Трехлетний кроха ходил вдоль полок магазина и, показывая пальчиком на выставленные товары, бойко восклицал: "Чистота — чисто тайд!", "Забудьте о перхоти — пусть ваши волосы будут красивыми", "Данон — волшебный вкус здоровья". Малыш еще явно не мог уметь читать. Возможно, он даже не знал своего адреса, но корявые скороговорки рекламных слоганов уже накрепко засели в крохотной головке. Мне стало страшно. Я поняла, что растет поколение детей, с самого младенчества исковерканное теми, кто, не разбирая дороги, из "общества победившего социализма" повел нас стройными рядами в "общество потребления".
Безусловно, в рекламе как таковой нет ничего плохого. Нормальный инструмент рынка. И многие рекламные ролики вполне достойно выполняют свою роль: красиво показывают товар и дают о нем необходимую информацию. Более того, рекламный ролик может стать настоящим мини-шедевром киноискусства. Но в целом ситуация с рекламой на нашем телевидении абсолютно неприемлема.
Во-первых, ни в одной цивилизованной стране мира реклама не занимает столько эфирного времени. Любые передачи, в том числе и детские, бесцеремонно прерываются едва ли не каждые пять минут. И сколь бы искренне не говорили авторы детской передачи, что надо быть скромным и честным, что надо любить и уважать родителей, хорошо учиться, все их слова во время рекламной паузы утонут в пене очередного шампуня и пузырях жевательной резинки.
В девчоночьей анкете одна из подруг моей дочери, девица, в общем-то, неплохая и не глупая, на вопрос "О чем ты мечтаешь?" ответила крайне показательно: "Чтобы у меня все было". "Что — все? — спросят наивные взрослые — Ум, талант, здоровье?". Да нет же! Автомобиль "Рено", машина для этой жизни, стиральная машина "Индезит", прослужит долго …
Но даже и это было еще не самым ужасным, если бы наша телереклама навязчиво не формировала определенный и, прямо скажем, противоестественный, стиль жизни. Рекламодатели, взывая к самым низменным чувствам потребителя, твердят: "Вы заслужили эту роскошь!", "Вы этого достойны!", "Побалуйте себя!" "Пусть весь мир подождет!"… А дети доверчиво принимают эти призывы за чистую монету. И чем разительнее отличается этот аляповатый мир жвачек, губной помады и шикарных автомобилей от их родного дома, тем сильнее обида: где же все то великолепье, которое, по словам этих восхитительных красавиц и прекрасных силачей, они заслужили?
Возможно, наиболее рассудительные ребятишки и задумаются: а где же взять денег на эту прекрасную жизнь? Авторы рекламных роликов заботливо подсказывают "верный" способ: вырежьте этикетку или фантик, и вам обязательно повезет: в течение десяти лет вас будет содержать наша компания, вы выиграете кругосветное путешествие или, на худой конец, видеоприставку. И почему-то почти никогда не говорится о том, что деньги надо зарабатывать: "проза жизни" грубо нарушила бы законы жанра. Если герои рекламы (как правило, клерки таинственных офисов) и ходят на службу, то, кажется, лишь за тем, чтобы спокойно выпить вдалеке от семьи чашечку растворимого кофе или бутылку минеральной воды.
Маленький ребенок не знает условности, буквально понимая все, что видит и слышит. Герои рекламы для него — реальные персонажи, и их образ жизни, вкусы, пристрастия, манера речи становятся для него эталоном. Внимательно следя за жизнью персонажей рекламных роликов, малыш должен составить себе абсолютно превратное представление о мире взрослых. Портрет получается малоприглядный.
Наш герой много лет страдает от кариеса, перхоти, запаха изо рта, расстройства желудка. Что, впрочем, неудивительно, ведь основу его рациона составляют чипсы, супы из пакетиков, бутерброды с маргарином и пиво. Ест он крайне неаккуратно и без конца сажает на одежду пятна, которые под силу только самым дорогим стиральным порошкам. В руках или в доме этого господина вы не увидите ни одной книги, зато машины самых дорогих марок он меняет, похоже, ежегодно.
