Малыш появился на свет. Наконец-то можно разглядеть, погладить, поцеловать и прижать к груди удивительное крошечное существо — сына или дочку. В дверь стучатся незнакомые заботы и хлопоты, которые приготовило материнство, а вместе с ними приходят и первые родительские страхи. Молодые мамы частенько впадают в панику из-за того, что у их малыша испортился стул, вскочил прыщик, немного повысилась температура или появился бронзовый оттенок на лице. От чего же надо беречь новорожденного? Что является для него нормой, а что нет?
Предлагаем разобраться в этом с помощью наших авторов. Вас ждет своеобразный урок анатомии, а также описание внешнего вида новорожденного.
Урок первый. Дышите, не дышите
Вы уже, наверное, заметили, что во время бодрствования малыш дышит так, как будто он пробежал добрый десяток метров. И действительно, младенцы дышат намного чаще взрослых. Частота дыхательных движений новорожденного достигает 50-60 в минуту, тогда как у взрослых эта величина обычно составляет 12-15. Добавлю, что часто дышать малышам просто необходимо, так как при этом обеспечивается высокий уровень легочной вентиляции. А вот с глубиной дыхания дело обстоит иначе. За один дыхательный цикл малыш вдыхает в среднем 30 мл воздуха, взрослый же — около 500 мл!
К моменту рождения ребенка формирование дыхательных механизмов еще не завершено, поэтому частота, глубина и ритм дыхания могут изменяться. Первый месяц состояние сердца и легких малыша будет с особой тщательностью контролировать участковый педиатр, который навестит вас сразу после возвращения из роддома.
Урок второй. А вместо сердца — пламенный мотор
Это сравнение вполне уместно — частота сердечных сокращений у малыша достигает 140 ударов в минуту и это в два раза больше показателя взрослых (около 70). К такой интенсивной работе сердце подталкивает круговорот большого объема крови. Только представьте, у новорожденных количество крови составляет 14% всей массы тела! Правда, уже к концу первого года оно снижается до 10,9%.
Урок третий. Пересчитаем косточки
Костный скелет малыша имеет множество особенностей. Его череп по форме резко отличается от черепа взрослого человека: очень большая черепная часть и малая лицевая. Кости черепа новорожденного еще не срослись, между ними находятся места, покрытые перепончатой соединительной тканью. Это хорошо знакомые всем роднички. Малый родничок зарастает к 2-3 месяцам, а большой к 12-15 месяцам. Роднички малыша нужно беречь от возможных травм и периодически справляться об их состоянии у педиатра или невролога.
Из-за слабо развитой мускулатуры малыш не может долго удерживать свою крупную голову в вертикальном положении. "Держать нос кверху" он будет учиться ближайшие пару месяцев.
В первые недели жизни тонус мышц-сгибателей намного превышает тонус мышц-разгибателей, что приводит к формированию специфической позы новорожденного. Наибольшую работу производят мышцы челюстей и щек, благодаря работе которых малыш может полакомиться бесценным молозивом, а затем и молочком мамы.
Урок четвертый. Все дело в молоке
В первые дни жизни новорожденный питается молозивом, которое по своему составу существенно отличается от материнского молока. Витамины, гормоны, антитела, а также наполненные жиром клетки крови — лимфоциты, попадая в организм малыша, повышают иммунитет и обеспечивают сопротивляемость организма к внешним воздействиям. В период молозивного вскармливания желудок младенца малоподвижен и отличается малыми размерами.
Появившееся материнское молоко помогает организму ребенка выработать собственные пищеварительные ферменты, вследствие чего размеры желудка начинают увеличиваться, повышаются его секреторная активность и подвижность.
Урок пятый. Дела большие и маленькие
Не стоит пугаться, если стул у новорожденного слишком частый, черного или темно-зеленого цвета. Это так называемый меконий, иначе говоря, первородный кал. Выделение мекония в первые два дня жизни может происходить до семи раз в сутки. В дальнейшем стул малыша будет представлять собой переваренное молоко (желтая однородная слизистая масса). Происходить он будет от одного до семи раз в сутки, скорее всего, во время кормления или сразу после. Небольших белых вкраплений бояться не стоит, а вот зеленоватая окраска и наличие пены должны насторожить. В этом случае обязательна консультация врача.
Что касается мочеиспускания, то после прихода молока у матери малыш может писаться до двадцати раз в сутки. Обычно моча младенца — это жидкость без цвета и без запаха. Однако при физиологической желтухе (см. далее) она может иметь желтый оттенок.
