Дача... я люблю отдыхать на даче! Я люблю лежать в гамаке и смотреть в глубокое небо, я люблю вдыхать аромат сосен и созревающей малины... но когда на дачу приезжают мои дети, мне хочется бежать с нее сломя голову!
Когда первенцу было полтора года, особых хлопот на даче не было. Там жили бабушка и дед моего мужа, вели огород и хозяйство и за все лето пожелали нас видеть один или два раза.
Когда первенцу было четыре года, второму сыну исполнилось 8 месяцев, и вот тут я сослала себя в ссылку... Представьте: крошечный домик, одна комната, веранда и кухня. Участок 8 соток, густо-густо поросший пыреем и как ее там... наперстянкой. Полусгнивший туалет, роскошная, чуть ли не в сотку размером, компостная куча, былые остатки парников, крапива с меня ростом, которую каждое утро мой первенец рубил игрушечной саблей так, словно перед ним было войско орков. Десяток сосен, парочка яблонь. Две грядки клубники... вот отсюда подробнее.
Решила я в то лето заняться огородничеством. Накупила семян в красивых пакетиках и еще весной посадила рассаду огурцов и клубники на кухне. Огуречная рассада сгнила, не дождавшись лета. Может, ей солнца не хватало, окна выходят на север. Клубничная разрослась бурно, и ее белесые корни торчали наружу, сквозь торфяные горшочки, напоминая мне червяков. Цветная капуста, над которой я так же решила поставить эксперимент, закрутилась спиралью и высоко змеилась по оконному стеклу...
Вдоль забора я зарыла картошку. Едва обнаружив клубень с торчащими из него ростками, я радостно неслась к забору, руками выдирала траву, лопатой копала яму... на глазок, засыпала картофелину компостом и в течении лета регулярно раскапывала норку под картофельным кустом, поискать, не пора ли собирать урожай.
Клубника, пересаженная на грядки - до сих пор, вспоминая о лопате, давлю в себе стон, - слегка разрослась, но ни одного цветочка за лето я так от нее и не дождалась. Полудохлая огуречная и капустная рассада боролась за свое существование. Она честно цеплялась за землю и выращивала листья. Эти листья съедали маленькие беленькие гусенички.
Да, еще была морковка, которую приходилось полоть. Это значит, выдирать из земли всю траву, за исключеньем чахлых морковных хвостиков. К слову сказать, трава на моем огороде выглядела куда здоровее и крепче, чем культурные растенья.
Далее - дети. Первенец тогда пребывал в гадком возрастном периоде, когда ему еще хотелось закатывать истерики и катать в колясочке младшего, периодически опрокидывая его на песок. Младшенький, которому я оборудовала в тени сосны полигончик из ватного одеяла, накрытого простыней, в начале лета еще и не пытался ползать, а в конце удирал, куда Бог на душу положит.
Соседей было двое - две старушенции по обе стороны участка, любящие почесать языком, когда у меня подгорает на плите картошка или старший катается на калитке. Практической пользы от них было никакой, кроме бездны бесполезных и не вовремя данных советов.
Еще приходила девица, живущая через два участка. За все лето я не видела ее трезвой, хотя она так же торчала на даче с ребенком, девочкой лет 7.
Итак, картина проясняется. Хотя надо бы добавить магазин, отстоящий от моего участка в сорока минутах ходьбы по солнцепеку, с увязающей в рассыпчатом песке коляской, редкое появление воды в кране на участке, когда бросались все дела, и начиналась стирка засохших какашек, и мытье прокисшей посуды. Мыши, топающие по ночам под дверью комнаты, лиса, забегавшая полакомиться из мусорного ведра и порвать памперсы... Помойка, кстати, находилась рядом с магазином, и мусор, как вы догадываетесь, из нее вывозился два раза за лето... Мошкара, вездесущая и всеядная, осиное гнездо, обнаруженное мною под крышей чердака, вянущая без полива морковка...
О, мои дети! Старшенький изводил требованием поиграть и почитать именно в тот момент, когда я вычищала землю изо рта младшего и соображала, где взять воды помыть ему попу. Старшенький ел все ягоды с кустов, не глядя на цвет и не обращая внимания на вкус. Узнав, что щавель съедобен, он давился его кислыми листьями, ожидая варящейся на обед картошки. Он распознал морковку и хрумкал ее прямо с ботвой. Он вбивал гвозди в крыльцо, а я наступала на них босыми ногами, он боялся ходить в дачный туалет и справлял нужду под сосной... вскоре мухи прознали про это... В редкие минуты отдыха младший требовал, чтобы я держала его подмышки, а он будет прыгать...прыгать... прыгать!!!
