Детские радости

Адресатами всевозможной рекламы все чаще становятся наши дети, которые искренне верят в то, что этот шампунь — самый душистый, а эти джинсы — самые крутые. Возможно ли обуздать желания маленьких модников?

Полгода назад, когда моей дочери исполнилось 9 лет, я потратила 3,5 тыс. рублей на куклу, о которой она давно мечтала. Кукла это не простая: героиня популярного мультфильма, в роскошном платье, с крыльями, в огромной разноцветной коробке. Потом выяснилось, что для феи нужно купить зверька-помощника (400 руб.), запасное платье (700 руб.), а кроме того, оказались совершенно необходимы зонтик, пенал, портфель и купальник с изображением любимых персонажей. Гениальная маркетинговая политика авторов мультфильма привела к тому, что на все эти сокровища можно потратить поистине астрономическую сумму, причем конца приобретениям не будет никогда. Потому что после зонтика появится чашка, после портфеля — пляжная сумка, а после солнечных очков — часы и фантастически модные резиновые сапожки. Подозреваю, что концу года, с учетом всех праздников, благополучного перехода в четвертый класс, побед на олимпиадах, новогодней феерии и подарочков от зубной феи наши траты могут дойти и до 20 тыс. руб. И это только начало, ведь наша девочка пока достаточно равнодушна к одежде.

13% российских родителей покупают детям игрушки примерно раз в неделю.

Дети от 8 до 12 лет — приоритетная целевая аудитория для многих производителей. Во-первых, в этом возрасте ребята уже сами могут принимать решения о том, во что играть и что носить. А во-вторых, разброс их интересов широк, как никогда. Девочки одинаково заинтересованно покупают и игрушки, и одежду, и косметику, и журналы. А мальчики легко переключаются с конструкторов и трансформеров на модные джинсы, телефоны и mpЗ-плееры. Именно в этом возрасте для детей становится особенно важно заявить друзьям и одноклассникам о своем статусе, а сделать это проще всего с помощью мобильных телефонов, одежды определенных марок и дорогих игрушек. Дело в том, что в 9-10 лет дети впервые делают небольшие шаги в сторону от родителей. Если еще пару лет назад мама и папа были самыми важными людьми на свете, теперь не менее важным становится и мнение друзей. Ребенок ищет новых единомышленников, устанавливает новые отношения. И как бы мы к этому ни относились, материальные приобретения ребенку помогают. А в конечном итоге, все это приводит к многомиллионным прибылям для производителей детских товаров.

Во многом спрос среди детей и подростков формирует реклама, под влияние которой школьники попадают особенно легко. Российское законодательство ограничивает размещение рекламы в детских и образовательных телепередачах: реклама может размещаться только в самом начале и конце программы, причем ее продолжительность (1-3 минуты) напрямую зависит от длительности передачи. А осенью 2010 года несколько крупнейших международных корпораций обещают подписать соглашение о том, что не будут рекламировать свои товары на российском ТВ, если больше половины зрителей передачи составляют дети до 12 лет. Но, тем не менее, у рекламодателей остается масса возможностей для того, чтобы заявить о своих товарах. Причем даже психологи признают, что лучше всего работают те ролики, которые не просто рассказывают о достоинстве игрушек или одежды, а создают иллюзию особого мира, созданного специально для ребенка и его друзей. Ведь именно такого безопасного и дружелюбного маленького мирка ищет ребенок, когда делает первые шаги из семьи.

Понятно, почему дети так падки на рекламу и требуют все больше покупок. Но почему у них на поводу идут родители? Любой здравомыслящий взрослый скажет, что 3,5 тыс. руб. за куклу или 7 тыс. за джинсы — это явный перебор. И, тем не менее, мы соглашаемся тратить эти деньги, даже сознавая, что это неправильно. Здесь задействованы самые разные мотивы. Кто-то не хочет, чтобы дети чувствовали себя изгоями среди друзей и одноклассников, кто-то из родителей с радостью тратится на вещи, о которых сам в детстве не мог и мечтать. Те, кто много работает, признаются, что покупают дорогие подарки, когда чувствуют, что не могут уделить ребенку достаточно времени. А бывают дни, когда мы просто сдаемся, больше не в состоянии противостоять детским просьбам: "Мама, ну, пожалуйста! У всех в классе уже есть мобильные телефоны, на переменах все перекачивают друг другу картинки и музыку, а со мной даже никто разговаривать не хочет! Я стою одна или плачу в туалете!" Сможете вы после этого со спокойным сердцем отказать своей дочке-первокласснице? Будьте уверены, что все ваши слабые места учтут производители товаров для детей, и со временем вы попадете во все их ловушки — самостоятельно или под давлением детей.



