Однажды он приходит, этот день. День, когда мама снимает фартук и выходит на работу. Неважно, почему она это делает: ради социализации или дополнительного дохода — мама все равно чувствует себя виноватой перед родными. Теперь им достанется меньше внимания, меньше заботы и меньше домашних булочек. Им — о ужас! — придется взять на себя часть домашних дел.
Мужчинам и детям придется разделить такие обязанности, как покупки, мытье пола, посуды, заправку постелей и приготовление ужина, если они хотят видеть счастливую жену и мать и/или второй источник дохода. На конференции по семейным целям прозвучит много разнообразных благородных обещаний, но ни одно не будет сдержано. Что же делать?
Можно с уверенностью сказать, что бóльшая часть работающих женщин пытается сохранить мир, взяв на себя львиную долю домашних дел. Обычно мы оправдываем это: «Если я не сделаю это, то никто не сделает». Или: «Проще самой все сделать, чем шпынять и напоминать». Но часто мы фактически заключаем сделку: «Если ты дашь мне работать (учиться, держать бутик, литературный журнал, ходить на уроки живописи), то я буду такой же хорошей женой/матерью, как раньше». Иначе говоря, мы продолжаем играть старую роль ради безопасности.
Это неправильно, потому что тот, кто пытается заслужить любовь, получая ее, все равно в нее не верит. Надо осознать: вас любят просто за то, что вы — это вы. (После чего можете готовить время от времени еду или мыть посуду только потому, что иногда это развлекает и дает передохнуть или пришла ваша очередь.) Перемены должны быть резкими. Если они вызывают чувство вины и страх, чувствуйте вину или бойтесь, вы имеете на это право. Но не сдавайтесь. Держитесь.
Ваша семья хочет убранный дом? Тут есть четыре стратегии.
Демократичный хаос
Если вы жизнерадостны, своенравны, можете прикидываться слепой и перешагивать через бардак, просто скажите: «Вы абсолютно правы. У каждого должна быть личная служанка, у меня тоже. Но так как ни у кого из нас ее нет, боюсь, всем придется делать то, что в наших силах».
Представьте, что вы соседствуете с товарищами по комнате, и все как-то справляются. Никто не остается за старшего. Когда проснетесь однажды утром и спохватитесь: «О, Боже, ни у кого нет чистой одежды», — без стирки не обойтись, и кому-то придется этим заняться. Можно спорить кому. Нет ничего приятнее для ребенка, чем возможность сказать: «Эй, мам, твоя очередь мыть посуду, и тебе лучше это сделать!» Это помогает им осознать, что вы не рабыня, из-за которой они испытывали чувство вины. Никто больше не играет роль мамы в доме.
Добрый диктатор
А что, если вы плохо переносите хаос, и вам нужны чистота и порядок, чтобы слышать свои мысли? Не попадите в ловушку самостоятельного выполнения всей работы по дому только потому, что это проще и быстрее, чем пытаться вовлечь всех остальных. Есть один очень быстрый способ заставить их помочь вам по дому.
Надо помыть посуду. Вместо того, чтобы сказать: «Ты никогда не помогаешь мне!», или: «Ты должен помочь. Таково правило. Это дисциплина», подойдите к члену семьи, который читает книгу или смотрит телевизор, и скажите: «Пожалуйста, помой посуду. Сейчас».
Он или она встанет с громким вздохом, захлопнет книгу, пнет телевизор, бросит на вас злобный взгляд и поползет на кухню с таким же энтузиазмом, как если бы его там ждала гильотина. В этот момент мы обычно говорим: «Ой, забудь!»
Нам так сложно просить о помощи, что когда мы все же просим, отсутствие энтузиазма нас обижает! Но вам и не нужен энтузиазм. Вам нужна чистая посуда. Так что скажите: «Я не осуждаю тебя. Я тоже не люблю мыть посуду. Тебе не должно это нравится, тебе надо просто сделать это». И пусть они ворчат и ругаются, пока моют посуду, но когда все-таки закончат и швырнут полотенце на стол, скажите всего одно слово: «Спасибо».
Мне нужно, чтобы ты обо мне позаботился
Как бы мы ни уставали, нам приятно готовить детям обеды, которые они берут с собой, потому что благодаря этому они чувствуют себя любимыми и неодинокими. Нам приятно заботиться о детях, но кто подарит им это ощущение? Без устали заботясь, мы лишаем детей возможности заботиться о нас и испытывать от этого радость.
Если предоставить им возможность позаботиться о маме, они почувствуют, что их ценят и любят, что кто-то нуждается в них. Мы не даем этого нашим детям. Мы даем им все остальное, а потом удивляемся, что они недовольны. Думаю, это связано с тем, что им надо чувствовать себя нужными. Надо знать, что они по-настоящему важны тем, кого любят, что они могут помочь, что необходимы.
Любите свою жизнь
Самая важная стратегия — вообще не стратегия.
Будьте по-настоящему счастливы, делая то, что делаете. Вот тогда вы станете неотразимы для своей семьи, потому что отстанете от них, будете жизнерадостны, полны энтузиазма и любви. Вот тогда они с готовностью начнут убирать, стирать и готовить обед. Не бывает так, чтобы в семье сначала взялись готовить, убирать и стирать, а потом сказали: «Ладно, теперь ты пойдешь на учебу и на работу, а мы позаботимся обо всем остальном». Только наоборот!
Все, что им действительно нужно, — ваше любящее внимание, как бы оно ни проявлялось. Они хотят чувствовать себя нужными, вовлеченными, хотят участвовать. Поэтому самый лучший и самый простой способ обеспечить и любовь, и успех — позволить семье помочь вам достичь цели. Вместо того чтобы сделать из своей работы противника, разделяющего вас с близкими, превратите ее в общий проект, который укрепит ваши отношения.