Детский аутизм

Как практически помочь больному ребенку

В последнее время о детском аутизме пишут довольно много. Но научная литература не всегда понятна обычным мамам и папам, поскольку и среди специалистов нет единого мнения о способах решения этой проблемы. А в популярных или околонаучных изданиях аутизм чаще всего называют "загадочной болезнью". Конечно, безучастия профессионалов - психологов, педагогов, врачей - не обойтись. Но будущее таких детей в первую очередь зависит от родителей, их активности, настойчивости и терпения.

Детский аутизм

Основные признаки аутизма

Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивает психику ребенка. Прежде всего нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей.

Это определение нуждается в пояснении. Под "нарушениями общения" понимается не патология средств общения (речь, слух), но общение как таковое. Если ребенок с тяжелыми нарушениями слуха и речи компенсирует дефицит речевого контакта жестом, мимикой, стремится понять сказанное другим по артикуляции, то при аутизме (даже при формально сохранных речи и слухе) малыш либо игнорирует попытки взаимодействия с ним, либо активно отвергает и избегает их. Контакт с другим человеком, если и устанавливается, то носит формальный и искаженный характер, поскольку мотивы поступков, поведения других людей, их эмоции и переживания ребенку с аутизмом не понятны. В этих условиях даже потенциально сохранные психические функции развиваются с отклонениями. Уровень интеллектуального развития может быть различным, но примерно в 70% случаев он оказывается сниженным.

Под стереотипностью поведения понимают многократное повторение нефункциональных движений и действий, от простого ритмичного потряхивания руками до сложных действий и ритуалов. Согласно МКБ-10, страхи, агрессия, самоагрессия, негативизм, протестные реакции и другие подобные явления могут встречаться при аутизме, но не являются его обязательными признаками. И наконец, с возрастом проявления аутизма несколько меняются, но сохраняются на протяжении всей жизни.

Знакомство с основными признаками аутизма очень важно, и у родителей должна существовать основа для критического отношения к тому, что говорят об их ребенке разные люди (от родственников и знакомых до специалистов). Отдельные признаки аутизма бывают отчасти схожими с симптомами других нарушений развития и заболеваний, и иногда об этой патологии задумываются только на основании задержки речевого развития или, однажды увидев, как ребенок раскачивается в манеже. Подобные признаки могут свидетельствовать и о других расстройствах. Но если появились сомнения, нужно обратиться к детскому психиатру.

Диагностировать детский аутизм трудно. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения. Следует спокойно отнестись к назначению повторных приемов, обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости и тяжелом недоразвитии речи. Поэтому без достаточного представления о характере нарушений лечение и коррекционная работа могут оказаться недостаточно эффективными.

Что должно настораживать родителе в поведении ребенка в возрасте до двух лет?

Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:

  • не удерживает сколько-нибудь длительно контакта "глаза в глаза";
  • не откликается на имя при сохранном слухе;
  • обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);
  • не обращается за помощью;
  • не пытается чем-то поделиться;
  • использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.

Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру.

Диагноз и прогнозы

Если у ребенка действительно выявляется аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. В этой ситуации от родителей зависит если не все, то почти все, а чтобы помощь была более эффективной, нужно учесть опыт тех, кто уже шел этим путем.

Иногда родители не верят в то, что диагноз поставлен правильно, и посещают специалистов одного за другим. Это их право, и подобное поведение, наверное, не лишено смысла. Ведь, как известно, "одна голова хорошо, две - лучше". Но нередко эти поиски приобретают хроническое течение и становятся самоцелью, утрачивая всякий смысл. Для такой категории родителей есть даже специальный термин - "родители-пилигримы". Что это: поиски чуда? Подсознательное вытеснение трудной ситуации? Так или иначе, но время, когда правильное воспитание и обучение могут дать существенные результаты, уходит.

В других случаях родители делают вид, что проблемы не существует. А нарушения общения, речевые проблемы и стереотипы в поведении объясняют проявлениями индивидуальных особенностей характера. Однако если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша станут уже нелепыми и неадекватными. А вот изменить что-то будет намного труднее, если вообще возможно.

Вполне естественно, что в первую очередь родителей волнуют прогнозы: что будет с ребенком, сможет ли он учиться в школе, сможет ли создать семью и даже будет ли водить машину} Но аутизм чаще всего выявляют в 3 - 5 лет, и в этом возрасте гарантировать что-либо самонадеянно, преждевременно и непрофессионально. Течение аутизма может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет говорить о долговременном прогнозе ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Такого ребенка нужно наблюдать, работать с ним, а пока терпение и еще раз терпение.

