Что такое домашние роды и как они проходят? Это неоправданный риск, нормально явление или новомодная тенденция? Как домашние роды влияют на взаимоотношения супругов и детей? Насколько российское законодательство адаптировано к рождению ребенка вне медицинского учреждения? Станут ли домашние роды альтернативой к родам в роддомах? На вопросы посетителей сайта ответили: врач традиционной медицины, врач - сторонник домашних родов, правовед.
Справка:
Сидорова Ираида Степановна, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии факультета последипломного образования врачей Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова, доктор мед. наук, профессор, заслуженный деятель наук, член-коререспондент Российской академии наук.
Окончила 2-й Медицинский институт, проработала 8 лет практикующим врачом, была ассистентом, доцентом, научным сотрудником Академии наук.
Вероника Маслова, семейный врач (стаж работы 12 лет). Работает в Центре традиционного акушерства (г. Москва). Представитель международной акушерской организации "Midwifery Today" в России. Руководитель Издательской группы Международной школы традиционного акушерства. Автор интернет-сайта "Мишель Оден в России". Преподаватель Международной школы традиционного акушерства.
Занимается исследованиями в области физиологии родов, а также вопросами изучения и сравнения акушерской практики в различных странах мира.
Придерживается принципов доказательной медицины в акушерстве. Считает, что физиологическое течение родов - кратчайший путь к здоровью матери и ребенка. Для этого акушеры должны хорошо знать непреложные законы физиологии родов и обеспечивать физиологические условия для их протекания.
Закончила Московскую медицинскую академию им. И.М. Сеченова в 1994 году.
Научный редактор русского издания книг Мишеля Одена "Кесарево сечение" и "Научное познание любви", автор переводов статей М.Одена.
Ирина Анатольевна Петрова - ведущий научный сотрудник Национального НИИ общественного здоровья Российской академии медицинских наук, кандидат наук.
Более чем 10-летний опыт проведения научно-исследовательской работы в области право-вых вопросов здравоохранения:
- организация и проведение научных исследований правовых вопросов обеспечения и защиты прав пациентов и медицинских работников, проблем биоэтики;
- организация научно-практических конференций, проводимых Аналитическим управлением аппарата Государственной думы, Комитетом ГД по охране здоровья, Европейским региональным бюро ВОЗ, Межпарламентским Комитетом Совета Европы:
- одна из разработчиков законопроектов "О здравоохранении", "О правах пациента", "О правах пожилого человека в РФ" и их концептуального обоснования, Положений о Коми-тетах по биомедицинской этике.
- 10-летний опыт организации обучающих семинаров, лекционных курсов, социологических исследований;
- около 5 лет заведовала сектором правовых вопросов здравоохранения ННИИ общественного здоровья РАМН; член Комитета по биомедицинской этике при Президиуме РАМН.
1. Ирина Мальцева, Воронеж: Как вы относитесь к мнению Мишеля Одена о том, что нормальные неосложненные роды должны принимать доулы без медобразования (и он на этом настаивает), но обязательно с личным успешным опытом естественных родов?
Ираида Сидорова: Отношусь отрицательно. Акушерство - сложная дисциплина, и любые роды таят в себе опасность тяжелых осложнений. В первую очередь для здоровья плода, новорожденного. Для того чтобы вести даже нормальные роды, нужно хорошо знать возможные осложнения. В первую очередь это касается острой асфиксии (кислородная недостаточность плода), кровотечения и других осложнений. Поэтому в нашей стране роды ведет только врач, акушер-гинеколог с хорошей профессиональной подготовкой.
Вероника Маслова: Мишель Оден в своих книгах и статьях не говорит о том, что роды должны принимать доулы без медобразования. Он говорит о том, что если в родах присутствует женщина с личным успешным опытом естественных родов, то роды статистически достоверно протекают легче, с меньшим количеством медицинских вмешательств. Именно поэтому профессия "доулы" становится распространена в мире все больше и больше и востребована женщинами.
Мне хотелось бы подчеркнуть, что доктор акушер-гинеколог Мишель Оден не мог настаивать на родах без присутствия специалиста-медика. В Англии, где он практикует, чтобы роды были законными, дома или в госпитале обязан присутствовать специалист-медик. Это может быть как акушер-гинеколог, там и семейный врач, врач общей практики, а также акушерка.
