Много интересного узнать о своем ребенке, посмотреть на него несколько другими глазами вы сможете, если предложите ему пройти один несложный проективный тест.
Отметим, что рисуночные тесты помогают обойти многие защитные реакции и при внимательном рассмотрении получить достоверную, порой очень важную информацию. Для детальной интерпретации полученных результатов вам потребуются изучение специальной литературы и определенные навыки психологической диагностики, но увидеть наиболее наглядные особенности ребенка, а возможно, и существующее проблемы вы вполне сможете, руководствуясь только приводимыми ниже данными.
К тому же данный тест позволяет определить, насколько развиты творческие способности у вашего ребенка, его склонность к фантазированию и выдумкам.
Несуществующее животное
Для работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и ластик. Лист бумаги лучше брать белый. Карандашом средней мягкости, простой ручкой или фломастером рисовать нельзя.
После создания спокойной обстановки попросите ребенка: "Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем". Если ребенок начнет задавать уточняющие вопросы, то лучше никаких комментариев не давать, а постараться объяснить, что это всего лишь игра и ребенок может выполнить задание так, как ему захочется.
Желательно не ограничивать ребенка во времени и уж тем более не "помогать" в процессе работы. После того как рисунок готов и имя животному придумано, обязательно похвалите ребенка и скажите, что вам очень нравится, что у него получилось. Вы можете также попросить его придумать небольшую историю о вымышленном животном, рассказать о его друзьях, семье, проблемах, приключениях. Все это будет метафорически говорить о самом ребенке, отражать реалии его внутреннего мира. Интересно будет проанализировать отдельные элементы рисунка и рисунок в целом. Ниже приводится необходимая для этого информация.
Интерпретация детского рисунка
Положение рисунка на листе. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка и недостаточность признания со стороны окружающих; тенденция к самоутверждению, претензия на признание.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность а себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, отсутствие тенденции к самоутверждению и признанию.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющие ее детали). Голова, повернутая вправо, — устойчивая тенденция к деятельности — почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или по крайней мере начинает осуществляться, ребенок активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова, повернутая влево, — тенденция к рефлексии, размышлению. Ребенок "не человек действия", лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием.
Положение анфас, т. е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм.
Увеличенный (по отношению к фигуре в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих.
На голове часто расположены дополнительные детали: рога — защита, агрессия; перья — тенденция к самоукрашению или к самооправданию и демонстративности; грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание твоего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Глазам придается особое значение. Это символ присущего человеку страха, что особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — показатель демонстративности, а также заинтересованности в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Уши: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих.
Рот. Приоткрытый рот в сочетании с языком — болтливость, в сочетании с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: ребенок огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу.
Несущая часть фигуры (ноги, лапы, постаменты). При значительности, устойчивости несущей части ребенку присущи основательность, обдуманность, рациональность, опора на существенную и значимую информацию. В противном случае — поверхностность и неосновательность суждений, легкомысленность выводов, иногда импульсивность принятия решений. Все это особенно ярко может проявляться при отсутствии или почти отсутствии ног. Здесь следует обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо или не соединены совсем. Это характеризует контроль за своими рассуждениями, выводами, решениями.
Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног свидетельствуют о конформности суждений и установок, банальности в принятии решений. Разнообразие в положении ног говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности. Соответственно необычность формы ног говорит о творческом начале или инакомыслии.
Части, возвышающиеся над уровнем фигуры (крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков). Элементы, расположенные над фигурой, могут быть функциональными или украшающими. Функциональные элементы — это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, самомнение, любознательность, участие как можно в большем числе мероприятий, завоевание себе "места под солнцем", увлеченность своей деятельностью, смелыми мероприятиями. Украшающие элементы — демонстративность, стремление обратить на себя внимание, манерность.
Хвост выражает отношение к собственным действиям, поступкам, решениям, размышлениям, вербальной продукции. По тому, повернут на рисунке хвост вправо (положительное) или влево (отрицательное), судят об эмоциональной окраске этого отношения. Кроме того, дополнительными показателями при оценке является направленность хвоста: направленный вверх — уверенность, положительная оценка, бодрость; падающий вниз — показывает недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние и т. д.
Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий контура) — это защита от окружающих. Агрессивная защита — если рисунок выполнен с острыми углами; страх или тревога — если есть затемнение контурной линии; опасение и подозрительность — если поставлены щиты, "заслоны". Направленность выступов вверх — защита от людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, то есть против старших по возрасту, родителей, учителей, руководителей. Направленность выступов вниз — защита от насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих, боязнь осуждений. Боковые выступы — недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях.
Общая энергия. Энергия оценивается количеством изображенных деталей. Отмечается, нарисованы ли только необходимые элементы, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т.д.), заполнены ли контуры, имеются ли штриховка и дополнительные линии или щедро изображены не только необходимые, но и усложняющие конструкцию дополнительные детали. Соответственно чем выше энергия, тем больше деталей, и наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии, астеничность. В этом случае можно предположить хроническое соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий: при астении — слабая, паутинообразная. Противоположный характер линий (жирные с нажимом) не является полярным. Это свидетельство тревожности, а не энергии. Особенно следует обратить внимание на продавленные линии, видимые даже с обратной стороны листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки — резкая тревожность). Важно отметить, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность.
Тема рисунка. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему "Я", представление о своем положении в мире.
Уподобление животного человеку. Постановка животного в положение прямохождения (две лапы вместо четырех и более), одевание животного в человеческую одежду, похожесть морды на лицо, ног и лап на руки свидетельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости.
Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежеланию давать окружающим сведения о себе. Акцент на сексуальных признаках (вымя, соски, грудь при человеческой фигуре) — это отношение к полу, фиксация на проблемах секса.
Творческие возможности. О творческом начале обычно можно судить по количеству сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала характеризуются изображением реального, существующего животного.
Название. В названиях изображенного "животного" могут рационально соединяться смысловые части ("Летающий заяц", "Бегекот"), а также использоваться словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("Реболетиус", "Воплиолярис"). Первый вариант свидетельствует о рациональности. Второй говорит о демонстративности (разума, эрудиции). Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления ("Гряктер", "Ле-лые"), отражающие легкомыслие. Наблюдаются и ироническо-юмористические названия ("Рипочурка", "Давашпор", "Пузыриес"), характеризующие соответствующее отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("Тру-тру"). Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражается непомерно длинным названием.
Глава из книги "Почему дети лгут"