Как правило, родители стараются дать своим детям как можно больше. Они стремятся создать условия для всестороннего развития чада, чтобы ребенок рос умным, ловким, сильным. В достижении этого результата помогают различные кружки и секции. Какие же направления детского дополнительного образования сегодня являются самыми востребованными? Выясняем вместе с экспертом в области применения цифровых технологий в обучении, сооснователем, директором по продуктам компании Inlearno Владимиром Шашковым.
В сети можно встретить массу психологических советов о том, как выбрать кружок или секцию для своего ребенка. В основном авторы статей предлагают не забывать о том, что интересы вашего ребенка - не равно ваши интересы. Об этом стараются не забывать и специалисты, ответственные за разработку цифровых решений в области дополнительного образования, двигаясь в сторону создания условий выбора секции самим ребенком. Параллельно они отслеживают, какие кружки и секции наиболее популярны у современных российских детей и их родителей и анализируют, что делать с непопулярными. Как это реализуется? Расскажу обо всем по порядку.
Как цифровизация помогает в выборе дополнительного образования
Внедрение информационных систем в сфере детского дополнительного образования - региональных навигаторов дополнительного образования началось в 2017 году. Они представляют собой каталог кружков и секций с их подробным описанием, галереей изображений, актуальным расписанием занятий в каждой группе, сведениями о педагогах и отзывами других учащихся. Сегодня такие системы представлены во всех регионах страны. А их надежно защищенные данные позволяют операторам системы - региональным органам власти - принимать те или иные решения для развития дополнительного образования.
Стоит отметить, что ежегодно около 10% от аудитории навигаторов составляют дети, которые выбирают себе кружки самостоятельно. К слову, по закону ребенок с 14 лет сам может записываться на программы дополнительного образования.
Что сегодня выбирают?
Какие кружки и секции сегодня наиболее востребованы также показывают полученные данные.
Традиционно самыми массовыми и популярными на протяжении последних двух учебных лет были программы художественной и физкультурно-спортивной направленности.
Художественная направленность (3,3 млн чел.)
Наиболее популярные направления:
- Изобразительное искусство - более 720 тыс. чел.
- Декоративно-прикладное творчество - более 580 тыс. чел.
- Хореография - более 640 тыс. чел.
- Театральная деятельность - более 370 тыс. чел.
- Вокальное искусство/ эстрадное пение - более 200 тыс. чел.
Физкультурно-спортивная направленность (3,1 млн чел)
Наиболее популярные направления:
- Общая физическая подготовка - более 460 тыс. чел.
- Шахматы и шашки - более 430 тыс. чел.
- Единоборства - более 380 тыс. чел.
- Волейбол - более 250 тыс. чел.
- Футбол - более 240 тыс. чел.
- Баскетбол - более 190 тыс. чел.
- Спортивная хореография/ аэробика - более 170 тыс. чел.
Однако последние годы в лидирующие позиции выходят программы социально-гуманитарной направленности – “развивашки” для малышей, профориентационные программы, иностранные языки, филология.
Социально-гуманитарная направленность (5 млн чел.).
Наиболее популярные направления:
- Программы для дошкольников - более 1,3 млн чел.
- Профориентация - более 400 тыс. чел.
- Иностранный язык - более 400 тыс. чел.
- Правила безопасного поведения/ ЗОЖ - более 310 тыс. чел.
- Школа актива и/или РДШ - более 230 тыс. чел.
- Военно-патриотические и гражданско-патриотические объединения - более 230 тыс. чел.
- Филология (Изучение русского языка, литературного творчества) - более 220 тыс. чел.
Благодаря инфраструктурным проектам, среди которых так называемые Кванториумы (в том числе школьные кванториумы, мобильные кванториумы), IT-кубы, Дома научной коллаборации, развиваются программы технической и естественнонаучной направленности – робототехника, программирование, веб-дизайн, математика, биология и генетика, экология, физика, химия.
Естественно-научная направленность (1,9 млн чел.) и техническая направленность (2,5 млн чел.).
Наиболее популярные направления:
- Робототехника - более 360 тыс. чел.
- Техническое творчество - более 270 тыс. чел.
- Техническое конструирование, моделирование и макетирование - более 200 тыс. чел.
- Информационные технологии - 271 тыс. чел.
- Биология, генетика - более 310 тыс. чел.
- Экологическая лаборатория, экология - более 620 тыс. чел.
- Математические предметы - более 160 тыс. чел.
- Физика - более 120 тыс. чел.
- Химия - более 120 тыс. чел.
Подобные инфраструктурные проекты финансируются за счет федеральных, региональных и частных средств. Они оснащены современными средствами обучения, материально-технической базой и сильным преподавательским составом. Осуществляется коллаборация со школами, когда некоторые занятия или предметы целиком проводятся на базе Кванториумов. Кроме этого, функционируют кванториумы на базе школ, набор квантумов в них меньше, зато они доступнее для детей благодаря их расположению. Существуют и мобильные кванториумы на базе грузовиков и кораблей для обучения детей в трудноступных и отдаленных территориях. Охват детей в Кванториумах - несколько тысяч детей ежегодно.
Туристско-краеведческая направленность (1,1 млн чел.)
Туристско-краеведческая направленность остается наименее востребованной:
- Туризм - более 480 тыс. чел.
- Краеведение - более 330 тыс. чел.
К слову, получаемые данные помогают выявлять также непопулярные и невостребованные программы. Согласно анализу, проведенному в 2023 году, в среднем в регионе есть 300-400 программ, на которые никто в течение года не записывается. Выявление таких “перекосов” превращается в задачу, которую должны решить руководители организаций и муниципальных органов управления образования: определить причину невостребованности, скорректировать программы, улучшить оснащение.
Лайфхак, который поможет в выборе “правильного” кружка
Ознакомились со списком предпочтений других людей, но все равно не понимаете, как выбрать кружок именно вашему ребенку? Для оптимального выбора секции или кружка помимо объективных данных о различных вариантах важными являются и субъективные данные. Так, в некоторых субъектах РФ в навигаторах внедрены модули профориентации, которые предлагают детям бесплатно пройти соответствующую тест-игру. А интеграция с навигатором превращает результаты тестирования в рекомендации конкретных кружков и секций именно вашему ребенку.
Подобный подход точно окупится, как и самостоятельный выбор занятий ребенком - так он научится нести ответственность за свой выбор, а, попробовав разные направления, поймет, что ему интересно, а что нет. К слову, успехи ребенка на выбранном им самим направлении тоже, как правило, будут выше. Поэтому соглашусь с психологами и предложу вам выбирать секции совместно с ребенком с учетом его предпочтений и при желании с учетом результатов профориентационного тестирования.