Для малышей, родившихся в холодное время года, главным средством передвижения становится коляска-люлька. Ее главные достоинства — приспособленность к невзгодам: капюшон и стенки надежно защищают ребенка от ветра и снега, а большие колеса гарантируют проходимость по любым дорогам. Потому ежедневные прогулки в любую погоду становятся если не удовольствием, то, по крайней мере, и не слишком сильным испытанием.
Колеса: три, четыре или восемь
Это раньше коляски были исключительно четырехколесными. Современная коляска может иметь от трех до восьми колес. Но много колес — не значит лучше. Ведь чем их больше, тем меньше их диаметр, а значит, хуже проходимость. Там, где четырехколесная коляска на надувных колесах пройдет без труда, восьмиколесная "прогулка" обязательно завязнет.
Восемь колес. Диаметром чуть больше 10 см, маленькие сдвоенные колесики часто ставятся на компактные коляски-трости и очень редко — на люльки. Но и те и другие могут хорошо ездить только по гладким асфальтированным улицам с пандусами-съездами.
Шесть колес — более практичный вариант. Сдвоенными делают только передние колеса, которые к тому же вращаются, что улучшает маневренность. Задние колеса могут быть большими. Но и этот вариант подходит лишь для размеренных прогулок, а не для бега по бездорожью (в которое наши улицы зимой частенько превращаются).
Четыре колеса — стандарт. Они могут быть больше или меньше, цельнолитые или надувные, с хорошими амортизаторами и не очень. Литые пластиковые колеса более надежны, их невозможно проколоть, не надо подкачивать. Но ход их более жесткий, чем у колес надувных. Впрочем, если вы не собираетесь гулять по лесу или ухабистым дорожкам, не разбирая пути, разницы, скорее всего, не заметите.
Три колеса. Наиболее устойчивый вариант, несмотря на кажущуюся шаткость. Колеса могут быть разными: переднее — маленькое поворотное, два задних — большие и неподвижные; все три колеса — большие; переднее — самое большое, задние чуть меньше; переднее — сдвоенное, задние — одинарные. Минус любой трехколесной коляски — с нею сложнее перебираться через бордюры и спускаться по пандусам-рельсам в подземных переходах. Зато именно трехколесные модели выбирают молодые активные родители, которые любят не чинно прогуливаться по детской площадке, а передвигаются стремительно по ближайшему парку, по песку или снежной целине или даже занимаются джоггингом, катя перед собой спящего малыша. Коляска все равно будет устойчивой за счет четко выверенного расстояния между всеми колесами.
Не важно, на скольких "точках опоры" в результате будет стоять выбранная вами коляска: любому транспортному средству малыша имеет смысл устроить тест-драйв при покупке.
Коляска-люлька
Люлька — закрытая спальная коляска — лучше всего защищает малыша от ветра и дождя, а еще — от нескромных глаз зевак. Это, по сути, колыбель на колесах — самый распространенный тип детской коляски для новорожденных. В такой коляске малыш отлично высыпается, укачиваемый плавным ходом. Но прослужит она недолго, максимум до того момента, как малыш начнет вставать и интересоваться окружающим миром. То есть месяцев до 7–8.
Безусловный плюс коляски-люльки — ее ровное дно, которое помогает сформировать у крохи правильную осанку. Ведь что бы ни писали производители, прогулочные варианты колясок не умеют раскладываться до абсолютно горизонтального состояния. Грудничку, вынужденному проводить в коляске много времени, удобство мобильного спального места очень важно.
Еще один плюс — высокая посадка кабины. Большинство вредных веществ в воздухе скапливается на уровне 80–90 см от поверхности земли. Поэтому, если прогулочный маршрут пролегает вдоль больших улиц, малыш, сидящий в низкой "прогулке", дышит не столько кислородом, сколько выхлопами. В люльке такой проблемы нет, она всегда "выше грязи". Третий плюс — удобное шасси, снабженное рессорами и амортизаторами. Это делает ход коляски еще более плавным. Но именно шасси может стать камнем преткновения — оказаться слишком широким для погрузки в лифт.
Наконец, что касается колес, то чаще всего именно люльки снабжаются большими проходимыми колесами. Причем пластика в конструкции вы не найдете: колеса резиновые — либо надувные, либо цельные. Дополнительным бонусом к коляске будут специальные чехлы на колеса, которые защитят от грязи пол квартиры. А к надувным колесам — еще и насос, который позволит их периодически подкачивать.
Возможны варианты
Коляски-трансформеры — это люльки, которые можно превратить в сидячие детские коляски. Они обычно меньше спальных "колыбелей на колесах", зато служат дольше — вплоть до 3-летнего возраста ребенка. Минус трансформеров — они достаточно тяжелые и габаритные, и по мобильности до прогулочных колясок не дотягивают. С ними сложно ездить в общественном транспорте — складные "прогулки-трости" гораздо удобнее. Зато обычно у трансформеров колеса большие и хорошо амортизированные. А значит, проходимость таких колясок близка к идеальной.
Еще один трансформирующийся вариант — модульные системы. На одно шасси можно установить разные блоки: спальный, прогулочный, даже автокресло как вариант для путешествующих. Можно купить весь комплект или докупать блоки по мере необходимости. У таких модульных систем обычно тоже очень продуманная ходовая часть с большими колесами, которых может быть четыре или три.
Важные детали
Отстегивающийся капюшон. Современные капюшоны и основания люлек изготавливаются из "дышащих" материалов, которые умеют поддерживать внутри оптимальную температуру и микроклимат. А капюшон, который при помощи молний трансформируется, расстегивается полностью или частично, поможет варьировать степень поступления воздуха внутрь. Если вы планируете пользоваться люлькой и холодной зимой, и весной, когда погода станет гораздо приятнее, — такой капюшон очень выручит.
Ручка. Она может быть перекидной и устанавливаться как спереди капюшона, так и позади него. Мама может возить коляску как ребенком к себе (пока он спит или если на улице сильный ветер), так и от себя — если кроха проснулся и хочет полюбоваться видами. Телескопическая ручка регулируется по длине и высоте.
Тормоза должны надежно фиксировать транспортное средство. Лучше, если управление осуществляется вручную. Важно также, чтобы коляска была снабжена стационарными "стопорами" на все колеса (или хотя бы на два из них).
Дополнительные приспособления — "фартук"-чехол на ноги, дождевик — делают прогулку комфортной в любую погоду. Меховой конверт в коляску пригодится при температуре воздуха ниже −5 градусов. Не забудьте купить дополнительно и сумку на ручку: в нее можно положить все, что может понадобиться на прогулке.