Многие годы ведутся непримиримые споры сторонников и противников карманных денег. Одни считают, что давать ребенку деньги – необходимость, а другие уверены, что это портит чадо. Рассказать о плюсах и минусах, а также поделиться секретами умелого обращения с деньгами мы попросили финансиста и эксперта по личным финансам Фатиму Янбаеву.
Когда начинать знакомство?
Начнем с того, что с темой денег мы знакомимся, пусть и неосознанно, ещё в глубоком детстве. Каждый поход в магазин с родителями – это погружение в мир финансов. И наиболее показательны в этом вопросе визиты в детские магазины, когда у малыша разбегаются глаза, и он начинает изъявлять желание приобрести каждую вторую игрушку, а родитель – пытается найти аргументы и объяснить, почему не купит всё сразу.
И тут возможны несколько сценариев развития событий:
– Если родителю самому в детстве отказывали в покупке игрушек и прочих мелочей, то, в большинстве случаев, своим детям он безудержно покупает всё. Так в нас говорит внутренний ребёнок, который в детстве недополучил подарков, игрушек и внимания.
– Если в детстве родители обесценивали наши желания, то и мы, вырастая, идем по этому же пути. В результате считаем желания своих детей абсолютной ерундой и прихотью.
Как показывает практика, те, кто в детстве ходил самостоятельно за хлебом и копил на свои маленькие мечты, во взрослой жизни более умело планируют свой бюджет.
Это говорит о том, что всё в жизни начинается с детства. Поэтому, чтобы ребёнку повзрослев не пришлось тратить время на изучение финансовой грамотности и проработку финансовых убеждений, нужно с детства учить его грамотному обращению с деньгами.
Идеальный возраст
Начинать знакомство с деньгами можно уже с 5 лет. Например, поиграть с ребёнком в магазин и научить сравнивать цены на уровне "больше или меньше". Тут стоит выделить банкноты разного номинала для наглядности. Так формируется ассоциативный ряд "товар – банкнота". После этого можно выделить 100 рублей и отправиться в настоящий магазин, дав малышу возможность что-то выбрать. Не бойтесь, что ребёнок разочаруется, если денег не хватит на желанную покупку. Зато у него появится понимание, что деньги – конечны, а не манна небесная. В этот же период можно аккуратно объяснить, что если здесь и сейчас на желаемую игрушку не хватает, то можно немного подождать и накопить требуемую сумму.
Также в этом возрасте необходимо разъяснить понятие "сдача", чтобы ребёнок не оказался в курьёзной ситуации, когда, получив мелочь на сдачу он решит, что не потратил, а заработал деньги. К сожалению, это весьма распространённая ситуация.
В 7 лет, когда малыш идёт в школу перед родителями встаёт дилемма: давать или не давать карманные средства ребёнку? Одни считают, что деньги портят и излишне балуют детей, не доверяют своим чадам и ругают за допущенные ошибки. Другие, наоборот, стараются показать ребёнку, что деньги - неотъемлемая часть жизни и их нужно уметь зарабатывать, копить и приумножать.
И та, и другая точка зрения имеют место быть. К этому вопросу важно подходить с умом и не доводить ситуацию до абсурда.
Для этого стоит чётко оговаривать, для чего выделяются те или иные деньги и на что они должны быть потрачены: питание, проезд, подарки. Так вырабатываются правила целевого распоряжения деньгами.
Как раз в этот период уже можно подсказать малышу, что остаток от карманных средств он может оставлять себе и копить. А также самое время познакомить его с "золотым" правилом: откладывать 10%. Конечно, в этом возрасте сложно объяснить пропорциональность, но в силах родителей привить привычку дисциплинированно откладывать определенную сумму. Это станет прекрасным фундаментом для рационального расходования денег во взрослой жизни.
Не стоит формировать из темы денег табу. Поэтому на просьбы и вопросы детей не надо отвечать фразами:
– Ещё чего захотел;
– Это слишком дорого;
– У меня нет денег.
Их можно заменить на более правильные:
– На это нужно подкопить;
– Я не планировала сегодня это покупать, давай внесем эту покупку в план следующего месяца.
Так у ребёнка формируется понимание ценности денег и того, что их нужно зарабатывать. При этом такие ответы не несут негативных финансовых установок.
Наличные или карта?
Пока ребенок только начинает своё знакомство с деньгами, лучше давать именно наличные. Иначе велик риск, что у ребёнка может возникнуть ощущение будто деньги – это просто цифры в игре.
Между прочим, в такую психологическую ловушку часто попадают и взрослые. Именно так появляются безудержные шопоголики, которые не замечают, как тратят деньги с карты. Для них средства на банковской карте становятся просто цифрами, а не деньгами.
Не стоит забывать о мошенниках. Дети более уязвимы перед аферистами, поэтому у них гораздо легче выманить данные карты. Поэтому, прежде чем оформить банковскую карту и вручить её ребёнку, стоит провести беседу и рассказать о возможных мошеннических схемах и вариантах действия в таких ситуациях.
Карманные деньги как система поощрения
Решая, как и какую сумму выделять ребёнку, необходимо исходить из того, что денег должно хватать на его расходы.
И главное, карманные деньги – это личные средства ребёнка, которые он может тратить по своему усмотрению. Задача родителя – научить чадо управлять своими финансами.
Не стоит превращать в поощрение то, что ребенок должен выполнять и так. Поэтому выдавать деньги за хорошие отметки или уборку дома, скорее антимотивационный процесс. Ведь ребёнок такой же член семьи со своими обязанностями. И карманные деньги ему даются для того, чтобы он научился распоряжаться ими и набил свои шишки в детстве, а не во взрослом возрасте.
Умение рационально распоряжаться деньгами давно уже стало фундаментальным навыком в современном мире. Именно поэтому так важно, чтобы ребёнок относился к деньгам именно как к инструменту и средству обмена. Это поможет избежать ситуаций, когда формируется отношение к деньгам по типу "надо заслужить и получать по особым поводам".
Контроль или доверие?
Страх за ребёнка – естественен, как и желание оградить его от опасностей большого мира. Но стоит быть готовым к тому, что дети могут совершать ошибки и набивать свои шишки: покупать бесполезные вещи, отдавать деньги товарищам, терять их и многое другое. Всё это – опыт. Пусть он случится с ребёнком в детстве и на небольших суммах, чем во взрослой жизни обернётся потерей сотен тысяч.
Чтобы не потерять доверие ребёнка, нужно доверять ему самому. Если и контролировать расходы, то мягко, ненавязчиво и без давления.
Для облегчения процесса знакомства с темой финансов можно использовать книги, которые существенно помогут родителям погрузить малыша в мир денег. Например, начать можно с произведения Бодо Шефера "Пёс по имени Мани".
У ребёнка должно сформироваться здоровое отношение к деньгам. Для этого родителям важно: