Домашние задания - с мамой, с репетитором, самому. С какого класса?

Учеба в школе: как ослаблять контроль и передавать ответственность.

Учителя должны учить, а школьники — учиться. Кто бы спорил, но на практике родители сегодня очень часто вовлечены в учебный процесс — одни недовольны качеством преподавания, другие не могут воспитать в ребенке самостоятельность. Из чего же складывается успешная учеба в школе?

Домашние задания

Самостоятельность или контроль?

"Я была очень ответственным ребенком и хорошо училась, — рассказала Анна Минаева. — Моя мама никогда не вникала в мои школьные дела. Соответственно, когда мои дочери пошли в школу, я была убеждена, что учеба — личное дело ребенка, домашнее задание — зона его ответственности, и родители не должны чрезмерно вмешиваться в этот процесс.

Разумеется, в первое время я контролировала выполнение домашних заданий, направляла, подсказывала, помогала собирать портфель. Но к третьему классу я ослабила контроль, будучи всегда готова помочь в тех случаях, когда они сами обращались ко мне с вопросом. Казалось бы, такой подход должен воспитывать в детях чувство ответственности.

На родительских собраниях одни учителя прямо говорили, что ждут от родителей активного участия в учебном процессе. Другие жаловались на невнимательность, невыполненные задания, забытые дома тетради и циркули.

Масла в огонь подливали родители одноклассников, ставившие меня в тупик вопросом: "Каким способом вы решали вчерашнюю задачу?" Я отводила глаза и что-то бормотала, а придя домой, первым делом кидалась к детским тетрадкам. Если задача оказывалась решенной правильно, меня преисполняла материнская гордость, если же нет, — терзали сомнения в моей родительской полноценности".

К сожалению, свободные от жесткого контроля дочери Анны научились халтурить. Если задание казалось сложным или непонятным, девочки оставляли его незаконченным. Из трех-четырех номеров по математике они могли сделать только два, а про остальные "забыть". Однажды убедившись, что недоделки сходят с рук, сестры стали повторять порочную практику. Это продолжалось до тех пор, пока на очередном собрании Анна не узнала об этих безобразиях.



Анна чувствует свою вину в том, что прекрасно подготовленные к школе девочки не оправдали ее надежд на отличную учебу — в 4–5-х классах среди четвертных отметок забрезжили тройки. В следующем году в школу идет ее младший сын, а сама она готовится к "работе над ошибками".

"Я пришла к выводу, — говорит Анна, — что отдавать ребенку ответственность за свою учебу следует постепенно, проверяя и убеждаясь, что он с этой ответственностью справляется. Моим детям, по-видимому, необходима определенная доля контроля, который не позволит им до конца расслабиться и позволить себе излишнюю беспечность в учебе. Простого вопроса: "Ты сделала уроки?" недостаточно, время от времени я должна просматривать тетради, задавать вопросы по устным предметам и общаться с учителями".

Не учить, но воспитывать

Вере Ивановой тоже сначала не приходило в голову садиться с детьми делать уроки. "Были моменты в начальной школе, когда я пыталась включиться в процесс проверки домашних заданий, — вспоминает она. — Лучше бы не пыталась: слезы, крики, испорченное настроение у всех. Единственное — я постоянно провожу профилактические беседы по поводу важности получения знаний, не оценок! Хотя до 7-го класса за тройки лишала компьютера на выходные. Сейчас это правило не действует, так как компьютер приходится часто использовать для учебы. Но в последнее время пришлось заблокировать все соцсети, и прежде всего ВКонтакте.

В гимназии, в которой учатся мои дети, всем родителям было сказано однозначно: "Уроки они должны делать сами. Не выполнили — отвечать должны сами. Дело родителей — контролировать процесс обучения и создавать условия". Хотя на родительских собраниях выясняется, что многие мамы буквально учатся вместе со своими детьми, в курсе всего, что дети проходят в классе. На мой взгляд, это перебор".

Вера не уверена, что заняла правильную позицию в отношении школьных дел. Но снова проходить курс средней школы она не желает. Поэтому когда у ее детей "совсем затык", с которым они не могут разобраться самостоятельно, она вызывает репетитора. "Хотя это, на мой взгляд, просто дань моде, — считает Вера. — В идеале они должны разбираться самостоятельно или просить учителей пояснить то, что они недопоняли. Ведь это вопрос мотивации — насколько сильно человек хочет выучить и насколько это для него важно. Мы — родители, наше дело — воспитывать, мотивировать, направлять — и все. Учить наукам — это дело учителей".

Если потерялся интерес к учебе

Любое обучение стоит на трех китах: мотивация к учебе, способ подачи материала, индивидуальные способности к усвоению той или иной информации. То есть возможные причины отсутствия интереса к учебе (а их может быть тысяча) будут варьироваться в трех аспектах:

  • у ребенка не выработана цель, для которой ему надо что-либо делать;
  • система обучения нарушена, т.е. не соблюдаются возрастные, психологические и педагогические нормы для конкретного ребенка, поэтому материал не заинтересовывает или остается непонятным;
  • есть особенности развития самого ребенка, нуждающиеся в коррекции, доразвитии, что делает на данный момент невозможным полное и успешное обучение. Речь идет, например, о недостаточности мозговых функций, отвечающих за память, внимание и т.д.