Ираида Сидорова: Стремление упростить проблему родов понятно. Это так называемая "дешевая медицинская помощь". Но представьте себе: при открытии маточного зева в родах на 6-8 сантиметров и головки плода, стоящей глубоко в полости матки, начинает изменяться сердцебиение плода, то есть плод испытывает кислородное голодание. Семейный врач не может оказать квалифицированную помощь, время идет быстро, и плод может погибнуть. Или родиться в очень глубокой асфиксии, в последующем это обернется тяжелой инвалидностью.
Эти рекомендации - для бедных, и в России до революции помощь оказывали малообразованные женщины-повитухи, особенно в крестьянских семьях, из 12 родившихся детей выживали не больше 2-3. Эти рекомендации в век высоких технологий - рожать с помощью неквалифицированного врача - вызывают недоумение.
2. Ирина Мальцева, Воронеж: В Воронеже прошел суд, на котором отказали в регистрации без врачебных справок паре, родившей ребенка дома. Вопрос: какие точно документы требуются по закону РФ для регистрации доморожденных детей. Кто регламентирует регистрацию и насколько вольно могут трактовать законы местные органы ЗАГС? В настоящее время от родивших дома требуют справки от гинеколога и педиатра, заверенные заведующими поликлиник, и вызывают милицию для проверки, не украден ли ребенок. Правомерны ли такие действия? Или это самодеятельность местных властей "чтоб неповадно было"? Спасибо.
Вероника Маслова: Существует статья 42 Семейного Кодекса, согласно которой для регистрации ребенка, рожденного дома, требуется присутствие в ЗАГСе отца ребенка и свидетеля, который может подтвердить, что он видел рождение этого ребенка. При этом необходимы паспорта обоих родителей. По существующему законодательству никаких медицинских документов для этого не требуется.
Ирина Петрова: Есть такое понятие, как доказательная база, и по любым гражданским делам действует то же правило (ст. 49-50 ГПК), что в качестве доказательной базы достаточным может рассматриваться показание двух свидетелей. Это общее юридическое правило.
3. Михаил, Москва: На мой взгляд, домашние роды эффективны для профилактики инфекций, которые в последнее время довольно часто случаются в роддомах, и повышения внутренней мотивации по отношению к детям в семье. Но возможны они только при оказании квалифицированной выездной акушерской помощи. А вот для этого уже требуется поддержка государства. Планируется такая или нет?
Ираида Сидорова: На вопрос о том, что домашние роды являются как бы профилактикой инфекции, которые в последнее время случаются в роддомах, и повышение внутренней мотивации по отношению к детям в семье - также отношусь отрицательно. Родильные дома в России, особенно в Москве, очень чистые, они закрываются два раза в год на профилактический ремонт, и в том числе санитарную обработку. Инфекций практически в роддомах нет. Те инфекционные осложнения, которые иногда возникают у рожениц и родильниц, являются следствие внутренней, эндогенной инфекции женщины. Хочу подчеркнуть, что до 65 % современных женщин имеют инфекцию в половых путях.
Ирина Петрова: Я согласна, в Москве ситуация такая, но в России все сложнее. В январе в Москве проходила конференция ВОЗ, посвященная проблеме внутрибольничного инфицирования. То есть проблема есть, это бесспорно.
Ираида Сидорова: Также возражаю против наличия внутрибольничных инфекций в родильных домах Москвы, так как существует очень строгий санэпид режим, за которым следят санэпид станции и другие организации. Если возникает ситуация угрозы внутрибольничной инфекции, роддом немедленно закрывают и производят соответствующие мероприятия.
Вероника Маслова: Как семейному врачу, мне приходится сталкиваться как с пациентами, рожавшими в московских роддомах, так и с матерями и детьми после домашних родов. Как это ни парадоксально, инфекционных осложнений после домашних родов я вижу меньше.
Более того, в моих руках журнал практического врача акушера-гинеколога, издаваемый Волгоградской общественной организацией акушеров-гинекологов под руководством профессора Жаркина, 3-4 номер за 2005 год. Статья называется "Домашние роды - ренессанс в акушерстве?"
Доктора Хасанов и Хамитова с кафедры акушерства и гинекологии Казанского университета проведи работу по сравнению 110 родов вне больничного учреждения и 551 родов в клинике Казанского Медуниверситета. Нужно подчеркнуть, что среди рожавших в небольничных условиях были люди из группы социального риска, большинство из которых не соблюдало элементарных гигиенических норм. Несмотря на это, осложнений в родах, как инфекционных, так и травматических, было значительно меньше, чем в родах, проводившихся в клинике. Что же говорить о том, когда роды проводятся квалифицированными специалистами у здоровых людей. В наше время пора говорить языком медстатистики. И приводить факты и научные исследования, а не мнения.
