Адресатами всевозможной рекламы все чаще становятся наши дети, которые искренне верят в то, что этот шампунь — самый душистый, а эти джинсы — самые крутые. Возможно ли обуздать желания маленьких модников?
Полгода назад, когда моей дочери исполнилось 9 лет, я потратила 3,5 тыс. рублей на куклу, о которой она давно мечтала. Кукла это не простая: героиня популярного мультфильма, в роскошном платье, с крыльями, в огромной разноцветной коробке. Потом выяснилось, что для феи нужно купить зверька-помощника (400 руб.), запасное платье (700 руб.), а кроме того, оказались совершенно необходимы зонтик, пенал, портфель и купальник с изображением любимых персонажей. Гениальная маркетинговая политика авторов мультфильма привела к тому, что на все эти сокровища можно потратить поистине астрономическую сумму, причем конца приобретениям не будет никогда. Потому что после зонтика появится чашка, после портфеля — пляжная сумка, а после солнечных очков — часы и фантастически модные резиновые сапожки. Подозреваю, что концу года, с учетом всех праздников, благополучного перехода в четвертый класс, побед на олимпиадах, новогодней феерии и подарочков от зубной феи наши траты могут дойти и до 20 тыс. руб. И это только начало, ведь наша девочка пока достаточно равнодушна к одежде.
Дети от 8 до 12 лет — приоритетная целевая аудитория для многих производителей. Во-первых, в этом возрасте ребята уже сами могут принимать решения о том, во что играть и что носить. А во-вторых, разброс их интересов широк, как никогда. Девочки одинаково заинтересованно покупают и игрушки, и одежду, и косметику, и журналы. А мальчики легко переключаются с конструкторов и трансформеров на модные джинсы, телефоны и mpЗ-плееры. Именно в этом возрасте для детей становится особенно важно заявить друзьям и одноклассникам о своем статусе, а сделать это проще всего с помощью мобильных телефонов, одежды определенных марок и дорогих игрушек. Дело в том, что в
Во многом спрос среди детей и подростков формирует реклама, под влияние которой школьники попадают особенно легко. Российское законодательство ограничивает размещение рекламы в детских и образовательных телепередачах: реклама может размещаться только в самом начале и конце программы, причем ее продолжительность
Понятно, почему дети так падки на рекламу и требуют все больше покупок. Но почему у них на поводу идут родители? Любой здравомыслящий взрослый скажет, что 3,5 тыс. руб. за куклу или 7 тыс. за джинсы — это явный перебор. И, тем не менее, мы соглашаемся тратить эти деньги, даже сознавая, что это неправильно. Здесь задействованы самые разные мотивы. Кто-то не хочет, чтобы дети чувствовали себя изгоями среди друзей и одноклассников, кто-то из родителей с радостью тратится на вещи, о которых сам в детстве не мог и мечтать. Те, кто много работает, признаются, что покупают дорогие подарки, когда чувствуют, что не могут уделить ребенку достаточно времени. А бывают дни, когда мы просто сдаемся, больше не в состоянии противостоять детским просьбам: "Мама, ну, пожалуйста! У всех в классе уже есть мобильные телефоны, на переменах все перекачивают друг другу картинки и музыку, а со мной даже никто разговаривать не хочет! Я стою одна или плачу в туалете!" Сможете вы после этого со спокойным сердцем отказать своей дочке-первокласснице? Будьте уверены, что все ваши слабые места учтут производители товаров для детей, и со временем вы попадете во все их ловушки — самостоятельно или под давлением детей.
Поверьте: если вы отказались купить ребенку еще одного трансформера, это не значит, что вы плохая мама. Однако это не значит, что у детских желаний и потребностей не должно быть никаких границ. Даже если вам очень хочется поощрить ребенка и сделать ему дорогой подарок, не забывайте говорить о том, что на самом деле важно: о наших чувствах, переживаниях, о любви друг к другу. А чтобы вас не мучила совесть, если вы отказались купить очередную игровую приставку или "самые модные кеды, в которых все сейчас ходят", начните с малого. Напомните себе, что хорошие родители не будут выполнять каждую прихоть своего ребенка. Более того, правила и ограничения, раз и навсегда принятые в семье, помогают детям чувствовать себя в безопасности. И, конечно, когда в следующий раз вы услышите: "Ну, пожа-а-а-алуйста!" — задумайтесь о том, что на самом деле нужно вашим детям — дорогая одежда или ваше время и внимание.
Учите детей мыслить объективно
В
Поговорите о скрытой рекламе
Еще бывает очень полезно поговорить о так называемом "размещении продукта". Даже малыши очень быстро понимают разницу между телевизионной передачей или фильмом и рекламным роликом. Но как быть со знаменитыми футболистами или популярными певицами, которые носят одежду определенных марок? Или с очаровательными героинями семейного сериала, которые моют голову только одним шампунем и предпочитают веселые разноцветные витаминки?
