Еще совсем недавно вы с умилением разглядывали первые рисунки своего малыша, а первые поделки вызывали бурю восторга и слезы радости. Вы поддерживали творчество, создавали условия, приобретая новые материалы для лепки, всевозможные краски, карандаши, бумагу разных цветов. А сейчас, осмотревшись вокруг, вы увидели, что бесконечно пополняемые лавины детского творчества превращают ваш дом в филиал мастерской юного дарования. Рисунки, поделки, фигурки - такие милые и ценные. По ним можно проследить динамику развития способностей, погрузиться в воспоминания прошедших лет, поддержать стремление к развитию талантов. Рукотворные создания детей - это предмет гордости родителей и память для самих ребят.
Что же делать, если количество поделок стало превышать объемы пространства для его хранения? Расставаться с памятными мелочами всегда непросто, особенно, если это детское творчество. В этой статье руководитель агентства PROпорядок Татьяна Абрамова собрала рекомендации от экспертов агентства для деликатной минимизации количества детских поделок.
Чья коллекция, тому и решать
Для начала давайте ответим себе честно на вопрос: чья это коллекция?
Выступать в роли создателя и хранителя коллекции может как родитель, так и сам ребенок. От того, чья это коллекция, зависит подход к минимизации экземпляров, а также, кто будет принимать решение о сохранении или удалении предмета.
Чтобы навести порядок в поделках, на первом этапе нужно понять, сколько у вас их в доме, какое общее количество. Для этого достаньте из всех укромных уголков и специальных мест все поделки. Разложите их в одном месте.
Разберите по категориям: рисунки, поделки из бумаги и пластилина, природного материала и так далее.
Если коллекция общая с ребенком, то принимать решение о каждом конкретном предмете нужно вместе.
Предложите своему чаду выбрать самые любимые и ценные экземпляры. Сравните его выбор со своими ощущениями.
Предложите ребенку выбрать те предметы, с которыми он готов расстаться.
Совет от специалистов агентства PROпорядок:
Расстаться с поделками - это не значит их выкинуть. Можно предложить сделать подарок родственникам или друзьям, отнести в школу или садик на выставку.
Дошкольники и младшие школьники
При минимизации поделок детям разных возрастов можно предложить выбрать поделку для сохранения на память:
2-3 года - одну из двух
4-5 лет - одну из трех поделок
6-7 лет - одну из пяти поделок
8-10 лет - одну из 7-10 поделок
С ребятами младшего школьного возраста можно обсудить не только количество, но и способ сохранения памятной вещи. Например, предложить сфотографировать поделку и сделать альбом из фотографий или целую фотокнигу. Задавая наводящие вопросы, родители помогают ребятам учиться размышлять, расставлять приоритеты искать варианты.
Отнеситесь к разбору поделок не только как к элементу наведения порядка. Это обучение - делать выбор в жизни. Этот навык пригодится в подростковом и юношеском возрасте, когда придется делать самостоятельный выбор и принимать решения. Шаг за шагом вы поможете ребенку научиться преодолевать неопределенность и находить варианты.
Совет от специалистов агентства PROпорядок:
Если поделок много, и их количество регулярно увеличивается, то разбор творчества следует делать регулярно, один раз в месяц. Можно назвать этот день как-то особенно, чтобы закрепить у ребенка позитивное отношение к процессу. Постепенно он будет делать разбор самостоятельно, без вашего напоминания.
Подростковый возраст
Начиная с 12 лет, дети становятся подростками. Помимо внешности меняется самоощущение, восприятие мира. Ребята в этом возрасте становятся более чувствительными из-за гормональных изменений. Проводить минимизацию вещей следует с особой бережностью и уважением к личным границам.
Лучший вариант, чтобы подростки самостоятельно следили за порядком в своих вещах. Задача родителей - обозначить границы предельно допустимого количества предметов: объем шкафа, количество полок, квадратные метры пространства. В помещениях общего пользования родители могут ввести правило отсутствия личных предметов и своим примером поддерживать этот порядок.
Начать разговор с подростком можно с его взросления и изменений. Предложить освободить место для нового, масштабного. Вместе посмотреть фильмы или почитать книги про расхламление и последующие изменения в жизни.
Помогите подросткам не выкидывать все поделки. В период взросления они могут стесняться своих первых рисунков. А спустя несколько лет с умилением рассмотрят плоды своего раннего творчества.
Совет от специалистов агентства PROпорядок:
Предложите собрать небольшой сундучок достижений, в который соберите самые- самые значимые рисунки и поделки. Можно дополнительно написать дату из будущего, когда сундук можно будет открыть.
Что делать с поделками, которые готовы отдать, но не выкинуть
Принимая решение о хранении детского творчества, обратите внимание на цель коллекционирования. Зачастую сохранение большого количества экземпляров больше необходимо родителям. Психологи отмечают, что страсть к накопительству может быть симптомом подавленной тревожности или невроза. Постарайтесь подойти к вопросу с разных сторон. Чрезмерное накопительство предметов взрослыми закладывает сценарии будущего обращения с вещами детьми. Хранить памятные и ценные вещи важно, главное сохранить баланс, чтобы не превратить дом в филиал архива и склад неиспользуемых вещей.
Каждая детская поделка - это не только процесс творчества, а символ настойчивости, стремления, результат успеха и материализация воображаемых идей. Каждая победа и достижение создают фундамент для формирования устойчивой самооценки, веры в свои силы. Рукотворные создания детей являются подтверждением их возможностей и предметом гордости. Татьяна Абрамова уверена, с помощью родителей ребята смогут не только сохранить память о своих успехах, но и научиться делать выбор, принимать решения и выделять главное.