Каждый взрослый, который пока не отказался от алкоголя, примерно знает свои стадии опьянения. А что происходит в мозге, когда мы расслабляемся под действием спиртного или совсем "теряем тормоза"?
Эффект от воздействия небольших доз этанола можно наблюдать на любых посиделках с выпивкой: люди становятся оживленными, раскованными и разговорчивыми, все в приподнятом настроении, много смеются и увлеченно общаются друг с другом.
В английском языке даже есть такой термин — social drinking, то есть выпивка в компании. Здесь подразумевается, что люди не стремятся напиться, а хотят пропустить по кружке пива, бокалу вина или рюмке коньяка в приятельской компании, иногда в честь какого-то знаменательного события (хотя не факт, что все пойдет как планировалось).
Чувствительность к этанолу отличается у разных людей, она зависит от пола, возраста, генов и опыта употребления спиртного, но для простоты будем считать, что состояние легкого опьянения наступает после того, как человек выпил одну дозу спиртного (150 мл вина, пол-литра пива или 50 мл крепкого алкоголя, что соответствует примерно 10–15 граммам этанола). Уровень этанола в крови на этом этапе сопоставим с тем, когда уже нельзя за руль. (В России, согласно КоАП 12.8, эта доза не должна превышать 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха, или 0,3 ‰.)
Почему нельзя за руль: первые эффекты опьянения
Запрет управлять автомобилем, если человек выпил, имеет веские причины. Даже несильное опьянение мешает быстро оценить ситуацию на дороге и моментально среагировать, если что-то пошло не так.
Оценить ситуацию и среагировать на нее — это два разных процесса, и алкоголь ухудшает оба. Он ослабляет концентрацию и рассеивает внимание, то есть мешает заметить важные детали на дороге — например, старушку, которая в ночи переходит ее в неположенном месте.
Одновременно с этим скорость реакции под действием алкоголя тоже замедляется: в момент, когда старушка все же попала в фокус внимания, водителю требуется больше времени, чтобы среагировать и увести автомобиль в сторону; координация движений тоже ухудшается. При этом из-за рассеянности водитель иногда не учитывает, что рядом могут быть другие автомобили, и это тоже приводит к авариям.
Конечно, если бы это было единственным эффектом от опьянения, вряд ли выпивка вызывала бы в людях столько ажиотажа. Алкоголь расслабляет, снижая тревожность и зажатость, а те вещи, которые раньше казались угрожающими, перестают пугать и вообще беспокоить.
Обычно, когда люди думают о чем-то, что их тревожит или пугает, в мозге активируется миндалина — этот отдел обрабатывает угрожающие сигналы и отвечает за реакции тревоги и страха. Однако если человека напоить, чувства страха и тревоги притупляются.
Когда трезвым добровольцам внутри томографа показывают испуганные или агрессивные лица, ученые видят, как активируются их миндалины. Если перед этим добровольцев напоить, их миндалины перестают различать угрожающие и нейтральные стимулы — человек видит испуганное или яростное лицо, но его это совершенно не беспокоит.
Приятные эффекты алкоголя: оживление и радость
Есть еще один важный эффект, из-за которого алкоголь ставят в один ряд с другими наркотическими веществами: он доставляет удовольствие, и его регулярное употребление способно вызывать зависимость. Этанол в небольших дозах приводит к выбросу дофамина в зонах среднего мозга, поэтому выпивающие на вечеринках люди такие оживленные и радостные.
Дофамин — великий мотиватор мозга: он влияет на двигательные зоны, и люди чувствуют оживление и прилив энергии. В лимбической системе выброс дофамина ведет к тому, что человек испытывает воодушевление и радость, как будто вот-вот должно случиться что-то прекрасное или приятное.
Чаще всего это переживание не имеет под собой других оснований, кроме воздействия алкоголя, то есть это просто искаженное восприятие действительности, но кому какое дело? К тому же, как сказано ниже, способность критически мыслить под алкоголем тоже отключается.
Почему выпив трудно соображать?
Что же происходит с критическим мышлением? Алкоголь воздействует на префронтальную кору, мешая ей нормально работать. Эта область выполняет множество сложных и важных функций, фактически здесь расположен командный центр мозга.
Префронтальная кора связана с нашими убеждениями, способностью рассуждать, анализировать информацию и делать из нее выводы, оценивать силу и убедительность различных аргументов и на основе этого принимать взвешенные решения. Считается, что за ошибками следит прежде всего дорсолатеральная префронтальная кора, но, по-видимому, алкоголь ухудшает работу и других отделов.