Очевидно, что родители могут помочь в каждой из этих трех причин школьных проблем. Главное — вовремя увидеть, что у ребенка пропало желание учиться и выполнять домашние задания. Задача родителей — не пускать дело на самотек, и если есть ощущение, что со школой у ребенка не все складывается, своевременно принять меры, возможно, проконсультировавшись со специалистами и школьными учителями.

"Если в школе вам говорят "не волнуйтесь, мы сами все сделаем", я бы не советовала родителям верить таким обещаниям", — убеждена Наталья Ивановна Новикова, директор "Первой школы". С ней всецело согласна Марина Николаевна Смирнова, директор Центра индивидуального обучения и развития "Возможность": "Когда ребята чувствуют, что родители интересуются их делами, радуются успехам, помогают, если вдруг забуксовали, то они и ведут себя по-другому. И наоборот — все очень печально, если школьник приезжает домой только поспать, помыться и поиграть на компьютере. Как бы ты ни был занят своими проблемами, необходимо находить время на своего ребенка".

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Домашние задания - с мамой, с репетитором, самому. С какого класса?"

Вы не авторизованы.

Вот только пару дней назад возмущалась в сеиейном кругу: как-то надо менять систему. Родители работают, очевидно приходят домой вечером или поздно вечером, нужно приготовить, постирать, прибраться, по идее надо бы поесть и лечь пораньше спать. Нас до сих пор журят за то, что мы якобы не занимаемся детьми, а проще говоря не учим их. У старшего ребенка 1-ый класс только в след.году, ходим на подготовку, второй год в музыкальную школу, в которой основной предмет раз в неделю и приходится 6 дней в неделю с ребенком заниматься, не хочет, капризничает, естественно, у меня сдают нервы, если я что-то уже трижды объяснила, а ребенок нк понимает, думала за год в муз.школе приучится самостоятельно дом.задание выполнять, ан нет. 2 года платно отходили на рисование, помимо приобретенных чогласно возрасту навыкам никаких сдвигов не заметила. Вроде и заниматься пыталась, а сейчас паника, год до школы, еще не читает, второй малыш, быт, работа...
2015-09-18, Ulyasya
Я уже написала ниже: не ставят у нас никакие двойки. И говорят, что до 3го класса это вообще запрещено. Так что узнать только на собрании - да легко. А вот не поинтересоваться этим до собрания странно, да, но еще более странно сразу бросаться в другую крайность. Но это же статья, не имеющая никакого отношения к реальной жизни, там и персонажи такие же :))
А на продленке один учитель на 20-30 учеников, много он там наподсказывает каждому? И ничего, большинство совершенно от этого не страдает.
2013-03-29, Нэко
Надо же, а нас совершенно не берегут :)
Мало того, в средней школе разрешили даже триместровые двойками выставлять, в итоге у старшего в классе пять человек с двойками закончили триместр, а один даже с двумя.
Двойками иногда просто засыпают: не сделал домашнее задание, забыл дома тетрадку, стормозил на уроке и не ответил на вопрос...
Единственно, их можно исправить, если на след. урок принесешь и покажешь, что домашнее задание выполнено.
2013-03-28, Filia
Вчера только на собрании учительница всерьез говорила чтобы мы проверяди в деетй Все задания. Но при этом "не учили делить как учили нас а то ей потом трудно переучивать". Интересно насколько реально обычному работающему родителю, который приползает домой часов в 7 голодный и уставший ещё и уроками заниматься, особенно если ребенок ни один? В лучшем случае спросишь-сделал? И поможешь разве что в том случае если ребенок что-то не понял
2013-03-29, мамУлюшка
Во-первых, это заблуждение, что родители вообще_что-то_должны совершенно посторонним людям. Которые, с большой вероятностью, либо детей ближе 100 метров от себя ни разу не видали, либо отродясь не работали, либо сразу и то и другое.
Во-вторых, а как вы представляете себе такое в институте? Особенно если "ребенок" учится в Москве, а мама живет в Новосибирске? С какой периодичностью в Москву мотаться тетрадочки проверять? ;)
2013-03-28, Нэко
На продленке присутствует учитель, который там же и проверяет домашку или подсказывает, если нужно. Это даже лучше, чем дома с мамой, по-моему - учитель хотя бы знает всякие формы записи условий и т.п. формальные вопросы.
По-моему, за отсутствие домашки всегда "двойки" ставят.
Из-за чего странно, что в статье мама узнала о проблемах ребенка только на собрании...
2013-03-29, УникаЛьнаЯ
Ох как точно! Увы, контролирую некоторых. Сама не ожидала, что у взрослого вроде человека такой уровень самоконтроля низкий, хоть увольняй. Вот сейчас придёт на собеседование новя девочка, уже думаю не распросить ли её поподробнее про школу и домашиние задания, сама ли делала и до какого класса:) А то и на работе ведут себя так, как будто начальник им мамка родная.
2013-03-28, мама КИра
Поделитесь:

27.03.2013
Обновлено 26.08.2024
Близкие по теме статьи
Часами сидите над уроками с ребенком? Почему это не помогает
Часами сидите над уроками с ребенком? Почему это не помогает
Как эффективно делать уроки, используя разные режимы работы мозга
Домашние задания в 1 классе: как сохранить нервы
Домашние задания в 1 классе: как сохранить нервы
Если ребенок не хочет делать уроки или пасует перед трудностями
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!