Дети верят рекламе, и многие производители товаров этим намеренно пользуются.

Поверьте: если вы отказались купить ребенку еще одного трансформера, это не значит, что вы плохая мама. Однако это не значит, что у детских желаний и потребностей не должно быть никаких границ. Даже если вам очень хочется поощрить ребенка и сделать ему дорогой подарок, не забывайте говорить о том, что на самом деле важно: о наших чувствах, переживаниях, о любви друг к другу. А чтобы вас не мучила совесть, если вы отказались купить очередную игровую приставку или "самые модные кеды, в которых все сейчас ходят", начните с малого. Напомните себе, что хорошие родители не будут выполнять каждую прихоть своего ребенка. Более того, правила и ограничения, раз и навсегда принятые в семье, помогают детям чувствовать себя в безопасности. И, конечно, когда в следующий раз вы услышите: "Ну, пожа-а-а-алуйста!" — задумайтесь о том, что на самом деле нужно вашим детям — дорогая одежда или ваше время и внимание.

Постарайтесь объяснить детям, что такое скрытая реклама, учите их мыслить объективно.

Учите детей мыслить объективно

В 9-10 лет ребенок уже достаточно большой, чтобы реагировать на рекламные ролики, но все-таки еще слишком маленький, чтобы критически осмыслить их содержание. Если детям обещают, что, купив одежду определенной марки, они станут популярными в классе, то движущей силой становится страх любого школьника оказаться в одиночестве. Как объяснить все это детям? Начинайте говорить с ними об этом, как со взрослыми. В нашей семье недавно появилась такая игра: когда папа смотрит по телевизору футбольные матчи, мы все пытаемся угадать, что будут рекламировать в перерывах: "Машины! Пиво! Компьютеры!" А когда бабушка смотрит сериал, все по-другому: "Стиральный порошок! Йогурты! Шампунь!" Таким образом, дети начинают понимать, что таинственные "производители" пытаются все силами продать свой товар телезрителям, когда все, чего хотите вы, — это просто досмотреть матч или новую серию любимого фильма.

Поговорите о скрытой рекламе

Еще бывает очень полезно поговорить о так называемом "размещении продукта". Даже малыши очень быстро понимают разницу между телевизионной передачей или фильмом и рекламным роликом. Но как быть со знаменитыми футболистами или популярными певицами, которые носят одежду определенных марок? Или с очаровательными героинями семейного сериала, которые моют голову только одним шампунем и предпочитают веселые разноцветные витаминки?

Дети мечтают быть похожими на своих кумиров. Поэтому, прежде чем покупать джинсы или кроссовки, поговорите с ребенком о том, почему ему нужны именно эти вещи. Ваша задача не в том, чтобы заставить ребенка меньше любить певицу или без должного уважения относиться к достижениям спортсменов. Но постарайтесь объяснить, что звезды не покупают себе одежду той самой марки. Они получают ее в огромных коробках, а очень часто музыкантам и спортсменам даже платят немалые деньги за то, чтобы они носили эту одежду. И платят им как раз потому, что миллионы мальчиков и девочек по всему миру захотят быть похожими на своих кумиров и попросят родителей купить то же самое.

Когда вы смотрите фильмы, обращайте внимание детей на скрытую рекламу и объясняйте, что такое появление в кино стоит гораздо дороже рекламных роликов, потому что оно более эффективно.