Дети в этой семье, судя по всему, заняты исключительно тем, что проливают варенье на пол, разбрасывают игрушки и пачкают одежду. Зато им даже не приходит в голову угостить маму с папой конфетой. "Милки вей — он только для детей!" — весело восклицают эти очаровательные карапузы. Милашки без конца пьют кока-колу и лопают шоколадные батончики. Поэтому их главные враги — страшные кариозные монстры.
Холеная домохозяйка, мать семейства озабочена, главным образом, приобретением новой бытовой техники, моющих средств, косметики и колготок. Семью она кормит в основном бульонными кубиками, а лечит жаропонижающими таблетками. Проблема надежности средств от пота и гигиенических прокладок заботит ее настолько, что впору задуматься о психическом здоровье этой дамы.
Кстати, о прокладках. Благодаря телерекламе, наши бедные малыши чуть не с колыбели осведомлены обо всех особенностях женского организма. Совсем недавно я видела, как две крохи лет пяти вырезали из листка бумаги прокладки для куклы Барби и со знанием дела вставляли ей в трусики. В любой традиционной культуре было строго табуировано все, что связано с телесным низом. Тем более, о подобных вещах искони запрещалось говорить при маленьких детях. Судя по всему, запреты такого рода были далеко не случайны: любой практикующий детский психиатр подтвердит, что их грубое нарушение приводит к тяжелейшим нервно-психическим расстройствам у детей.
Независимо от того, что рекламируется, добрая половина рекламных роликов содержит сексуальный подтекст: пожуйте нашу жевательную резинку — и вы станете неотразимым мужчиной, выпейте наш кофе — в постели вам не будет равных, купите колготки нашей фирмы — и все мужчины будут у ваших ног … Дети, особенно совсем маленькие, очень чувственны. Не понимая сути намеков, они улавливают их эротический дух. Возбуждение, не получая разрядки, трансформируется в агрессивность, или может, наоборот, привести к подавленности, беспричинным страхам, энурезу, заиканию.
Особо следует сказать о подростках. Они составляют значительную часть телеаудитории, причем очень активную, в силу возраста постоянно стремящуюся к новизне. Рекламодатели всеми силами стремятся понравиться тинэйджерам. Речь юных героев роликов перенасыщена подростковым сленгом: расхваливается "клевая" жвачка, "классное" молоко, "крутая" газировка. А не тянет ли вас, дорогие папы и мамы, вместе с чадом "оттянуться со вкусом" или "сникерснуть по-черному"? Ну, а молодой человек без единой мысли в глазах, зато в лихо повязанной бандане, произносит фразу и вовсе понятную лишь посвященным: "…такая маза в жизни бывает только раз" (дочь пришла на помощь, объяснила мне, бестолковой, что маза — это удача, оказывается).
Я не против подростковой культуры. Проработав несколько лет со старшеклассниками, я прекрасно знаю, что эпатаж и демонстративное отрицание эстетических и этических норм взрослого мира — естественная и безвредная болезнь роста. Но есть одно "но". Как бы ни были вызывающи и дики выходки тинэйджера, ему абсолютно необходима уверенность, что где-то рядом есть те самые "противные" взрослые, которые знают, как на самом деле надо себя вести и всегда готовы поддержать и придти на помощь. Подыгрывая вкусам подростков, авторы рекламных роликов лишают детей возможности выражать свой протест против старшего поколения безопасными способами: если взрослые допускают такое, то что же еще нужно вытворить, чтобы не быть похожим на них?
Реклама в самые драматические моменты грубо врывается в фильмы. Героиня узнает, что вся ее семья погибла в концлагере. На пике трагического напряжения сцена обрывается, — и вот уже по экрану запрыгали веселые красотки, рассказывая о преимуществах новых жевательных резинок. Что же мы потом возмущаемся, что дети эмоционально глухи, не сопереживают чужому горю?
