - свет?
Во многих детских садах число занятий намного превышает допустимое количество: для средних и старших дошкольников три занятия днем и одно-два вечером. И это очень много. По мнению большинства детских психологов, современное дошкольное воспитание чрезмерно направлено именно на обучение, а не на развитие личности. У детей иногда не остается времени на самую естественную и жизненно необходимую для них деятельность - игру. Но можно понять и родителей, в дальнейших планах которых стоит гимназия, куда без определенных навыков не примут. Выход один - искать такой идеальный детский сад, где занятия проходят в игровой форме и адаптированы для дошколят.
Посещение детского сада имеет определенные преимущества перед домашним времяпрепровождением в обществе мамы или няни. Это способ научить ребенка общаться, возможность выйти из дома в "большой мир" и присмотреться к нему. Но детский сад вполне способна заменить хорошая группа кратковременного пребывания. Детей там мало, время пребывания - 2-3 часа, иногда вместе с мамой. Такие группы есть при многих детских садах, рассчитаны на 2-3 месяца посещения и станут прекрасным способом мягко и безболезненно приспособиться к детскому саду. А альтернативой дошкольному учреждению может стать "дружный" двор, где с детьми занимаются взрослые или большая семья, в которой родители находят достаточно времени для разнообразных занятий и игр с детьми.