Вместе с тем (не в качестве прогноза, а из опыта) можно попытаться ответить на два вопроса: о социальном статусе детей с аутизмом и о возможностях семейной жизни. Нетрудно догадаться, что очень многое зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе. Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в традиционном для всех смысле может и не возникнуть. Неравномерность общего развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию (в большей степени) нередко делают из такого ребенка своеобразную "умную ненужность": школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает "обучения жизни". Бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения с тем, как эти знания применить.

С другой стороны, известно много случаев успешной социальной адаптации, когда люди с аутизмом добивались высокого социального и профессионального статуса. Примером могут служить профессор ветеринарии Темпль Грандин (США), общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция), писатель Донна Уильяме (Австралия). Многие бывшие воспитанники общества "Добро" тоже закончили вузы и успешно работают.

Если говорить о создании семьи, то при легких формах аутизма это вполне реальная перспектива, и большинство детей от таких браков серьезными расстройствами психики не страдают. Но риск возникновения аутизма в потомстве у них все-таки выше, чем в среднем для населения. Родители должны знать, что аутизм в значительной степени наследственно обусловлен. При тяжелых формах патологии, вне зависимости от успеха коррекционной работы, люди с аутизмом нуждаются в постоянной опеке, и создание семьи маловероятно.

Причины появления аутизма

Вопрос о причинах развития этой патологии у детей вообще и у каждого больного ребенка в частности на консультативных приемах задают чаще всего.

Если говорить о проблеме в целом, то ее причины весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса.

Отвечать же на вопрос о причинах аутизма в каждом конкретном случае значительно сложнее. Права родителей на максимально полную информацию по этому поводу никто не оспаривает, но что это даст с практической точки зрения? Знание о том, что в одном из предшествующих поколений произошло изменение (мутация) определенного гена, ничего не изменит. И не поможет малышу. Не лучше ли отбросить прошлое и направить все усилия в настоящее и будущее, на более полную социальную адаптацию ребенка?



Коррекционная работа

Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить.

Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У мам и пап не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей. В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности.

Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. До трех лет этот диагноз не ставят, но если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут. Вот основные правила коррекционной работы:

  1. Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.
  2. Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или по крайней мере близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.
  3. Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.
  4. Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но "коррекцию всей жизнью". Это прежде всего касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).
  5. Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.

Конечно же никакие глубокие теоретические выкладки и советы не сравнятся по силе убеждения с конкретным случаем из реальной жизни. Поэтому в заключение хочется привести такой вот показательный пример. Мальчика Алешу привели на консультацию в возрасте 1 год и 11 месяцев с подозрением на детский аутизм. Речи у него фактически не было (1-2 нечетких слова без обращения), обращенную речь он не понимал, навыками опрятности не владел, в поведении отмечалось много различных стереотипных действий. При этом у некоторых родственников ребенка отмечены аутистические черты.

Вначале было проведено несколько диагностических занятий, в ходе которых постоянно уточнялись как особенности нервно-психического развития, так и общее состояние здоровья: в частности, мальчика консультировали детский психиатр и невролог. Консультация показала наличие признаков органического поражения мозга, что было подтверждено специальным исследованием - магнито-резонансной томографией, позволяющей сканировать и выявлять органическую патологию органов и систем организма. У ребенка была обнаружена киста (полое образование с жидким содержимым) в ткани мозга. Электроэнцефалография (графическая регистрация нервных импульсов мозга) выявила наличие очага патологических импульсов в мозге, провоцирующих судороги. Была назначена противосудорожная терапия. Индивидуальная коррекционная программа была ориентирована в первую очередь на формирование навыков опрятности, далее - на развитие понимания речи и звучащей речи, и организацию поведения. По окончании диагностического периода (около двух месяцев) родителям была дана соответствующая программа и инструкции по ее выполнению. Родители выполняли ее очень тщательно, при необходимости получали дополнительные консультации. Уже через месяц у ребенка сформировались навыки опрятности, в настоящее время он хорошо понимает обращенную речь (в близком возрастной норме объеме), появились обращение, простые фразы. Мальчик стал более контактным и активным, любит заниматься. Проблем остается еще много, но "прорыв" уже произошел, и специалисты считают, что это прежде всего заслуга родителей.

Комментируя этот случай, хочется обратить внимание, что работать с малышом начали достаточно рано, не дожидаясь уточнения диагноза, и родители активно, тщательно и последовательно выполняли все рекомендации специалистов. Хотя коррекционную работу с ребенком проводила в основном, только мама (папа очень занят на работе), положительный эффект - налицо.