Дети мечтают быть похожими на своих кумиров. Поэтому, прежде чем покупать джинсы или кроссовки, поговорите с ребенком о том, почему ему нужны именно эти вещи. Ваша задача не в том, чтобы заставить ребенка меньше любить певицу или без должного уважения относиться к достижениям спортсменов. Но постарайтесь объяснить, что звезды не покупают себе одежду той самой марки. Они получают ее в огромных коробках, а очень часто музыкантам и спортсменам даже платят немалые деньги за то, чтобы они носили эту одежду. И платят им как раз потому, что миллионы мальчиков и девочек по всему миру захотят быть похожими на своих кумиров и попросят родителей купить то же самое.
Когда вы смотрите фильмы, обращайте внимание детей на скрытую рекламу и объясняйте, что такое появление в кино стоит гораздо дороже рекламных роликов, потому что оно более эффективно.
Конечно, бывают моменты, когда мнение друзей и желание быть среди них своим (а значит, быть как все) оказывается важнее любых разговоров с родителями. И тогда ваш ребенок смотрит на вас жалобно, а вы думаете: "Ему и так нелегко, так что мы разоримся из-за одной пары джинсов?!" Разумеется, вы не разоритесь. Иногда нужно выполнять детские мечты, даже если это обходится недешево. Если вы все-таки согласились купить вещь, о которой ребенок давно мечтал, не упустите возможности еще раз поговорить о том, что такое настоящие друзья, и о том, что на самом деле важнее: то, что носит твой друг, или то, как он к тебе относится.
Что еще можно сделать? Поговорите с учителем. Если в классе слишком сильно давление по поводу одежды тех или иных марок, обратите на это внимание классного руководителя. Пусть проводит регулярные беседы с учениками. Если ваши переживания разделяет большинство родителей, можно обратиться к директору с предложением ввести школьную форму.
Заранее договаривайтесь с ребенком об условиях покупок. Отправляясь в магазин, договоритесь с ребенком о том, какую сумму и на что вы сможете потратить в этот раз. Если вы идете "на разведку" и ничего не собираетесь покупать сегодня, это тоже нужно озвучить.
Отложите покупку. Иногда предварительные договоренности не помогают: попав в магазин, ребенок начинает требовать нечто незапланированное. В таких случаях психологи советуют предложить: "Сейчас мы не можем купить эту вещь. Но, может быть, через неделю возможность появится". Через неделю вещь может показаться уже не такой привлекательной или вместо нее подросток захочет что-то другое.
Выдавайте ребенку карманные деньги. Оговорите определенную сумму, которую он получает раз в месяц и может потратить по собственному усмотрению. И не препятствуйте бессмысленным, на ваш взгляд, покупкам. Если пару раз дети купят что-то дорогое и бестолковое, в будущем они будут более осмотрительны.
Старайтесь избегать искушений. Если вы знаете, что в торговом центре, куда вы отправляетесь за продуктами, есть привлекательные для детей "модные" магазины, не заходите в них. Вы поехали за едой, так что не разрешайте ребенку даже "заглянуть на минуточку, просто посмотреть!" Не позволяйте ребенку смотреть рекламу. Как мы уже говорили, дети особенно восприимчивы к рекламным роликам. Именно по этой причине они соглашаются пить какао строго определенного бренда или есть только те хлопья, в которые вложили игрушку из мультфильма. Во-первых, старайтесь ограничивать время, которое ребенок проводит у телевизора. Во-вторых, если ребенок хочет посмотреть кино или мультфильмы, то лучше купить ему диск или скачать из Интернета. Покажите пример. Чем меньше внимания вы сами уделяете разрекламированным лейблам, тем проще к ним будут относиться ваши дети. Можно попробовать такой ход: для младшего школьника приготовьте две чашки какао или два йогурта (один товар — известной компании, второй — более дешевой марки) и предложите решить, что вкуснее. А потом покажите баночки. Если окажется, что ребенок выбрал более дешевый продукт, это повод для разговора. Подростку можно предложить в магазине две пары джинсов, закрыв лейблы (одни дорогие, другие более доступные), и попросить выбрать те, что красивее.
Вряд ли хоть один из современных родителей может похвастаться тем, что выиграл магазинную битву со своими детьми. Но пусть во время споров вас поддерживает мысль: сейчас ребенок уговаривает вас потратить деньги на нечто модное, но уже через несколько лет он будет обеспечивать себя сам. И чем скорее он разумно станет относиться к доходам и расходам, тем лучше.