Опека (попечительство) — самая распространённая в России форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Каковы её особенности и в каких случаях она больше отвечает интересам ребёнка, нежели приоритетная форма — усыновление?
В нашей стране, где подавляющее большинство сирот — социальные, то есть имеющие живых (хотя и неблагополучных) родителей, усыновить можно далеко не каждого ребёнка. Причём в категорию неусыновляемых попадают дети всех возрастов. Не оформленный биологической матерью надлежащим образом "отказ" в роддоме, не лишённые родительских прав либо попросту неизвестно где находящиеся биородители и многие другие обстоятельства могут быть причиной того, что в анкете ребёнка в банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, указаны только две возможные формы его устройства в семью: опека (попечительство) и приёмная семья. Иногда эти ограничения преодолимы со временем, а иногда — нет: например, биородители ребёнка могут быть не лишены родительских прав, а ограничены в них (часто — по состоянию здоровья). В этом случае усыновить ребёнка не получится, но это ведь не повод для того, чтобы провести детство в стенах интернатного учреждения?
Опека и попечительство — это одна и та же форма устройства, просто если речь идёт о ребёнке до 14 лет, то над ним устанавливается опека, после 14 — попечительство. А вот после 18 лет юридические отношения, связывающие опекуна и подопечного, прекращаются.
В приёмной семье (ПС), которая является одной из разновидностей опеки, договор также заканчивается по достижении ребёнком совершеннолетия (если не прописаны иные сроки).
В отличие от усыновителей или родителей, опекуны являются законными представителями подопечных, исполняющими обязанности по воспитанию ребёнка, защите его прав и интересов в соответствии с семейным и гражданским законодательством. Они могут действовать в интересах ребёнка и от его имени в любых отношениях без специальных дополнительных полномочий. Но защитой прав подопечного ребёнка занимаются не только опекуны, но и органы опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства в распоряжении о назначении опекуна вправе указать отдельные действия, которые опекун или попечитель не вправе совершать без разрешения ООиП, — например, изменять место жительства подопечного, распоряжаться его имуществом и т. д.
Преимущества опеки
Ребёнок, находящийся под опекой, не теряет статуса ребёнка, оставшегося без попечения родителей. А это значит, что государство участвует в его воспитании материально. На подопечного ежемесячно выплачиваются денежные средства (согласно установленному в регионе нормативу). В случае если оформлена опека по договору (то есть ПС), к этой сумме прибавляется также зарплата приёмного родителя. Изначально ПС задумывалась как возможность дать семью детям, для которых трудно найти усыновителей или опекунов, — например, нескольким братьям и сёстрам, детям с ограниченными возможностями и т. д. Такие обстоятельства делают необходимым уход с основной работы как минимум одного из родителей, поэтому и выплачивается зарплата приёмного родителя.
Подопечные могут пользоваться льготами при оплате коммунальных услуг, проезде на общественном транспорте, правом на бесплатное питание и посещение кружков в школе, правом на внеочередное устройство в детский сад, льготами на санаторно-курортное лечение и другими (в зависимости от региона, где они проживают, список может быть разным). А если за ребёнком не закреплено никакого жилья, то в 18 лет он получит его от государства.
Опека назначается обычно быстрее, чем проходит суд по усыновлению. Поэтому многие родители, которые едут за "своим" ребёнком в другой город, предпочитают по месту нахождения ребёнка оформить опеку, а усыновление провести уже по своему месту жительства.
"Подводные камни"
Было бы ошибкой думать, что разные формы устройства детей в семью отличаются только размером материальной поддержки государства. Деньги-то на содержание ребёнка выплачиваются, однако за них надо отчитываться. Раз в год опекуны заполняют отчёт по специальной форме.
В отличие от усыновления, в передаче под опеку нет никакой тайны — так что если возникнет желание скрыться от кровных родственников ребёнка, это будет трудно. Да и не совсем законно: опекун не имеет права ограничивать общение ребёнка с родственниками, если это общение в интересах ребёнка.
Опекуны не могут покидать своё место жительства без уведомления органов опеки и попечительства на срок свыше 90 дней.
В сознательном возрасте ребёнку может быть дискомфортно осознавать свой статус воспитуемого (особенно, если в семье есть кровные или усыновлённые дети), а напоминать об этом будет фамилия ребёнка — сменить её под опекой невозможно.
Как оформить опеку
Общий принцип оформления этой формы устройства ребёнка в семью не сильно отличается от усыновления: сбор документов, поиск ребёнка, согласие и "легализация" отношений. Отличия — в последнем пункте. Опека устанавливается решением о назначении опекуна, выданном органом местного самоуправления, исполняющего функции опеки и попечительства, и происходит это в течение 15 дней с момента предоставления кандидатом в опекуны полного комплекта документов в ООиП по месту нахождения ребёнка.