Я научилась топить печь и пилить бревна, делать лучину и лазать на чердак по приставной лестнице, снимая с него старшенького, объяснять соседям, что мои дети сами встают в шесть утра и орут на все садоводство, а не я выгоняю их из дома...
Когда меня навещал муж или отец по выходным, я бросала все и уезжала на раздолбанном велике довоенной конструкции в лес и там отводила душу.
Вы думаете, опыт пошел мне впрок? Как бы не так, на следующее лето я уже с четырехлетним первенцем и полуторалетним младшеньким вновь стояла на пороге своей сараюшки.
На этот раз соседка из домика справа сказала, что старшенькому надо найти друга и тогда он прекратит оглашать окрестность дикими воплями и бегать по ее драгоценнейшему газону - забора тогда между нашими участками не было. Через пару недель ее стараньями у первенца появилась подружка, старше его на год, больше детей - ровесников поблизости не было. Вот тут началась лафа, так как мое сокровище переехало жить к подруге. Она разделяла его страсть к игрушечным машинкам и катании на велосипеде, он смотрел в ее доме мультики по видику и ждал, когда будет готов шашлык, он ездил с е родителями в ближайший городок на машине и ходил купаться на озеро!
Счастье продлилось не долго, любовь прошла: на ближайший участок приехала девочка и наша вероломная подруга стала проводить все свободное время с ней.
Но больше всего мне запомнилось не это, а случай, напрямую связанный с отсутствием воды. Дети вырывали из земли морковку, а чтобы смыть с нее грязь, полоскали в баке с запасами воды. Младшенькому я мыла морковь кипяченой водой, это его и спасло. Что спасло соседского ребенка, до сих пор остается для меня тайной, может, она съела меньше моркови, но на следующий день к вечеру у моего первенца поднялась температура 39 и 6, а из лекарств у меня было полтаблетки анальгина...
Пытаясь сбить температуру, я выгребла из холодильника весь снег - слава холодильникам без системы non-frost! Лед не успевал замерзать, а требовались новые порции! Ребенка трясло от холода, время перевалило далеко за полночь. Младший спал, как ангел, врача в окрестностях не было, мобильника в тот год у меня не было тоже... Привычно поддавшись панике, я вспомнила, что сосед в доме напротив - ветеран-афганец, и у него есть машина, а в ближайшем городке должен быть врач.
Я открыла дверь домика - пятно света с веранды осветило квадратик земли. Далее стоял непроглядный мрак! Такого мрака никогда не увидишь в городе, даже звезды и луна в ту ночь попрятались. Я кричала под домом соседа, но он спал, как спят нормальные люди в три часа ночи. Я барабанила в дверь его гаража, грохот распугал всех волков в округе, и я-таки разбудила его! Потом долго пыталась объяснить заспанному пенсионеру, чего я от него хочу, когда же он, наконец, понял и пригнал свой Москвич к моей калитке. Вытащив на руках первенца из дома, я заперла младшего, уповая на всевышнего, чтобы он не проснулся в мое отсутствие.
Потом мы гнали по ухабинам проселочной дороги, два луча фар на песке давали весь свет в этом мраке. Я вцепилась в ребенка, мечтая, только не перевернуться. До городка мы домчались в считанные минуты - мой афганец даже на поворотах не притормаживал. Колотили и трезвонили в дверь больницы, пока не разбудили старенького доктора. Он долго выслушивал мои объяснения, пока не сказал, что нам надо было ехать в детскую больницу... Он принял нас, осмотрел ребенка, сказал, что в животе у него сильно бурчит и похоже на кишечную инфекцию. Сделал укол анальгина и отправил назад.
Температура поползла вниз. Не снижая скорости, мы домчались до дома, и я уложила ребенка спать.
Следующее утро его рвало, горшок я едва успевала выносить. Не помню, накормила ли я завтраком младшего, не помню, у кого я разжилась анальгином, не помню, сколько раз я сменила лед на его голове, не помню, кто из соседей одолжил мне мобильник - но отговорки находились едва ли не у каждого...
К обеду приехал мой отец на машине и забрал нас в город. За два часа пути мы останавливались каждые 15 минут, и ребенок шел в кустики.
В поликлинике, естественно, закончился прием, но я подняла крик, и кто-то из врачей нас принял, осмотрел, назначил антибиотики... Дите болело больше недели, в том году на дачу мы второй раз не ездили.
Думаете, меня жизнь чему-то учит? В этом году я поехала на дачу с полуторамесячной девочкой и с мужем. На третий день отдыха я обнаружила у нее в ротике стоматитную язвочку, начался проливной дождь с грозой, отключили электричество, пропала в кране вода, и, покидав в рюкзак первые попавшиеся вещи, мы помчались на предпоследнюю электричку.
Я люблю дачу. Я люблю природу. Но когда на дачу приезжают мои дети...
Seremyaga, seremyaga@yandex.ru