Всем родителям аутичных малышей хочется пожелать: не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, - это вера в успех терпение, целеустремленность и конечно же любовь к своему ребенку.

Личный опыт: "Жалеть себя нет времени"

Вашему малышу уже 2 года, и он заметно отличается от других детей. Все его ровесники интересуются миром, начинают говорить, а он молчит и совсем не рад ласковым объятиям. Карапуз все время плачет, бессонные ночи изматывают вас, а выполнение бесконечных рекомендаций специалистов опустошает семейный бюджет. Ребенок часами играет в какие-то необычные игры или кружит по комнате, и нет возможности ничем его заинтересовать. Выясняется, что этот "вечный двигатель" всего боится. Начинаются поиски врачей, логопедов, дефектологов. Вы слышите различные версии о глухоте, умственной отсталости, нежелании разговаривать. При этом у ребенка вполне осмысленное лицо, он очень музыкален. И вот однажды вы слышите от врача загадочное слово - аутизм, которое приведет в длинную очередь на консультацию в центры, где есть люди, которые смогут чем-то помочь. Вы охвачены тревогой: что будет с ребенком и вашей семьей? Наступает депрессия. Мужа раздражают проблемы, и он в конце концов решает, что без всего этого жить спокойнее. Казалось бы, это тупик, из которого нет выхода. Но поверьте, не стоит отчаиваться! Если диагноз окончательный и ни у кого не вызывает сомнений, не жалейте себя слишком долго и не прячьте голову в песок! На это просто нет времени. Никто на свете не сможет помочь вашему ребенку, кроме вас. Даже самые лучшие специалисты лишь научат, как правильно заниматься с малышом, и не более. Не зарывайтесь в своем одиночестве, верьте и надейтесь, ищите товарищей по несчастью - вместе легче справиться с любой бедой. Не откладывайте на завтра решение проблемы и рассчитывайте в первую очередь только на свои силы. От этого зависит, будет ваш ребенок глубоким инвалидом или сможет жить среди людей. Любите своего малыша, помогайте ему. Он очень одинок и нуждается в понимании. Дай Бог вам здоровья и бесконечного терпения.
Пиля Мартыненко

Сергей Морозов
психопатолог, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования,
председатель общества помощи аутичным детям "Добро", к. биол. н.
Татьяна Морозова
коррекционный педагог, зав. коррекционным отделом общества помощи аутичным детям "Добро"

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Детский аутизм"

Вы не авторизованы.

Чем плохи слова из статьи? 1. Логическое противоречие - тезисы статьи:
а) Аутизм сложно диагностировать, и легко спутать с другими проблемами развития, которые часто поддаются решению:))
б) "Аутизм не проходит и не излечивается", - значит, то состояние, которое не прошло и не излечилось, это-аутизм, а то, которое "прошло и излечилось" - не аутизм:))
Вывод: то есть проверить, настоящий это аутизм, или нет, можно только, когда киндер вырастет:))
А так как реально важно не название диагноза, то в любом случае нужно заниматься с ребенком так, чтоб оно "прошло и излечилось". Классические опыты по психологии: в школе проводят тестирование, и про ПРОИЗВОЛЬНО выбранных ребят говорят, что они талантливы, перспективны и прочее. Через год действительно именно эти ребята начинают выдавать результаты. Почему -ПРОСТО меняется отношение учителей, у детей повышается самооценка, появляются хорошие амбиции...
Зачем заниматься с собственными детьми, будучи уверенными, что "Аутизм не проходит и не излечивается"? И подсознательно давить их грузом неверия?
Из этого следует 2). Житейский смысл. Если ты решил что-то делать, то тебя не должно волновать, что у кого-то до тебя ничего не получилось. Можно проанализировать его опыт, посмотреть, есть ли еще пути, но зачем, твердо решив что-то делать, вешать на себя груз чужих неудач?

Почему я так выступаю против слов "никогда" и против навешивания ярлыков с этим "никогда", - это личный опыт.
С рождения у нашей Кати стоял диагноз "синдром Отахара". В конфе часто употребляется фраза "синдром Веста", так вот в табличке напротив Веста стоит "неблагоприятный прогноз", а напротив "Отахара" - крайне неблагоприятный прогноз. Я читала все имеющиеся тогда статьи только с одной целью: найти хоть один счастливый случай. Не встречались:)) Нас не брали в невролог. отделения, говорили: "Ну, Отахара, чего ж Вы хотите... ". А потом мы пробились к Никаноровой, она ручкой махнула, сказала, что у нас не Отахара, а обычный Вест, и ПОСЛЕ ЭТОГО нас взяли, прокололи, и избавили от судорог. При этом у нас не менялись приступы, не менялась ЭЭГ, просто наш диагноз ПЕРЕИМЕНОВАЛИ:)))). И я знаю, что мой случай не попадет в статью о синдроме Отахара, так как мы сменили место лечения. И кто-то так же будет искать случай прекращения судорог при Отахаре, и слышать, что их остановить невозможно, и не "бегать по другим врачам", теряя время..

