Все организовалось как-то неожиданно. Даже для меня самой. Мы, конечно, планировали детский праздник, знали, что будут гости, заранее пригласили друзей. Я шерстила Инет в поисках каких-то задумок, читала о том, как проходили подобные праздники в других семьях, в общем, копила и перерабатывала информацию.
И вдруг дней за 10 до праздника моя мама (родители-пенсионеры подрабатывают в нашем городском кукольном театре) сообщает: "Знаешь, а сегодня звонили к нам в театр, спрашивали, нельзя ли пригласить кого-то из актеров на детский праздник. Может, вам тоже пригласить к Мише кого-нибудь?"
Поначалу я как-то не восприняла эту мысль, пообещала подумать, продолжала заниматься подготовкой, но червячок был заложен. Мне с каждым днем все больше и больше нравилась эта мысль - хотя бы потому, что это будет неожиданно для ребенка и нестандартно для нас. А сюрпризы в день рождения - что может быть лучше? В общем, созвонились мы с дядечкой, обговорили все детали - от возраста детей и их предпочтений до маленьких призов, согласились, что часа будет достаточно и что от меня, в общем-то, ничего не требуется - антураж, идеи, сценарий - все есть, мне останется только расслабиться и получить удовольствие.... :)
В день праздника была, как всегда, суматоха. Подготовка, угощения, скатерти-посуда, еще не забыть обычные дела типа прогулки с Мишкой - заодно мы закупили гелиевые шарики (они так удачно потом висели под потолком, с них свешивались блестящие ниточки, украшение что надо!), потом именинник вырезал разнообразнейшие фигурки из цветной бумаги и разбрасывал все это по полу - "я украшаю комнату". И вот первый звонок! Гости пришли!!
Всего было трое детей - именинник Мишка 4 года, Лиза 4 года и Сережа 5 лет (хотя говорят, что гостей должно быть "число лет плюс один", но еще пара детишек - брат и сестра - приболели). И, соответственно, три пары родителей :).
Мы не стали устанавливать большой стол, я вынесла только фрукты, выпечку и компот (в результате комната была свободна для игр и конкурсов), а на кухне был накрыт небольшой праздничный стол для желающих перекусить поплотнее.
И вот - гости встречены, подарки уже получены и изучаются сидящими на полу детьми, мамы-папы делятся последними новостями и тут...
В дверях появляется кто-то, в кедах... в кепке... в ярком костюме... с огромным носом... с огромным мешком в заплатках и огромным надутым розовым шаром. "Здравствуйте, Мария Ивановна тут проживает?". Обалдевшие дети смотрят на гостя молча. Он продолжает: "Меня позвали на день рождения к Марии Ивановне, ей сегодня 75 лет, где именинница?". Никакого ответа, но дети начинают шевелиться, интерес перевешивает боязнь перед странным незнакомцем. "О-о, да у вас тут тоже красиво как! У вас тоже праздник? А какой?". Мишка, осмелев, произносит: "У меня день рождения, мне сегодня 4 года".
И эта фраза стала началом контакта, клоун увлек детей и их родителей, начались игры, соревнования, забавы, шутки. Ребята забыли про мам и пап, они радовались сами, давали нам, взрослым, повод оценить их, увидеть как бы со стороны, вызывали законное чувство гордости - своими знаниями, умениями, поведением. Но для них это был просто праздник, сменяющие друг друга игры, замечательный вечер. А, впрочем, это был и праздник для родителей, ведь мы тоже принимали участие в конкурсах.
Итак, вот что было у нас...
- Знакомство - клоун спрашивал каждого ребенка, как его зовут и сколько ему лет. И между делом задавались загадки по этой теме (например "чтобы его узнать, надо его назвать" - с подсказки одного из пап догадались, что это "имя").
- Познакомившись, встаем в большой круг, мамы-папы-дети-клоун, Мишка-именинник в центре, поем "Каравай" (при этом все смеемся, как давно это было у нас, уже 30-тилетних родителей), Мишка, довольный-довольный, стоит в центре, улыбается и поет со всеми вместе. Потом 4 раза - по числу лет - хлопаем в ладоши, потом 4 раза топаем ногами (папы халявничают, жалеют соседей снизу :)), потом громко-громко кричим "Поздравляем!"
- Игра - клоун принес огромный мячик, мы передаем его по кругу друг другу и тот, у кого окажется мячик в момент, когда клоун скомандует "Стоп!" (как вариант можно останавливать музыку в какой-то из моментов), должен высказать свои пожелания имениннику. Трогательно звучат слова маленького Сережи ("Будь хорошим!", на что Мишка реагирует моментально: "Я и так хороший!", а Сережка продолжает "и слушайся маму и папу и больше никого"), мяч опять бежит по кругу, на этот раз пожелания высказывает Дима - папа Сережи - "будь таким же умным, спокойным и надежным, как твой папа" и снова играет музыка, мяч бежит дальше...
