Учителя должны учить, а школьники — учиться. Кто бы спорил, но на практике родители сегодня очень часто вовлечены в учебный процесс — одни недовольны качеством преподавания, другие не могут воспитать в ребенке самостоятельность. Из чего же складывается успешная учеба в школе?
Самостоятельность или контроль?
"Я была очень ответственным ребенком и хорошо училась, — рассказала Анна Минаева. — Моя мама никогда не вникала в мои школьные дела. Соответственно, когда мои дочери пошли в школу, я была убеждена, что учеба — личное дело ребенка, домашнее задание — зона его ответственности, и родители не должны чрезмерно вмешиваться в этот процесс.
Разумеется, в первое время я контролировала выполнение домашних заданий, направляла, подсказывала, помогала собирать портфель. Но к третьему классу я ослабила контроль, будучи всегда готова помочь в тех случаях, когда они сами обращались ко мне с вопросом. Казалось бы, такой подход должен воспитывать в детях чувство ответственности.
На родительских собраниях одни учителя прямо говорили, что ждут от родителей активного участия в учебном процессе. Другие жаловались на невнимательность, невыполненные задания, забытые дома тетради и циркули.
Масла в огонь подливали родители одноклассников, ставившие меня в тупик вопросом: "Каким способом вы решали вчерашнюю задачу?" Я отводила глаза и что-то бормотала, а придя домой, первым делом кидалась к детским тетрадкам. Если задача оказывалась решенной правильно, меня преисполняла материнская гордость, если же нет, — терзали сомнения в моей родительской полноценности".
К сожалению, свободные от жесткого контроля дочери Анны научились халтурить. Если задание казалось сложным или непонятным, девочки оставляли его незаконченным. Из трех-четырех номеров по математике они могли сделать только два, а про остальные "забыть". Однажды убедившись, что недоделки сходят с рук, сестры стали повторять порочную практику. Это продолжалось до тех пор, пока на очередном собрании Анна не узнала об этих безобразиях.
Анна чувствует свою вину в том, что прекрасно подготовленные к школе девочки не оправдали ее надежд на отличную учебу — в 4–5-х классах среди четвертных отметок забрезжили тройки. В следующем году в школу идет ее младший сын, а сама она готовится к "работе над ошибками".
"Я пришла к выводу, — говорит Анна, — что отдавать ребенку ответственность за свою учебу следует постепенно, проверяя и убеждаясь, что он с этой ответственностью справляется. Моим детям, по-видимому, необходима определенная доля контроля, который не позволит им до конца расслабиться и позволить себе излишнюю беспечность в учебе. Простого вопроса: "Ты сделала уроки?" недостаточно, время от времени я должна просматривать тетради, задавать вопросы по устным предметам и общаться с учителями".
Не учить, но воспитывать
Вере Ивановой тоже сначала не приходило в голову садиться с детьми делать уроки. "Были моменты в начальной школе, когда я пыталась включиться в процесс проверки домашних заданий, — вспоминает она. — Лучше бы не пыталась: слезы, крики, испорченное настроение у всех. Единственное — я постоянно провожу профилактические беседы по поводу важности получения знаний, не оценок! Хотя до
В гимназии, в которой учатся мои дети, всем родителям было сказано однозначно: "Уроки они должны делать сами. Не выполнили — отвечать должны сами. Дело родителей — контролировать процесс обучения и создавать условия". Хотя на родительских собраниях выясняется, что многие мамы буквально учатся вместе со своими детьми, в курсе всего, что дети проходят в классе. На мой взгляд, это перебор".
Вера не уверена, что заняла правильную позицию в отношении школьных дел. Но снова проходить курс средней школы она не желает. Поэтому когда у ее детей "совсем затык", с которым они не могут разобраться самостоятельно, она вызывает репетитора. "Хотя это, на мой взгляд, просто дань моде, — считает Вера. — В идеале они должны разбираться самостоятельно или просить учителей пояснить то, что они недопоняли. Ведь это вопрос мотивации — насколько сильно человек хочет выучить и насколько это для него важно. Мы — родители, наше дело — воспитывать, мотивировать, направлять — и все. Учить наукам — это дело учителей".
Если потерялся интерес к учебе
Любое обучение стоит на трех китах: мотивация к учебе, способ подачи материала, индивидуальные способности к усвоению той или иной информации. То есть возможные причины отсутствия интереса к учебе (а их может быть тысяча) будут варьироваться в трех аспектах:
- у ребенка не выработана цель, для которой ему надо что-либо делать;
- система обучения нарушена, т.е. не соблюдаются возрастные, психологические и педагогические нормы для конкретного ребенка, поэтому материал не заинтересовывает или остается непонятным;
- есть особенности развития самого ребенка, нуждающиеся в коррекции, доразвитии, что делает на данный момент невозможным полное и успешное обучение. Речь идет, например, о недостаточности мозговых функций, отвечающих за память, внимание и т.д.
Очевидно, что родители могут помочь в каждой из этих трех причин школьных проблем. Главное — вовремя увидеть, что у ребенка пропало желание учиться и выполнять домашние задания. Задача родителей — не пускать дело на самотек, и если есть ощущение, что со школой у ребенка не все складывается, своевременно принять меры, возможно, проконсультировавшись со специалистами и школьными учителями.
"Если в школе вам говорят "не волнуйтесь, мы сами все сделаем", я бы не советовала родителям верить таким обещаниям", — убеждена Наталья Ивановна Новикова, директор "Первой школы". С ней всецело согласна Марина Николаевна Смирнова, директор Центра индивидуального обучения и развития "Возможность": "Когда ребята чувствуют, что родители интересуются их делами, радуются успехам, помогают, если вдруг забуксовали, то они и ведут себя по-другому. И наоборот — все очень печально, если школьник приезжает домой только поспать, помыться и поиграть на компьютере. Как бы ты ни был занят своими проблемами, необходимо находить время на своего ребенка".