Первая наша дефектолог знала, что с такими, как Катя, заниматься бесполезно. Она делала правильные вещи, но не верила ни себе, ни Кате. А вот наша нынешняя учительница как-то не грузилась на тему "дальних прогнозов". И поэтому результаты у нее (и, конечно, у Кати) меня очень радуют.
Да, моя Катя может остаться на всю жизнь лежащей, но это будут проблемы уже следующих лет жизни. Может, к тому времени будут доступны "внешние экоскелеты", работающие на аккумуляторах, или придумают что-то еще.. Но сейчас надо работать на хороший прогноз, и я не позволяю врачам говорить мне "о Катиной безнадежности", так как это не "оценка реальности", а просто "дребезжание воздуха":)))
2005-02-11, Cheroka
Статья не понравилась. Ощущение - что просто компиляция из разных источников. Одна первая часто чего стоит... Списано то ли из учебника, то ли из мед. пособия. Не понятно, для кого статья предназначена. Если "просто так", то стоило бы написать её "веселее", с примерами из жизни. Одна Ирис чего стоит! (Что было в детстве. что стало потом). И обязательно с Happy-End ом:)) Если статья - для родителей, которые чувствуют, что с их ребенком не все ладно, так почему -то не приведена диагностика "раннего детского аутизма". Почти всегда мама начинает чувствовать, что с ребенком не всё ладно, уже в несколько месяцев... Не так прижимается, не так смотрит.. И зачем ждать до -2-3 лет.. Непонятно, куда стоит обращаться по данному поводу:))
Если статья обращена к тем, кто уже начал обследования, а, может быть, и получил диагноз, тогда просто преступление писать. что "Если у ребенка действительно аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не вылечивается", и что "наступает депрессия. Мужа раздражают проблемы, и он в конце концов решает. что без всего этого спокойнее". Для чего это писать?!!!! Статьи должны придавать силы, настраивать на борьбу за своего ребенка, а не "добивать" в тот момент, когда человеку и так нелегко. . В конце концов, если человек работает и (или)имеет семью, то у него уже не "аутизм", а "особенности поведения":))))
Вообще нет даже упоминания ни об АВА, ни о РМО. А о них было бы интересно почитать многим людям и со здоровыми детьми:))
Совет типа "Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельная отмена или назначение препарата недопустимы" - просто прелесть:))))
И еще: хотелось бы напомнить "специалистам",что родители: 1. Имеют полное право верить в чудо,
2. Имеют право искать и пробовать многие методы
3. Имеют право делать вид или искренне считать, что проблемы не существует:)
4. Имеют право на личную жизнь, и не быть занятыми только ребенком 25 часов в сутки,
5.И просто имеют право быть счастливыми с нашими не самыми простыми детками (и не выслушивать всякие "советы" о неизлечимости:)
2005-02-09, Cheroka
Хочу высказаться по поводу непорядочности центров(заметьте муниципальных)которые *помогают* детям аутистам или детям с нарушением психического и физического развития весьма интересным способом.Муниципальные коррекционные центры *отмахиваются* от таких детей, полагаю из-за нехватки специалистов в области патпсихиатрии..или отсылают в иные центры.. (я про центр Касаткина) в Москве.Далее -ещё интереснее. В ранее названном центре-большая очередь. Ждать приёма приходится долго от 10 до 1 года.НО!! помимо этого предлагается ПЛАТНАЯ услуга..Совершенно спокойно -без очереди. Допустим приём (так называемая *диагностика* логопед, диффектолог и психолог)стоит 3.500 рублей. Я понимаю. что для некоторых это совершенно малая сумма, но у меня например НЕТ таких средств!!! И что же делать???..Ребёнку -аутисту нужна СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ профессиональная помощь!! и думаю..каждый месяц дорог...(не то что год ожидания очереди)
Прочу помочь нам. Может кто то знает бесплатные центры для аутистов, где проводятся занятия и где действительно ребёнок *развивается*. С уважением Ирина Блохина.
2005-06-15, Ирина Блохина