- Дети на полу, перед ними белый лист, рисуем коллективный портрет именинника. Предложено нарисовать именно портрет, поэтому стремления нарисовать шею (Лиза) или пузо (Миша) отклоняются. Так и создают шедевр - кто-то рисует голову, кто-то глазки, кто-то реснички... Полученный портрет - его мы обязательно сохраним! - отдается взрослым с просьбой на оборотной стороне написать добрые слова виновнику торжества.
- Игра "защитим именинника". В доме нашлось несколько больших мягких игрушек - большая собака, белый медведь и мартышка. Дети на полу, клоун с ними рядом, звери вокруг. Звери хотят напасть на именинника, но гости могут защитить его, рассказывая по очереди стихи-песенки, если не будут останавливаться. Как только гости замолкают, звери приближаются, окружают именинника, как только слышат стишок - отступают. Эта игра вызвала неоднозначную реакцию. Сначала все шло хорошо, но когда внезапно закончились запасы стихов в голове, и звери подошли слишком близко, на Мишкином лице была недовольная гримаса и слезки уже были в глазах, но тут выручили мамы, подсказали еще несколько строк и звери убежали!! Игра была тут же закончена и снова улыбки на детских лицах. Это нам урок на будущее - останавливаться и прекращать игру вовремя :).
- Игра на ловкость пальчиков... дети встают в шеренгу, перед каждым на расстоянии метра кладется по два банта. И один сладкий приз впереди в центре. Банты завязаны узлами, по 4-5 узлов на каждом, но не крепко, и требуется навык мелкой моторики и сообразительность, чтобы развязать все узлы на двух бантах и первым добраться до приза. Дети начали старательно делать, пыхтят, оглядываются на мам, но борьба должна быть честной!! Мамы могут только подсказывать словами и напоминать "не затягивай!" Не сразу, но все-таки все узелки были побеждены! Ура! Детишки показывают клоуну свои гладкие ленточки, и все получают по призу.
- Время загадок. Я заготовила несколько, у клоуна были свои, похожие, но я их не запомнила :), поэтому в качестве примера привожу то, что было запасено у меня.
Скачет по болоту
Зелёная квакушка.
Зелёненькие ножки,
Зовут её ... (лягушка)
Лапу кто зимой сосёт?
А ещё он любит мёд.
Может громко зареветь,
Как зовут его? ... (медведь)
Пи, пи, пи - она сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это маленькая ... (мышка)
У этой малышки
Твёрдая рубашка.
Знаю я из книжки,
Это - ... (черепашка)
На диванчике лежит,
Только "мяу" говорит.
Молочко пьёт в миске,
Знаю, это - ... (киска)
Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ... (волк)
Эти загадки оказались легкими для наших детей, рифма помогала догадаться об ответе, а вот вторая серия была посложнее - там рифма подсказывала неправильный ответ!
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает ... (ждется корова, на самом деле обезьяна)
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду ... жираф. (Волк)
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый ... волк. (Медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать ... муравей. (Свинья)
В теплой лужице своей
Громко квакал ... Бармалей. (Лягушонок)
Кто не дружит с ярким светом,
Под землей зимой и летом?
Носом он изрыл весь склон.
Это просто серый ... слон. (Крот)
Кто в лесу дрожит под елкой,
Чтоб не встретиться с двустволкой?
Скачет полем, осмелев.
Этот зверь зовется ... лев. (Заяц)
Но и с этими загадками, поняв, в чем суть, и уже не поддаваясь на провокации рифмы, дети справились! Ответы они выкрикивали громко, азартно, им явно нравилось это дело! - Эстафета. Поработав головой, хорошо бы и размяться! Выстраиваемся в две команды, вперемежку - мамы-папы-дети, кто куда хочет - каждой команде дается лопаточка, возле окошка рассыпаются "блины". Каждый участник бежит к окну, кладет блин на лопаточку, несет к своей команде, скидывает блин, передает лопаточку и следующий участник делает то же самое. Когда все блины в общей куче у окна закончатся, считаем блины в командных кучках и определяем команду-чемпиона. Думаю, у каждого в доме найдется что-то подобное, да и не обязательно делать лопаточки с блинами. Можно хоть детали от конструктора использовать, хоть кубики. Главное - перенести оттуда сюда и сделать это быстрее соперников. Итак, старт! Под ритмичную музыка и поддержку всей команды каждый старается сделать все быстро, не потерять блин и передать лопаточку. Азартно было всем! Даже мне, с моим 7-месячным пузиком. Я так же активно бегала с лопаточкой, и было это совершенно как в детских "Веселых стартах", и ерунда, что было это много-много лет назад. Сейчас мы все были увлеченными игрой детьми.
А потом пришло время удивляться клоуну. Он решил посчитать блины в каждой кучке и спрашивает ребят: "Поможете?" "Да!" - звонко ответили они, и началось!
