Противостояние добра и зла - вечная тема, не оставляющая равнодушными ни взрослых, ни детей. Иногда совместные размышления приводят к самым неожиданным открытиям...
Так или иначе, тема добра и зла пронизывает все произведения детской литературы, сюжеты народных сказок, мультфильмов. Казалось бы, эти понятия входят в жизнь малыша с самого раннего возраста и не нуждаются в особом определении. Между тем каждый родитель легко вспомнит пример из своей практики, когда возникала необходимость основательного разъяснения столь сложной темы. Причем обычно такие вопросы возникают неожиданно и требуют немедленного ответа, ведь проблему нужно решать "по горячим следам". Иначе ребенку тяжело будет связать следствие с причиной, и воспитательные усилия могут оказаться, по меньшей мере, напрасны. Для такого случая удачное решение - созданная заранее, простая и понятная ребенку некая универсальная философская модель этого явления. Четкая, ясная, с желаемой моралью, логичными причинно-следственными связями. Последнее особенно актуально для возраста "почемучек". Ведь в три-четыре года у ребенка еще не сформирована способность к "внеситуативно-личностному" общению, и разговоры-рассуждения на отвлеченные темы морали кажутся бесполезными. А пресловутый "кризис трехлеток" мешает ребенку просто подчиняться правилам и безусловно принимать родительские установки. В общем, ситуация сродни революционной - когда "верхи" не могут, а "низы" не хотят. Зато "познавательное" общение со взрослым выходит на первый план. Так может, ему и поручить спасительную миссию в этот возрастной период?
Итак, со своим ребенком я выстроила следующую модель. Карабас-Барабас - это "полюс зла". Подобно тому, как он заставлял кукол своего театра играть недобрые, глупые спектакли, так и людей (детей) он заставляет иногда делать зло. Чем больше они слушаются Карабаса, тем сильнее он становится. Противоположный полюс возник по инициативе ребенка, причем, судя по всему, приснился. Назвал его он тоже сам - Хороший Волшебник (влияние сказочной мифологии налицо). Соответственно, чем больше добрых дел делают дети, тем сильнее этот персонаж. Так и меряются силами оплоты добра и зла. И каждый ребенок непременно участвует в этой борьбе. Все дети, будучи однозначно добрыми по своей природе, могут совершать поступки добрые и злые. Только добро они творят по собственной воле, помогая при этом другу Волшебнику. А вот зло их заставляет делать Карабас-Барабас. Следовательно, чтобы избежать плохих поступков, нужно сопротивляться злому началу, не слушаться его. Но это касается только злой воли Карабаса, бороться с которой помогает Волшебник. Только он способен победить Карабаса в силу своего волшебного определения.
Отмечу, что все нюансы легенды прорабатывались по ходу обсуждения с ребенком - в ответ на его многочисленные вопросы. А энтузиазма было много, поскольку благодаря участию знакомых сказочных персонажей ребенок воспринял нашу беседу как игру. Кроме того, у ребенка возникла весьма заманчивая возможность - не слушаться сильного взрослого (Карабаса-Барабаса) и всячески сопротивляться его воле. Как бы то ни было - результат вдохновил.
Неизвестно, насколько само внутреннее осознание повлияло на поведение, но для внешнего воздействия достаточно стало легкого напоминания, вроде: "Ну что, послушался Карабаса?". Иногда сын сам вспоминает и вслух оценивает свои противоречивые чувства. Причем удивительно метко: "Вот я сейчас совершил добрый поступок, но борьба все равно идет". Но вот что поразило меня однажды больше всего: когда товарищ - сверстник моего сына проявил агрессию, сын сказал: "Это просто Карабас к тебе пришел. Давай его прогоним!"
Трудно себе представить более гуманное отношение к обидчику, чем предложение вместе бороться со Злом! И оно может здорово помочь в решении детских конфликтов и налаживании дружеских отношений.
Надо сказать, что вопрос защиты от прямой агрессии остался у нас открытым. Когда она оправданна и почему? И как определить рамки дозволенного? Вот тут, признаться, теряюсь. Может быть, предоставить возможность самому человеку создавать свои собственные правила по мере накопления жизненного опыта? Или в сотрудничестве с родителями на первых порах? Мне кажется наиболее разумным последний вариант. Разумеется, при условии истинного сотрудничества, а не навязывания готовых решений по каждому поводу.
Столь простая на первый взгляд модель имеет явные воспитательные преимущества. Прекрасно развивается воля ребенка, поскольку всегда есть отчетливые и понятные стимулы к действию (помощь Волшебнику или сопротивление Карабасу, как в нашем примере). Делая выбор и принимая самостоятельное решение, ребенок приучается задумываться о своих чувствах. Пусть для начала даже после самого действия. Но так он пытается осознать это самое действие, его мотивы. Это обязательно поможет ему на пути к произвольности поведения, что психологи считают очень значимой задачей дошкольного возраста. Важно, пожалуй, и простое осознание себя, своих желаний и стремлений, пробуждение интереса к миру других людей, его устройству и своему месту в нем.
Думаю, что подобная философская модель, созданная родителями для собственного ребенка, с учетом особенностей его характера и интересов, уровня понимания, может стать важной чертой в картине мира для малыша. И кто знает, может, кого-то именно это начало приведет в итоге к глубокому пониманию религии и истинной вере? К вопросам чести, морали, совести? К глубокому, вдумчивому отношению к жизни и пониманию других людей?