Что касается того, планируется ли в нашем государстве организация помощи рожающим дома, могу сказать, что здесь работа может вестись только рука об руку с теми, кому это нужно. Прежде всего должна быть создана общественная организация родителей, которые этого хотят, и по запросу граждан государства изменяется законодательство и изменяются стандарты медпомощи.
Поскольку наше государство вступило в Совет Европы, мы можем говорить о том, что стандарты медпомощи должны быть изменены сообразно потребностям граждан, как это существует в большинстве европейских государств, где в домашних родах женщинам оказывается квалифицированная помощь специалистами, сертифицированными государством.
Ирина Петрова: Вступив в Совет Европы, мы приняли обязательство либо разработать Федеральный закон о правах пациента, либо ратифицировать Конвенцию СЕ по биоэтике, документ 1996 года. И тот, и другой документ предполагают высокие стандарты как и медицинские, так и этико-правовые, разработку современного правового статуса пациента, расширение возможностей его выбора видов медпомощи.
С другой стороны, это не предполагается и закреплено нормами действующего российского законодательства. Например, ст.30 Федерального закона 1993 года "Основы законодательства об охране здоровья граждан", в п. 2 которой закреплено за пациентом право выбора медпомощи. В пп. 8 и 9 право информированного добровольного согласия на медпомощь, право отказа от нее, и вот эти два последних права предполагают получение пациентом как минимум информации об альтернативных предлагаемым лечащим врачом видах медпомощи.
Ираида Сидорова: Все вышеизложенное заключено в одной фразе: пациентка и ее муж и семья должны быть хорошо информированы о возможных осложнениях в родах для матери и плода. И вряд ли семья согласится, чтобы акушерскую помощь оказывал семейный врач, который во время своей учебы не обучался акушерской помощи. И может оказаться в ситуации, когда он не может оказать квалифицированную помощь.
Стандарты ведения родов давно разработаны Научным Центром Акушерства, гинекологии и перинатологии под руководством академика Кулакова В.И., и сегодня Россия работает именно по этим стандартам. Домашние роды не предусмотрены из-за высокого риска. Конечно, бывают разные ситуации, и в том числе, когда роды ведут дома. Но зачем же рисковать в самый ответственный период жизни - рождения человека? Я думаю, любая семья хочет рождения не только живого, но главное - здорового ребенка. Домашние роды это не обеспечивают.
Вероника Маслова: Статистические данные европейских стран и Северной Америки единогласно свидетельствуют о том, что домашние роды не представляют повышенного риска для матерей и детей. Исследования по этому вопросу интересующиеся могут посмотреть в системах поиска PubMed и MedLine. Никто и нигде не доказал, что домашние роды опаснее, чем роды в больнице. В противном случае они не были бы разрешены в большинстве высокоразвитых стран.
4. Ольга: Мы - пострадавшие от домашних родов с супругами Ермаковыми "Колыбелька" в Санкт-Петербурге. У 7 дети умерли, двое инвалиды, и у одной девушки - вред здоровью. Заведено уголовное дело, мы добиваемся наказания акушеров. Они говорят, что оказывают психологическую помощь, а роды не принимают. Но на курсах говорится обратное. В нашей стране роженица в домашних родах никак не защищена ни юридически, ни медицински. Как исправить ситуацию на ваш взгляд? И как нам добиться справедливости? Центр продолжает работать и принимать роды, и трагедии продолжаются, но ничто Ермаковых не останавливает. Цена их услуги - 1000$.
Ираида Сидорова: Этот вопрос является иллюстрацией к тому, что во время родов в домашних условиях не была оказана квалифицированная акушерская помощь. Смерть новорожденных и инвалидность чаще всего является следствием асфиксии плода или родовой травмы. В нашей стране роды не ведут дома, а в квалифицированных родовспомогательных учреждениях.
Что касается закрытия центра "Колыбелька", то должны вмешаться соответствующие судебные органы. Тем более, что роды на дому стоят дорого - указана цифра 1000 долларов. Роды в государственных роддомах - бесплатны, хотя есть и платные роды. Но квалифицированная помощь оказывается любой женщине.
Ирина Петрова: Возникает вопрос - а был ли у пострадавших заключен какой-либо договор, в котором должны были быть определены права, обязанности сторон, форма ответственности за неисполнение условий договора. И второй вопрос - являются ли представители "Колыбельки" профессионалами? На основании чего они решили, что могут помогать принимать роды? В настоящее время домашние роды законодательной базы не имеют, но и не запрещены.