Благодаря рекламе вообще снижаются многие этические категории. Мечта, любовь, счастье — все то, что требует огромных душевных и нравственных усилий, оказывается доступным и легко достижимым с помощью "волшебной палочки". Выстирайте белье с нашим кондиционером — и близкие будут поражены вашей любовью. Вымойте голову нашим шампунем от перхоти — и вы готовы ко встрече с мечтой. А чего стоит девчушка, радостно заверяющая, что в мальчиках ей важны и зубы, и душа! Душа и зубы оказываются равновеликими звеньями одной логической цепи. И уверяю вас, что после ежедневного многократного повторения малыш запомнит слово "душа" именно в этом контексте. Способен ли будет он потом понять великие строки Заболоцкого "Душа обязана трудиться …"?
На сегодняшний день есть только одно надежное средство спастись от рекламы: пореже включать телевизор или хотя бы иногда его выключать. Если есть хоть малейшая возможность, постарайтесь купить видеомагнитофон. Тогда вы сможете просто показывать детям мультики и фильмы на кассетах, а интересные передачи вроде "Клуба кинопутешествий" записывать, пропуская рекламные паузы.
Пройдет пара десятилетий, и наш "дикий" рынок оправится от болезненных процедур "шоковой терапии", Тогда реклама займет то место, которое она занимает в цивилизованном мире, а родители не будут сетовать на ее назойливость и агрессивность. Только … наши дети к этому времени успеют вырасти. Что ж, будем жить здесь и сейчас, стараясь, по мере сил ограждать от воздействия рекламы хрупкие души наших детей.
Очень своевременная статья. Как жаль, что тем, от кого зависит уменьшить поток дешевой телевизионной грязи, все это глубоко неинтересно. Ну как же, зритель - это баран, все, что ни скормим, сожрет, еще и спасибо скажет. Да, работают профессионалы, да, грамотно сработано. Вот только ролики все эти незаметно (это и страшно) такое ... вбивают в головенки наших детей... Можно написать тысячу статей, а "Васька слушает да ест". Увы. Хорошо, если в семье умеют критически оценить просмотренное, еще важнее донести это до ребенка. Но ведь в 99% нет!
Вот что у нас произошло вчера. Дети раскидали игрушки и нарезанные бумажки по полу. Пришла мама (то есть я) и стала, скажем так, требовать наведения порядка. Дочка моя очень не любит собирать игрушки. Так вот она встала так, руки в боки, глазищи в меня уперла и давай "насвистывать" цирковой туш из рекламы про пиво Толстяк. Он там (фокусник) приходит в вагончик, а злющая дамочка в ящике говорит: "Ты где был?". А он свистит. Нет, пива она просить не будет, ей поведение этого толстяка понравилось! Ну ладно бы просто смешно, какая деточка восприимчивая. Но ведь это модель поведения вырабатывается, и довольно отвратительная.
Вообще большинство отечественных роликов вытаскивает из зрителей самые мерзкие потаенные склонности - страсть к халяве, глупость, лень, тщательно скрываемую ничтожность, провозглашая эти качества как достоинства. "Смотри! а вот этот кретин еще глупее, чем ты!" Но... корни всего этого так глубоко, мы можем только постараться дать нашим детям здоровую альтернативу. Разбор ролика с экономической точки зрения - это, конечно, замечательно. Моя дочь благодаря этому не просит то, что рекламируется. Говорит: "Это злые дяди нас хотят надурить" :-) Опаснее другое - скрытая информация, лезущая прямо в подсознание ребенка. Лучше просто как можно реже включать телевизор. Ведь что получается, в иных семьях ТВ работает постоянно, как фон. Напоминает дикарей, которые впервые его увидели.
Ладно бы телевидение. Мы уже в парк боимся пойти. Как-то пошли с дочкой (ей 4 было) на детский праздник в городской парк (им. Якутова в Уфе). Рисунок заранее изобразили на конкурс. Сдали. Весь праздник маленьких детей бездарные клоуны заставляли скандировать : "Вижн!" (Vizion). А рисунки забрали на презентацию этого самого Визиона. Так и не вернули, хотя я специально подошла.
Да, еще о детской субкультуре. Того же Покемона достаточно посмотреть один раз, чтобы понять, что это такое. Необязательно пропитываться этим ... из серии в серию.
Я бы очень хотела прочитать материал, как помочь детям разумно относиться к рекламе и вообще входящей информации, пропуская ее, как через сито. Может быть, кто-нибудь напишет и об этом?
