Основные проблемы мотивации у подростков связаны с тем, что подростки уже не дети!
Основная задача и основная мотивация у ребенка — быть хорошим для своего взрослого, быть со своим взрослым в контакте. У подростков мотивация иная. Какая? Разбираемся вместе с экспертами Uteens, платформы по профориентации подростков в креативных индустриях.
Подростковая триада: автономия, мастерство, смысл
Самая основная и первая мотивация у подростков — это автономия.
Подростки хотят сами выбирать себе дело и сами добиваться цели и успеха. Когда у них нет такой возможности, когда все, что им предлагают, не их личная цель и не выбранная ими самими деятельность, когда им это неинтересно и не хочется в ней преуспевать, они эту деятельность саботируют.
Второе, что мотивирует подростка — это мастерство. Подросток хочет добиваться успеха в том, что он выбрал, и ощущать, что у него все получается. Это невероятно важно для подростка.
Третье, взаимосвязанное с первыми двумя, — подросток должен видеть смысл в деле, которым он занят. Если он выбрал себе занятие, прогрессирует в нем, но это занятие не имеет цели для него самого, подросток его бросает. Ему важно знать, зачем он что-то делает, почему он это делает, — дело либо должно ему нравиться, либо каким-то другим образом вызывать у него удовлетворение, либо приносить заметный стойкий результат, важный для самого подростка. Смыслом деятельности вполне может быть ощущение подростком своей принадлежности к группе или своей самостоятельности!
Задачи возраста — поиск ответа на вопросы "кто я" и "какой я", сепарация от родителей.
Для подростков характерны реакции группирования ("найти своих"), обособления ("быть не таким как все"), низвержения авторитетов ("родители ничего не понимают") и знаменитый юношеский максимализм ("либо чёрное, либо белое, без полутонов").
Ведущая деятельность в подростковом возрасте — интимно-личностное (доверительное) общение со сверстниками, подросток очень сильно ориентирован на свою компанию, мнение значимой для него группы становится важнее мнений взрослых.
Что мы видим у подростков, лишенных мотивации?
То, что ни одной их этих трех составляющих (собственный выбор, смысл, успех) нет в их жизни. Все то, что от них требуют взрослые, они не сами себе выбрали, они не могут в этом достичь какого бы то ни было успеха и они не видят в этом никакого личного смысла.
И это проблема современной жизни, — очень многие подростки под завязку заняты предложенной кем-то другим деятельностью (школа, уборка, а иногда и уход за собой), и это очень сильно снижает их мотивацию. Подростки теряют желание жить активной жизнью, а родители переживают, что "он ничего не хочет".
Если ваш умный, способный подросток вдруг забросил учебу, может быть, причина в этом, — он уже не испытывает потребности быть хорошим для вас, потому что вырос, а сама по себе школа ему не интересна и он не видит смысла в том, что школа от него требует?
Внешнее подкрепление и среда
Часто родители отмечают, что у подростков вроде есть мотивация, но нет внешнего подкрепления, то есть учиться хочется, но чтобы было интересно, а учителя скучные, одноклассники глупые. Как сделать так, чтобы подросток все же не забросил учебу в школе? Формировать это внешнее подкрепление.
В идеале, например, найти школу, где учителя умеют заинтересовывать учеников, а подростки увлечены общими делами (помним, насколько значимы для подростков референтная группа, то есть группа принадлежности, и ощущение, что ты "среди своих").
Это не всегда возможно. В таком случае важно создавать ситуации, в которых подросток будет чувствовать свою значимость и успешность. Это могут быть хобби, кружки по интересам, участие в олимпиадном движении, — то, что помогает в решении базовых задач: "найти своих" и "понять, какой я". Поиск себя так и происходит — через поиск дела, которое ты пробуешь сам, которое вызывает у тебя интерес, в котором ты продвигаешься и у тебя "получается" и которое наполнено для тебя смыслом. И именно в этом рождается и поддерживается мотивация к деятельности и развитию у подростков.
Чтобы у подростка не было проблем с мотивацией, ему нужна среда, в которой он мог бы свободно выбрать себе дело, попробовать его, достичь в нем успеха и найти в нем смысл и личную цель — или не достичь и не найти личный смысл и бросить это дело, чтоб попробовать новое.
Говорит Наташа РОГАЛЬ, продюсер Uteens: "Важно предоставить подростку возможность соприкоснуться с разными направлениями, чтобы он смог понять, что его, а что нет. Наш опыт навигатора для подростков в креативных индустриях показывает, что даже если студент через полгода решит, что выбранное дело ему не подходит, полученные навыки останутся и пригодятся в дальнейшем. Понимание, что это "не твое" – тоже хороший результат. Сколько "не своих" мы встречаем прежде чем вступить в брак, например. Мы позволяем себе выбирать и тратить на это время, но в выборе увлечений подростка мы часто убеждены, что каждый выбор нужно довести до какого-то понятного результата и обязательно положительного.
Плюс останется ценный опыт — опыт достижения успеха, обретения личного смысла в деятельности и единомышленников, опыт работы в команде и в безопасной поддерживающей среде. Это именно то, на чем строится мотивация у школьников среднего и старшего возраста. А наша задача — создать среду и возможности, и если интерес к чему-то устойчив, помочь с выбором дальнейшей образовательной траектории. Помня при этом, что выбор человек делает сам".