"Раз, два, три..." - каждый блин клоун вскидывал над головой, после восьми и девяти он был удивлен, а когда наши спокойно, как ни в чем не бывало, так же громко и уверенно хором считали "...десять, одиннадцать, двенадцать..." Он посмотрел на нас, родителей с легким испугом: "Они до сколько умеют считать?" Что ж поделать, современные дети осваивают все науки раньше, ритм жизни нашей такой.
В общем, наша команда набрал 14 блинов, соперники - 16 и они победили, но мы нисколько не расстроились, потому что впереди нас ждал еще один сюрприз. - Медвежонок. Клоун наш был артистом кукольного театра и, конечно же, к нам непременно должна была прийти кукла. Она и пришла. Вернее, это был он - симпатичный медвежонок (кстати, приличных размеров, около метра в высоту), который разговаривал с ребятами и играл с ними в "пчелку".
По двум нашим комнатам были разбросаны цветы (это был театральный реквизит, но можно найти и искусственные или сделать из бумаги), каждый ребенок был пчелкой - на жесткую проволочку с ручкой была надета пчелка-игрушка (можно сделать самому из кусочков ткани и набить чем-то). Длина проволочки около метра, так что дети, сидя на диване, могли пожужжать и ужалить мам, сидящих на соседнем диване:-), чем они собственно и занялись в первую же секунду. :) А потом было задание - собрать мед для медвежонка, для этого надо было облететь все цветы и собрать как можно больше меда (цветок принести с собой). Было несколько вылетов, каждый отличился, приносил по целому букету цветов, медвежонок был очень доволен, всех гладил мягкой лапой по лицу и целовал в щечку.
Несмотря на то, что дети явно видели клоуна-кукловода, они все равно считали медвежонка чем-то отдельным. Это был живой гость на их празднике, с ним можно было разговаривать, с ним поначалу они так же знакомились и объясняли, что тут происходит. Это было так нежно и так заботливо - дети и маленький пушистый зверек. Но он вскоре попрощался и ушел к своим родителям в лес. - Снежки. А у нас новая командная игра - встаем вдоль двух стен, на пол высыпаются "снежки" (обернутые белой марлей кусочки поролона диаметром 7-8 см - совершенно безопасно для детских голов и хрупких вещей в квартире). Надо закидать команду соперников снежками, в конце игры (длилась она минуты 2-3, под задорную музыку) считаем, сколько снежков на стороне каждой из команд. И опять дети увлечены, взрослые так же активно участвуют, смех, крики, эмоции, поддержка друг друга.
По окончании считаем, у кого сколько, победители опять получают сладкие призы.
Но всему самому приятному приходит конец. Дети устали, это видно по ним, пришло время прощаться с клоуном, ведь впереди было еще одно чудо - свечки на тортике.
Поэтому клоун складывает свои вещи в большой мешок, еще раз поздравляет Мишку, ребята снова кричат "с днем рождения!", а Михин получает тот самый огромный шар в подарок. Клоун дарит его со словами "Пусть все у тебя сложится хорошо, малыш! И пока этот шарик с тобой, все твои мечты сбудутся! Удачи тебе!".
Миша стоит, примолкнув, потом кидается к маленькому столику с фруктами, берет там киви и несет клоуну "спасибо, угощайтесь вот!". Это было так по-детски непосредственно! "о-о, мои любимые киви!" - улыбается клоун. А я подумала, что Мишка сейчас очень расстроится, что его гость уйдет. Но идея прощания оказалось простой, но меня она очень удивила своей обыденностью и в то же время неожиданностью. "Ребята, я все-таки пойду поищу Марию Ивановну, а вы давайте бегите мыть руки и садитесь за стол, ладно? До свидания!".
Вся ватага понеслась в ванную и, вернувшись оттуда, завалили вопросами "А еще раз придешь? А ко мне? А в следующем году придешь? А когда мне будет 6 лет, придешь?". Добрый клоун улыбался - конечно же, он придет!
Дети побежали устраиваться за столом (полтора часа таких активных игр требовали заправки), я закрыла дверь за нашим гостем (переодевшись, он стал обычным человеком, каких много среди нас) и вдруг подумалось мне - этот вечер дети провели с добрым волшебником. Да, я оплачивала его услуги, да, это его работа. Но он был настолько душевно близок с детьми, настолько искренне все делал, настолько увлеченно, что я забывала о том, что это "нанятый мной для проведения праздника человек". Он был реально нашим гостем. Это было так приятно - знать, что к нам приходил не ремесленник, знающий свою работу, а мастер, вкладывающий в дело свою душу. Хочется сказать ему большущее спасибо и все-таки хочется верить, что мы еще встретимся.
А потом был торт, четыре свечки, чаепитие и просто свободные игры детей.
А через 3 дня после праздника Мишка совершенно неожиданно спросил: "Мам, а я так и не понял, если клоун шел к Марии Ивановне, как он в нашу квартиру попал? Кто ему дверь открыл? Или он как дед Мороз - через форточку?".
Да, сын. Именно так. Ты еще веришь в сказки, и твое детство заставляет верить в эти волшебства и меня...