Мне нравится Ваш оптимизм. Но хочу поспорить с Вами о статье. Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что только положительные примеры..не очень, хотелось бы знать больше. да подбадривать родителей, но научить смотреть реально на своего ребенка, не обольщаться, что мы вот решили проблему в одном месте, и что Все. Нет, появиться проблема в другом...И это навсегда....Такой аутизм, как у моего Герда ..навсегда. И это не паника, а реальность. И каждый день мы ищем решение...Я не хочу, чтобы тут был "оазис" единомышленниов. Мнений может быть много и разных, статей тоже. Статья общего плана, возможно она кому то поможет..пусть их будет больше. Все одно есть и другие, более глубокие.Кто ищет найдет их. Чем плохи слова из статьи "действительно выявляется аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию...." Вот именно не умирать с неудачами, а идти дальше...Только не все будет так, как мы мечтаем...Простите, если кого то обидела
2005-02-10, ema
Благодарю авторов за содержательную статью.Я сама являюсь мамой аутичного ребенка (Никита 5 лет).Столкнувшись впервые с такой проблемой я была скажем неприятно удивлена, что все предлагеемые услуги для аутичного ребенка являются платными не все семьи в состоянии везти ребенка в Москву и уж тем более оплачивать услуги центра на Кашенкином лугу ,что касается детских садов и
школ там все гораздо серезнее т.к. их в природе не существует (для аутистов) опять же приходится оплачивать школу родителям.А если не дай бог заболели зубы то будьте добры идите в платную стоматологию, тк.к в районных поликлинниках единсвенная услуга которую могут предложить аутичному ребенку это просто удалить зуб(за наркоз опять платят родители)такая же грустная история и с саноторно-курортным лечением если при оформлении инвалидности от нее отказаться то к пенсии будут доплачивать где-то 500 рублей а если не отказаться то вы и денег не получите и путевку вам не дадут т.к. местный психиатр никогда в жизни не подпишет вам одну очень важную бумажку .
2005-12-14, klimentina
Наверное, авторы прочтут наши отзывы:) Статья неплохая. Если цель ее - популяризация, желание привлечь внимание родителей, которые СОВСЕМ не знают об этом. Тогда мое мнение: по поводу диагностики, если вопрос вообще затрагивается, то нужно писать больше и подробнее. Например, к стереотипам относят желание носить одну и ту же одежду, консерватизм в питании, любимые до абсурда маршруты... Это же не только моторика, как можно это понять из статьи. Почему-то ни слова и про типичные речевые нарушения. Они везде обычно перечисляются. Сами авторы говорят, что диагностируют аутизм в 3-5 лет, а набор признаков предлагают до 2 лет. Если я бы прочитала эту статью, когда ребенку было 2 года, я бы не пошла к специалисту!
И насчет пилигримов поосторожнее надо. В Москве есть куда пойти, а вы попробуйте в провинции. У людей именно годы и уходят на диагноз! И им не предлагается "коррекционная работа в достаточном объеме", а предлагается ребенка отдать государству.
2005-02-09, Мама аутичного ребенка
Гериоческая Вы мама!!!
На аутизм много точек зрения, в статье такая, которая не совпадает с Вашей. Вы уже давно выросли из такого уровня, ознакомительного. Можете не соглашаться, но я так ощущаю, что только положительный опыт,..делает нас негибкими. Зная и о трудных случаях, понимаешь, что ты так не хочешь и начинаешь делать все, чтобы этого избежать.
У нас тоже был такой печальный опыт с первым логопедом. Она скучно и без всякого интереса смотрела на Герда, как он играл картинками. А потом была другая, она долго просто наблюдала за сыном и нашла , как с ним общаться. Как она потом сказала, что ей помогла моя вера в то, что это не безнадежно. И вообщем то мы спорим о частностях или о главностях, может быть. Ибо не последний вопрос, это можем ли мы расставаться со своими иллюзиями..можем ли мы принимать другие точки зрения, насколько мы терпимы к разным вариантам решений и прочее
Я желаю Вам удачи !!!!!
2005-02-11, ema
Поделитесь:

09.02.2005
Обновлено 12.12.2022
Статья дня
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Близкие по теме статьи
Трудности в обучении детей: аутизм, СДВГ, нарушения речи. Что делать?
Трудности в обучении детей: аутизм, СДВГ, нарушения речи. Что делать?
Развитие и обучение детей с аутизмом и РАС. Как поставить диагноз
Причины аутизма: вместо общения - планшет с мультиками
Причины аутизма: вместо общения - планшет с мультиками
Как развитие аутизма у детей связано с играми на компьютере
У ребенка аутизм: почему это случилось с нами?
У ребенка аутизм: почему это случилось с нами?
Аутизм – что это за болезнь? Если с ребенком "что-то не так"
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!