Кроме того, список документов, который требуется для установления опеки, отличается от усыновительского.
Порядок оформления документов
Основной документ, обращаться к которому должны кандидаты в опекуны и желающие создать приёмную семью (являющейся разновидностью опеки), — это Постановление Правительства РФ № 423 от 18 мая 2009 года. В нём изложены правила подбора, учёта и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан.
Как и к будущим усыновителям, к кандидатам в опекуны законодатель предъявляет определённые требования. Чтобы получить заключение о возможности быть опекуном ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в органы опеки и попечительства необходимо предоставить следующие документы:
- заявление с просьбой о назначении опекуном;
- справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);
- выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счёта с места жительства;
- справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
- медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учётом мнения детей, достигших
10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на приём ребёнка (детей) в семью; - справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);
- документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном, в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии);
- автобиография.
При подаче заявления о выдаче заключения о возможности быть опекуном гражданин помимо указанных выше документов должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. После подачи документов орган опеки и попечительства в течение 7 дней производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. При обследовании жилищных условий специалистами органа опеки и попечительства оцениваются жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребёнка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.
По предъявленным документам и результатам обследования делаются выводы о возможности гражданина быть опекуном. Результаты обследования отражаются в акте, который оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Органам опеки и попечительства отведено 15 дней со дня представления документов, чтобы выдать заключение о возможности гражданина быть опекуном (это заключение служит основанием для постановки его на учёт в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.
Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Часто задаваемые вопросы по оформлению документов
1. Как быть, если гражданин постоянно зарегистрирован по одному адресу, а проживает по другому? Где в этом случае проводится обследование жилищных условий?
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства гражданина признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Понятие места жительства конкретизировано в Законе Российской Федерации №
Место, где гражданин проживает временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина), является местом его пребывания.
Верховный Суд РФ в своём определении № КАС02-176 от 16 апреля 2002 г. отметил, что регистрация не входит в понятие "место жительства", а является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Следует также учитывать, что устанавливавший
Так что в тех случаях, когда гражданин проживает на законных основаниях на жилой площади, где он не зарегистрирован, органы опеки и попечительства могут рассматривать это жилое помещение в качестве места жительства кандидата в опекуны, при наличии документа, являющегося основанием для его проживания там. Это может быть свидетельство о праве собственности, договор найма (поднайма), согласие на проживание лица, предоставившего жилое помещение, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего жилое помещение, а также иной документ либо его надлежаще заверенная копия.
2. Правомерно ли требование ООиП о прохождении медицинского освидетельствования всех проживающих совместно с опекуном граждан?
Правилами подбора, учёта и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, не предусмотрена возможность требовать медзаключение у членов семьи потенциального опекуна. И в случаях, когда у специалиста, проводящего обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, возникают сомнения в безопасности пребывания ребёнка в семье (к примеру, один из членов семьи опекуна страдает психиатрическим заболеванием), специалист, проводивший обследование, делает соответствующую запись в акте обследования условий жизни гражданина.
3. Где и как получить справку о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам?
Порядок, сроки выдачи и форма этой справки федеральным законодательством не установлены. Вопросы, связанные с выдачей справок о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, должны быть урегулированы органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предоставленными указанным органам федеральным законодательством. Соответствующие разъяснения по данному вопросу содержатся также в письмах Минобрнауки России № АФ-20/06 от 1 февраля 2010 г. и Роспотребнадзора № 01/14387-9-32 от 29 сентября 2009 г.
4. Обязательно ли прохождение специальной подготовки кандидата в опекуны?
Пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона №
Органы опеки и попечительства обязаны организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний для граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями и желающих пройти подготовку и психологическое обследование. Подготовку могут проводить не только работники органов опеки и попечительства, но и привлечённые специалисты (педагоги, психологи, юристы и т. д.).
Следует отметить, что прохождение подготовки на сегодняшний день не является обязательным для гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем. Подпунктом "ж" пункта 4 Правил установлено, что документ о прохождении подготовки представляется при его наличии. Таким образом, подготовка осуществляется только на добровольной основе.
***
Многие опекуны, уже выпустившие в жизнь своих подопечных, говорят, что прекратившиеся юридические отношения ничего не изменили в их семейном укладе. Дети — они всегда дети. Кто-то норовит упорхнуть из гнезда, кто-то остаётся с родителями надолго. И форма, по которой ребёнок был в своё время принят в семью, для формирования тёплых отношений и крепкой привязанности практически не имеет значения.