Поэтому в нетрезвом состоянии вообще тяжело соображать — планировать, анализировать, концентрироваться на задаче и удерживать в памяти важные вещи, — а не только критически мыслить. Если же после выпивки вам, наоборот, кажется, что мысли стали кристально ясными и четкими, скорее всего, они просто чрезвычайно ограничены, поскольку для широты мысли нужна исправно работающая префронтальная кора.
Стал раскованнее – или вообще без тормозов?
Выпив, люди перестают критически относиться не только к тому, что происходит вокруг, но и к собственным действиям. И тут тоже дело в префронтальной коре. Самоконтроль — это в некоторой степени способность критически оценивать свои намерения и их последствия, а также вовремя себя останавливать, если потенциальный вред от поступков перевешивает пользу. Здесь важную роль играет другой участок префронтальной коры — передняя поясная кора.
В небольших количествах алкоголь растормаживает психику, отпуская внутренние тормоза со стороны префронтальной коры. В трезвом состоянии она старается максимально все контролировать, не давая людям рисковать, если возможные неприятности кажутся неприемлемыми. В итоге префронтальная кора подавляет множество эмоциональных порывов, поэтому большинство людей в состоянии себя сдерживать, даже когда считают ситуацию возмутительной или обидной.
Вполне можно допустить, что у многих людей внутренние тормоза слишком пережимают, подавляя даже вполне безобидные порывы — кому-то сложно выдавить из себя даже банальный комплимент или просто поддержать разговор с малознакомым собеседником. Поэтому, немного выпив, зажатые люди могут становиться раскованнее, веселее и спонтаннее.
Алкоголь ослабляет хватку префронтальной коры на внутреннем тормозе, который блокирует сколько-нибудь рисковые ходы, чтобы вдруг чего не вышло. У импульсивных людей этот же эффект может выглядеть совершенно по-другому: на месте адекватного человека появляется непредсказуемый тип, совершенно себя не контролирующий, — это буквально то, что называется "вообще без тормозов".
Те, кто и в трезвом состоянии не может справиться со своей импульсивностью и сначала делает, а потом думает, в нетрезвом особенно рискуют сделать то, о чем наутро придется сильно пожалеть. Помимо того, что поведение таких людей сильнее подвержено влиянию этанола, у них выше риск алкоголизма — развития хронической зависимости от алкоголя. В конце концов, желание выпить тоже может быть эмоциональным позывом, который иногда полезно подавлять.
Если выпито прилично: слабоумие и отвага
По мере того, как люди набираются коктейлями, пивом, вином или чем покрепче, их поведение преображается. Оживление спадает, расслабление нарастает. Фокус внимания сужается, и человек не способен удерживать в голове одновременно больше одной идеи — ему просто не хватает на это ресурсов рабочей памяти. Людям все сложнее фокусировать взгляд, внятно выговаривать сложнопроизносимые фразы или дойти до уборной, не шатаясь.
Когда выпито больше разумного, можно говорить о состоянии опьянения средней тяжести. В этом случае доза выпитого примерно в два-пять раз превышает тот самый порог, по которому полицейские лишают прав нетрезвых людей за рулем.
Хотя никакой четкой границы между легким и средним опьянением нет, между этими состояниями все же есть заметные отличия.
Во-первых, высокие концентрации алкоголя уже не приводят к выбросу дофамина. Настроение уже не такое приподнятое, на смену оживлению и радости могут прийти заторможенность и апатия.
Кроме того, чем сильнее степень алкогольного опьянения, тем сильнее отключается внутренний контролер; в какой-то момент человек вообще перестает отдавать себе отчет в том, что он делает. А поскольку одновременно с этим миндалина перестает реагировать на тревожные сигналы, чувство самосохранения начинает подводить.
Вероятно, эти два эффекта, когда человек перестает себя контролировать с одновременным снижением восприимчивости к пугающим сигналам, приводят к тому, что по пьяни тянет на всякую фигню, и иногда это может закончиться очень плачевно.
Выражение "слабоумие и отвага" вполне применимо к этой ситуации: алкоголь отключает префронтальную кору, ответственную как раз за умственные способности, и миндалину, которая отвечает за осторожность и в трезвом состоянии замечает все тревожное и страшное.
Окончание следует.