Конечно, бывают моменты, когда мнение друзей и желание быть среди них своим (а значит, быть как все) оказывается важнее любых разговоров с родителями. И тогда ваш ребенок смотрит на вас жалобно, а вы думаете: "Ему и так нелегко, так что мы разоримся из-за одной пары джинсов?!" Разумеется, вы не разоритесь. Иногда нужно выполнять детские мечты, даже если это обходится недешево. Если вы все-таки согласились купить вещь, о которой ребенок давно мечтал, не упустите возможности еще раз поговорить о том, что такое настоящие друзья, и о том, что на самом деле важнее: то, что носит твой друг, или то, как он к тебе относится.

Что еще можно сделать? Поговорите с учителем. Если в классе слишком сильно давление по поводу одежды тех или иных марок, обратите на это внимание классного руководителя. Пусть проводит регулярные беседы с учениками. Если ваши переживания разделяет большинство родителей, можно обратиться к директору с предложением ввести школьную форму.

Если в классе слишком много внимания придают моде, это повод для разговора с учителем.

Заранее договаривайтесь с ребенком об условиях покупок. Отправляясь в магазин, договоритесь с ребенком о том, какую сумму и на что вы сможете потратить в этот раз. Если вы идете "на разведку" и ничего не собираетесь покупать сегодня, это тоже нужно озвучить.

Отложите покупку. Иногда предварительные договоренности не помогают: попав в магазин, ребенок начинает требовать нечто незапланированное. В таких случаях психологи советуют предложить: "Сейчас мы не можем купить эту вещь. Но, может быть, через неделю возможность появится". Через неделю вещь может показаться уже не такой привлекательной или вместо нее подросток захочет что-то другое.

Расходы на детей в российских семьях занимают 6-е место — после питания, коммунальных платежей, одежды и обуви, лекарств и образования.

Выдавайте ребенку карманные деньги. Оговорите определенную сумму, которую он получает раз в месяц и может потратить по собственному усмотрению. И не препятствуйте бессмысленным, на ваш взгляд, покупкам. Если пару раз дети купят что-то дорогое и бестолковое, в будущем они будут более осмотрительны.

Старайтесь избегать искушений. Если вы знаете, что в торговом центре, куда вы отправляетесь за продуктами, есть привлекательные для детей "модные" магазины, не заходите в них. Вы поехали за едой, так что не разрешайте ребенку даже "заглянуть на минуточку, просто посмотреть!" Не позволяйте ребенку смотреть рекламу. Как мы уже говорили, дети особенно восприимчивы к рекламным роликам. Именно по этой причине они соглашаются пить какао строго определенного бренда или есть только те хлопья, в которые вложили игрушку из мультфильма. Во-первых, старайтесь ограничивать время, которое ребенок проводит у телевизора. Во-вторых, если ребенок хочет посмотреть кино или мультфильмы, то лучше купить ему диск или скачать из Интернета. Покажите пример. Чем меньше внимания вы сами уделяете разрекламированным лейблам, тем проще к ним будут относиться ваши дети. Можно попробовать такой ход: для младшего школьника приготовьте две чашки какао или два йогурта (один товар — известной компании, второй — более дешевой марки) и предложите решить, что вкуснее. А потом покажите баночки. Если окажется, что ребенок выбрал более дешевый продукт, это повод для разговора. Подростку можно предложить в магазине две пары джинсов, закрыв лейблы (одни дорогие, другие более доступные), и попросить выбрать те, что красивее.

Вряд ли хоть один из современных родителей может похвастаться тем, что выиграл магазинную битву со своими детьми. Но пусть во время споров вас поддерживает мысль: сейчас ребенок уговаривает вас потратить деньги на нечто модное, но уже через несколько лет он будет обеспечивать себя сам. И чем скорее он разумно станет относиться к доходам и расходам, тем лучше.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Детские радости"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

28.11.2010
Обновлено 22.07.2015
Статья дня
Близкие по теме статьи
Восторгов детская страна
Восторгов детская страна
Каждый малыш немного актер… Такова детская психология!
Празднуем все семьей
Празднуем все семьей
Так отмечают праздники в дружной семье.
День рождения феи
День рождения феи
Настоящий день рождения феи.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!