Урок шестой. Игра гормонов
Большинство желез внутренней секреции начинают функционировать еще до рождения, и первым серьезным испытанием для них становится момент родов. Первый крик ребенка — это не только долгожданный момент для мамы. Он является следствием сложнейших нервных, метаболических и, наконец, гормональных воздействий. Появившемуся на свет человеку необходимо как можно быстрее адаптироваться к новым условиям, и в этом ему помогают гормоны "срочной адаптации" — адреналин и норадреналин. Очень высокая их концентрация отмечается в пуповинной крови. В первые часы после рождения быстро нарастает активность щитовидной железы, гормоны которой стимулируют обменные процессы.
Урок седьмой. Защита и защитники
За время внутриутробной жизни малыш получает от матери значительное количество гаммаглобулинов, которые успешно проходят через плацентарный барьер. Такой защиты ребенку оказывается вполне достаточно для первоначального столкновения с микрофлорой окружающей среды. К тому же у новорожденного отмечается так называемый физиологический лейкоцитоз, когда количество лейкоцитов (клеток, защищающих организм от проникших внутрь болезнетворных бактерий и ядовитых веществ) в крови примерно в два раза выше, чем у взрослых. Тем не менее организм новорожденного еще не в силах вырабатывать защитные вещества самостоятельно и должен получать их извне — с материнским молозивом, а впоследствии — молоком. Содержащиеся там иммунореактивные вещества помогут организму младенца адаптироваться к окружающей микрофлоре и победить все микробы.
Урок восьмой. Это он может
К моменту рождения ребенка наиболее зрелыми являются спинной мозг и стволовые структуры головного мозга, обеспечивающие жизненно важные функции и необходимые приспособительные рефлексы: пищевые (сосание), защитные (мигание, зажмуривание) и другие. В период новорожденности у малышей можно наблюдать следующие физиологические рефлексы, свойственные также и детенышам животных.
Сосательный рефлекс. Если прикоснуться к губам и языку новорожденного или поместить указательный палец ему в рот, младенец начнет совершать ритмические сосательные движения.
Рефлекс Бабкина. При надавливании на ладонь новорожденный открывает ротик.
Хватательный рефлекс. В ответ на штриховое раздражение ладони новорожденного происходит сгибание пальцев и захватывание предмета. Этот рефлекс у малышей настолько силен, что они могут удерживать собственный вес!
Хоботковый рефлекс. В ответ на постукивание пальцем по верхней губе происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного: губы складываются в своеобразный "хоботок".
Рефлекс опоры. Вертикально поднятый новорожденный разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола.
Рефлекс автоматической походки. При легком наклоне тела вперед и опоре на стопы новорожденный начинает шагать.
Защитный рефлекс. Новорожденный, уложенный на живот, сейчас же поворачивает голову и пытается ее поднять.
Рефлекс Бабинского. При раздражении подошвы малыш отводит большой палец.
Нижний хватательный рефлекс. При надавливании на переднюю часть подошвы новорожденного возникает тоническое сгибание пальцев ног.
В течение первых месяцев жизни почти все физиологические безусловные рефлексы угасают. Они необходимы новорожденному в связи с незрелостью коры полушарий и по мере совершенствования последней заменяются другими — приобретенными рефлексами.
Незрелость коры больших полушарий определяет тот факт, что в режиме малыша преобладает сон, а периоды бодрствования лишь кратковременны и вызваны необходимостью, удовлетворить биологические потребности или внешним, а чаще — внутренним дискомфортом. В ЭЭГ новорожденных в основном преобладают группы медленных волн, характерных для сна и отражающих активность глубинных структур мозга.
Важной для развития восприятия является рано сформированная чувствительность зрительной системы новорожденного к движущимся объектам. С первых дней жизни у младенцев отмечаются горизонтальные следящие движения. В основном у новорожденных они асинхронны, и лишь иногда наблюдается содружественное движение глаз. Однако уже через месяц вы заметите, что взгляд малыша стал более осмысленным, а его фиксация — стабильной.
Урок девятый. Общение уже началось
На основе включения зрительного канала начинают строиться и коммуникативные отношения. С первых часов и дней жизни устанавливается контакт "глаза в глаза". Лицо мамы малыш распознает гораздо лучше, чем другие "неживые" предметы. Этому способствует целый комплекс разносторонней информации: звуковой (голос), тактильной (телесный контакт, руки мамы), обонятельной (запах). Кроме того, в лице сочетается множество эффективных возбудителей внимания — это мимика, упорядоченность черт и движений (обычно мать склоняется над ребенком или поднимает его к себе).
На коммуникацию направлен и вокализированный компонент поведения новорожденного. Первой экспрессивной звуковой реакцией — криком — малыш информирует мать о своем состоянии, требуя покормить, поменять пеленки или просто уделить внимание.