Если родители сталкиваются с диагнозом РАС, чувство растерянности и непонимания что делать, есть абсолютно у всех. Почему аутизм сегодня не приговор и как помочь малышу с особенностями развития адаптироваться к жизни и коммуницировать с окружающими? Рассказывает клинический психолог, основатель сети специализированных логопедических центров "Детская академия речи" (ДАР) Анастасия Краминова.
Аутизм считается тяжелым комплексным нарушением психического развития. Все родители испытывают страх и задаются вопросом, кто сможет помочь ребенку и к кому обращаться. Данное нарушение проявляется в достаточно низкой способности к общению, дезадаптации в жизни, наличием разных стереотипий (например, повторяющихся движений или определенных действий). Присутствуют крики, негативизм, агрессивное поведение, самоповреждение и т.д. Поэтому профессиональная коррекционная помощь обязательна для детей-аутистов. И важно среди разнообразия инновационных центров, предлагающих чуть ли не мгновенный результат, выбрать правильный путь.
Основная цель профессиональной коррекционной работы – достичь максимального уровня свободной и независимой от близких людей жизни. Аутизм полностью вылечить нельзя, но комплексная коррекционная работа, сочетающая препараты, назначенные детским психиатром и\или детский неврологом, а также аппаратные методы лечения, позволят обучиться эффективному взаимодействию с людьми и социально значимым для каждого человека навыкам.
Для эффективной работы обязательны такие направления, как развитие понимания речи, работа над запуском речи, сенсорная интеграция, развитие когнитивных способностей, формирование необходимых бытовых навыков, коррекция нежелательного поведения. Важно понимать, что не существует единых подходов или волшебной таблетки в коррекции аутизма. В профессиональных центрах, логопедических садах они формируются индивидуально с учетом:
- преобладания тех или иных нарушений: эмоциональных, интеллектуальных, коммуникативных;
- возраста ребенка к началу работы со специалистами. Например, специалисты нередко сталкиваются примерно с такой ситуацией. Биологический возраст малыша 5 лет, но его речевое развитие соответствует 1 году, зрительное – 4-м годам, моторное – 3-летнему возрасту, а аффективное развитие 2-3 месяцам;
- социальной составляющей. Развитие ребенка происходит не только в работе со специалистами, но и в семье. Подбирая те или иные методики коррекции и лечения, учитываются возможности адаптации малыша вне стен детского сада или коррекционного центра. Вот почему большую роль играет позиция родителей, их готовность включиться в коррекционный процесс. К примеру, дома важно создавать необходимую для ребенка-аутиста рутину – ритуалы, режим дня, план действий во время игры или обеда, обеспечивать сенсорную разгрузку и корректное поощрение.
Эффективные направления коррекции
Самыми эффективными направлениями в работе считаются:
1. Занятия с логопедом-дефектологом. Коррекционная работа ориентирована на ведущий вид деятельности ребенка – игру. Кроме речевых навыков, происходит развитие всех психических процессов и детских функций – эмоций, мотивации, движения, тактильных ощущений, восприятия и т.д.
2. Занятия с нейропсихологом. После выявления индивидуальных особенностей корректируются важные психические процессы – память, внимание, мышление, моторика, речь.
3. Физиопроцедуры. Они необходимы, чтобы улучшить способности головного мозга понимать и обрабатывать информацию, которую малыш воспринимает на слух или получает от органов чувств. Эффективность показывают инновационные методы - Томатис, мозжечковая стимуляция Balametrics и другие физиопроцедуры.
5. Домашние занятия. Полученные результаты, благодаря коррекционным специалистам, очень важно сохранять. Дома необходимо выполнять задания, разработанные конкретно для малыша.
! Только при таком подходе можно ждать положительной динамики. Рассчитывать на то, что ребенок будет принимать какие-то препараты, и заниматься раз в неделю с логопедом или с группой в детском саду бессмысленно.
Выбор коррекционного детского сада
Определенный старт для ребенка дает коррекционный садик.
При выборе дошкольного учреждения родителям детей с РАС нужно обратить внимание на:
- профессиональных специалистов. В команде кроме педагогического состава должны быть логопеды-дефектологи, неврологи, а также тьютор – один из главных помощников малыша. Наличие такого специалиста – большой плюс, так как дети-аутята при поступлении в детский сад испытывают сложности в общении, обучении и т.д.
- развивающее и помогающее пространство. Дети с РАС, как правило, не ориентируются во времени, сложно определяют последовательность действий. Пространственно-развивающая среда подразумевает визуальные и информационные подсказки, очень важные для ребенка;
- психоневрологическое сопровождение. Это нужно, чтобы контролировать состояние, своевременно реагировать на изменения, повышать результативность. Если есть услуги медицинского и логопедического массажа – это дополнительное преимущество и удобство, так как родителям не нужно возить ребенка в разные учреждения;
- чуткий подход к деткам, избирательным в еде. Когда в саду есть возможность организации питания с учетом пищевой избирательности – это преимущество.
! Возраст ребенка очень важен при запуске и формировании речи. Специалисты говорят, что до 5 лет лабильность детской психики позволяет достаточно быстро и эффективно продвигаться в любых направлениях. Если ребенок с РАС с простыми существительными или слогами впервые попадает в коррекционный центр в 6 лет или позже, шансы резко снижаются.