2001-08-06, Мери Поппинс
Кстати, вот что еще в голову пришло. Из личного опыта, так сказать. Моим политпросвещением в семье абсолютно не занимались. Напрочь. Ни со знаком плюс, ни со знаком минус. Просто игнорировали в нашей семье политику. Хотя родители работали ТАМ. Ну, стыдно сказать где :)). И вот, несмотря на то, что и телевизор был включен на программу Время и вообще, политики во всем было хоть отбавляй, взять хоть наши ведомственные военизированные пионерлагеря, где я парилась каждое лето, у меня какой-то блок - полная невосприимчивость к политическим текстам. Я будто засыпаю на время их прослушивания. До смешного доходит, когда не так давно появились "Старые песни о главном", Мария, это когда современный звезды перепели старые шлягеры, так там была одна песня, которую пели Свиридова и Лещенко сидя на фоне заставки Времени. И сначала они говорили какой-то текст. Так вот я не знаю, что они говорили! Ради интереса несколько раз пыталась вслушиваться, включиться - НЕ ПОМНЮ ни слова через минуту! Нормальный блок? Или вот еще хохма, купила мелкому приятелю фантастику Казанцева, помню, что в детстве зачитывалась. Ну, думаю, дай глазами пробегу. ЖУТЬ!!! Песня советского счастья! Там и сюжета меньше, чем пропаганды самого гуманного общества! Как же я его читала? Да наверняка так же, как жила - фильтровала и забывала или просто в упор не видела.
И мне подумалось, может быть у нас такая реакция на рекламу просто потому, что мы ее массированно получили в зрелом возрасте? Может быть наши дети еще будут на нее реагировать, потому что мы при них на нее реагируем, а следующее поколение - уже нет, потому что фон, мешает фильмы смотреть?
2000-10-05, Яся
Да, реклама сильно воздействует на неокрепшее детское мировоззрение. Мы смотрим на ее влияние на детский мир с нашей, взрослой точки зрения. А что если взглянуть на нас самих? Я поясню:
для того, чтобы не засорять подобными штампами и шаблонами мысли моего сына я не имею в доме телевизора. Большинство ВЗРОСЛЫХ, узнав об этом, с изумлением переспрашивают меня: "Как - нет телевизора?!", глядя на меня, как второклашка на сверстника, который не знает что такое ариэль. То есть не только дети сверяют по телевизору и только по нему что жевать после еды и чем мыть посуду, но и мы, взрослые, большей частью именно из "ящика" получаем свои точки зрения на слишком многое. Для того чтобы оценить силу нашей зависимости от телевизора попробуйте проедставить что останется от вашей жизни если, к примеру, на неделю выкинуть из дома телевизор.
А что касается предложения Татьяны о том чтобы "привить вашему чаду самостоятельность суждений, критический ум и научить анализировать информацию", то мне это не представляется возможным, так как ни для кого не секрет, что рекламщики при создании роликов для повышения эффективности используют технологии, воздействующие на подсознание, из области нейролингвистического программирования, принципы которого нельзя объяснить дошколенку.
И еще. Рекламируемые сладости, бессмысленные герои мультяшных сериалов и прочая теледребедень составляют основу детской субкультуры, вне которой моему сыну будет трудно построить общение со сверстниками. А это значит что рано или поздно я вынуждена буду купить телевизор и познакомить сына со всем этим базаром.
2001-06-28, Галина Сергеева
О РЕКЛАМЕ
К вопросу об эксплуатации низменных чувств. Не могу не вспомнить красочную рекламу сигарет с избражением очаровательной девицы и слоган: "Выбирай и наслаждайся". Кого, интересно.
Что касается детей, меня ужасает количество рекламы разных вкусностей, леденцов и т.д., содержащих исключительно консерванты, подсластители и ароматизаторы. А ведь дети обожают эти конфетки и т.д.
Сколько переживаний было у моих друзей, когда ребенок все лето собирал крышечки от Пепси или Колы, чтобы найти золотую! И никто не мог объяснить ребенку, что реклама - это реклама, а жизнь - это жизнь.