Вероника Маслова: Нужно быть хорошо информированными как относительно состояния своего здоровья, состояния здоровья внутриутробного плода, так и о возможностях оказания экстренной помощи, в том числе теми, кто оказывает помощь на дому. Это было ваше решение - рожать дома. Те, кто принимают такое решение, должны понимать всю полноту своей ответственности. Вы должны были задать себе и вашим акушерам вопросы относительно их образования, навыков оказания экстренной помощи, акушерского опыта. Я думаю, что всю полноту ответственности вы должны разделить с вашими акушерами. Хотя мне человечески тяжело и больно слышать такие истории. Трагедия в родах на дому - это результат неудовлетворительной акушерской помощи населению.
Ираида Сидорова: Ситуация в родах может очень быстро измениться. В том-то и сложность нашей профессии, чтобы быстро понять, что происходит, и возможно ли изменить эту ситуацию, и каким образом.
5. Маша, Витебск: Интересует вопрос, изложенный в анонсе: влияют ли домашние роды на взаимоотношения между супругами и между родителями и детьми?
Ираида Сидорова: Я видела домашние роды в Америке. Роженица лежит на кровати в известной позе, происходит процесс "врезывания" и прорезывания головки, рядом пять детей, муж и еще какой-то родственник. Все с любопытством смотрят, обмениваются мнениями, рождается ребенок с тугим обвитием пуповины, ему необходима срочная помощь, присутствующая акушерка дышит "рот-в-рот", через 5-7 минут ребенок задышал, но думаю, длительная асфиксия окажет на него впоследствии отрицательное влияние.
Далее оказывается, что плацента плотно прикреплена к матке, необходимо ручное отделение плаценты, зашивание разрывов, и все это на глазах детей, мужа и родственников, которые испытывают стресс. Почему же вы не обратились в родильный дом? Ответ: это дорого.
В настоящее время в родильных домах нашей страны разрешено присутствие мужа и близких на родах. Помощь со стороны мужа, психологическая, конечно, несомненно, сближает и помогает роженице, но все это в больничных условиях, без излишнего риска.
Вероника Маслова: Нам следует говорить о домашних родах, как о ситуации, максимально приближенной к физиологическому течению родов. Физиологические условия - это такие условия, когда женщина чувствует себя в безопасности, тепле, она не чувствует, что за ней пристально наблюдают, и когда ей не приходится излишне напрягать свой интеллект. Эти условия одинаковы для всех млекопитающих. И у млекопитающих в родах и в ближайший к ним период всегда имеется ситуация, которая никогда не повторится в будущем: уникальное сочетание гормонов, выделяющихся в этот период, позволяет матери и ребенку установить срочную связь на уровне инстинкта, установить отношения любви и привязанности, и все это на тонком химическом уровне. Вмешательство в этот период может привести к тому, что эту связь придется долго восстанавливать.
Женщина после родов в физиологических условиях, как в больнице, так и на дому, потому что эти условия могут быть соблюдены в том числе и в больнице, испытывает необыкновенную радость от родов, удовольствие, и мать и ребенок "влюбляются" друг в друга. Это знакомо как врачам больниц, так и домашним акушерам. Современные научные данные говорят о том, что в этот период закладывается способность любить, как себя, так и окружающих.
Что касается отношений между супругами - то здесь вопрос неоднозначный. Присутствие нервничающего отца может осложнить и замедлить роды, потому что физиологически женщине необходимо, чтобы рядом находились люди спокойные и уверенные, не выделяющие адреналин. В том случае, если папа способен спокойно поддерживать жену, совместные роды действительно служат единению семьи, укреплению внутрисемейных связей, возрастанию любви.
Ираида Сидорова: Не стала бы сравнивать человека с животным миром. Так, в животном мире роды происходят в каком-то тайном уголке, без всякой помощи. Женщине всегда нужна помощь. Так, в акушерстве существует такое понятие - "акушер должен много знать, чтобы мало делать". Квалифицированный врач никогда не вмешивается в процесс физиологического течения родов, если в этом нет необходимости. В этом и заключается его профессионализм. Навряд ли присутствующий на родах муж и близкие родственники могут быть беспристрастны и спокойны. В том-то и смысл, что в самые трудные моменты жизни супруги вместе. И муж помогает советом, участием и своей любовью. Что касается любви к будущему ребенку, то она появляется с самых ранних сроков беременности.
Домашние роды: за и против. Оnline конференция РИА-Новости от 17/10/2006. Часть II