Стандарты, навязанные рекламой, заставляют ощутить свою неполноценность тех, ко не может приобрести роскошный автомобиль всего за ... тыс. долларов (реклама на Невском проспекте). Девочку заклевали в классе за то, что у нее нет Барби.Ребенок был переведен в другую школу.
РЕКЛАМА БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРУЕТСЯ НА МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ. Может быть, вы читали о рекламных акциях в школах. Задача рекламных акций такого рода - донести информацию о продукте через детей до родителей. Дети участвуют в конкурсах по выпечке и т.д.
В общем, о рекламе, как известно, можно долго говорить. Правда, она от этого лучше не становится.
2000-10-04, Яна
Вдумайтесь в то, что пишите: "это первая доступная информация о том что сейчас актуально и модно". Во-первых, что такое модно?!!! Во-вторых, пиво, прокладки и прочее это что, актуально? Простите, для кого?
Еще порадовало "обеспечить счастливое детство, покупая то, что рекламируют". Вы это не шутите? Вот уж поистине - рекламы насмотрелись. Для меня счастливое детство это лес, озеро, река, любимые собака и кошка. И любовь родителей, не измеряющаяся количеством и ценой покупок.
Нет, реклама не принесет непоправимый вред нормальному ребенку нормальных родителей. Если только озлобит немного(:. Вред приносят мириады бездельников, штампующих рекламу. Никто из них никогда не сделал ничего полезного. Они развращают себя и своих (а вовсе не чужих) детей прежде всего. Развращают своим примером успешного дармоеда. Они же отнимают деньги у тех, кто разрабатывает новые более качественные товары, у тех, кто их производит.
А виноваты мы. Потому, что иногда покупаем то, что рекламируется. Я давно убедилась - рядом всегда лежит такой же или лучше неразрекламированный товар. И по соотношению цена-качество он всегда будет лучше.
2003-07-05, Vika.
По-моему, абсолютно бредовая статья. Во-первых, в "цивилизованном мире" рекламы еще больше, чем в России. Во-вторых, на детских каналах куча специальной детской рекламы, гораздо более "назойливой и агрессивной" и не думаю, что даже в "цивилизованном мире" что-нибудь измениться в сторону уменьшения количества рекламы.
Более того, росийская реклама вообще гораздо более остроумная, чем, например, в Германии (количкство веселых и остроумных роликов на порядок больше).
А цитирование рекламы само по себе не так уж и плохо, если фразы граматически правильные. Когда мы приехали в Германию, я вообще по рекламе язык учила, так как в ней собраны наиболее понятные четкие фразы. Потом уже, привыкнув к речи, смогла смотреть передачи и фильмы. Дети ведь точно так же не слишком хорошо ориентируются в речи.
Я, конечно, не стороница рекламы и сама предпочла бы, чтобы ее было поменьше или вообще не было, но, по-моему, вредность для детей в статье слишком преувеличена. Очевидно, что если ребенок круглые сутки смотрит телевизор, это вредно для его развития, но это уж от родителей зависит, а не от рекламы......
2003-07-05, Ranny
Очень жаль, но нашу страну отличает то, что непрофессионалы любят лезть не в своё дело и более, того, советы давать профессиональные...
Автор статьи видимо возомнила себя Фрейдом. А зря, филолог, пусть даже с тремя детьми не психолог. По крайней мере в данном случае. Реклама не только не вредна, она полезна детям, они развиваются и для них это первая доступная информация о том что сейчас актуально и модно. А ещё она развивает память Если дети кроме рекламных текстов ничего не читают это вина родителей. Так же как любые негативные заимствования. Плохие родители не учат детей выбирать позитивную информацию. И не могут обеспечить им счастливое детство покупая то что рекламируют. Те кто работает обладают средствами на это. Так что посмотрите на себя со стороны и себя оцените а не рассуждайте о том, в чём не разбираетесь.
Дударева Алина. Кандидат психологических и педагогических наук. Кстати тема диссертации влияние рекламы на детей и подростков
2003-07-05, Алина
Всего 41 отзыв Прочитать все отзывы.