4 ноября (по новому стилю) объединённые силы народного ополчения приступом взяли Китай-город и вошли в Кремль.
Краткая история событий
Что же произошло в этот день в далёком 1612 году? 4 ноября (по новому стилю) объединённые силы народного ополчения приступом взяли Китай-город и вошли в Кремль. Из русской столицы были изгнаны поляки, занявшие Кремль летом 1610 г. с согласия временного боярского правительства. В их числе — новый "русский царь", польский королевич Владислав, которому москвичи успели присягнуть на верность.
Тому, что на русском престоле оказался, пусть ненадолго, польский королевич, предшествовали многие трагические события.
В самом конце 16 века династия Рюриковичей прервалась — умер бездетный сын Ивана Грозного Фёдор Иоаннович. Ранее при непонятных обстоятельствах в Угличе погиб младший сын Грозного — Дмитрий. Боярин Борис Годунов, призванный на трон, не смог стабилизировать и исправить положение в стране. Поражение в Ливонской войне, неурожаи, голод породили народное недовольство, которое только росло. В этот напряженный для страны момент появляются самозванцы, выдающие себя за Дмитрия — "воскресшего" сына Ивана Грозного.
В июне
Со своей стороны Патриарх Гермоген, законно избранный патриарх, обратился к русским людям с просьбой о защите Церкви и Отечества. Монастыри рассылали по городам и весям грамоты с призывами к объединению против врагов. Зимой 1611 г. в рязанской земле зарождается народное ополчение, к нему присоединились жители Нижнего Новгорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы и казаки. Весной ополчение подошло к Москве, москвичи поднялись на восстание, но силы были неравными. Вторая попытка была предпринята осенью того же года. Козьма Минин в Нижнем Новгороде собрал еще одно ополчение под военным руководством князя Дмитрия Пожарского. Народное движение быстро набирало силу. 4 ноября (по новому стилю) объединённые силы народного ополчения — казаки, крестьяне, дворяне приступом взяли Китай-город и вошли в Кремль.
После освобождения Москвы от захватчиков в 1613 г., на так называемом Земском соборе, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрали царём Михаила Романова (сына митрополита Филарета), так было положено начало правления династии Романовых на российском престоле.
История Казанской иконы Божией Матери
История одного из списков Казанской иконы Божьей Матери имеет непосредственное отношение к описанным выше событиям.
Первоначально образ Божьей Матери имеет своим началом чудесное явление в Казани через некоторое время после покорения ее молодым царем Иваном Грозным. Дело было так. Внезапно вспыхнувший пожар истребил половину Казанского кремля и прилегавшую часть города. Среди сгоревших домов девочка, получившая откровение во сне, находит икону Божьей Матери, названную впоследствии Казанской. Это событие сразу расценили как чудо, посланное Богом для укрепления православия в Казани.
Указанные события обретения и представления образа для всеобщего почитания жителям Казани описал очевидец — местный священник, будущий Патриарх Московский Гермоген, тот самый, что в смутные времена призвал народ к защите Церкви и Отечества. Именно он засвидетельствовал и первые чудеса от вновь обретенной иконы.
Царю отправили подробное описание обретения иконы с точным ее списком, и в ответ получили средства и повеление строить на месте явления женский монастырь. В самом конце 16 века в этом монастыре был отстроен новый собор, в который и поместили чудотворный образ, обложив его царскими дарами.
Долгое время Казанская икона не имела всенародного почитания. О ней просто-напросто не знали за пределами Казани. Описанные выше события смутного времени стали началом общероссийского почитания этой иконы. Дело в том, что, будучи сам из Казани, Патриарх Гермоген благословил казанскую дружину взять список с Казанского образа в освободительный поход на Москву. В конечном итоге Казанская икона была принесена в столицу народным ополчением князя Дмитрия Пожарского. По свидетельству очевидцев, после усердной молитвы русских воинов Богоматери именно перед этой святыней они укрепились духовно и 4 ноября (по новому стилю) выбили поляков из Китай-города, чем положили начало освобождению России.
Уверенность, что благодаря именно этой иконе одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади храм, который стоит и поныне — это Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но с конца 17 века установили обязательное празднование 4 ноября как день благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков.
Что же мы празднуем?
К огромному сожалению, внятного ответа на этот вопрос не могут дать подавляющее большинство наших сограждан. Историческая сторона праздника мало кому известна и выглядит блеклой на фоне Куликовской битвы или Бородинского сражения. К тому же сама историческая ткань тех времен столь сложна и переполнена именами и событиями, что ясное представление о произошедшем могут иметь разве что профессионалы. Церковная сторона праздника гораздо более ясна и вполне традиционна для православия. Христиане старались особо с благодарностью отмечать дни помощи Божьей или Пресвятой Богородицы в трудные для страны периоды. Но идея церковного праздника как благодарения давно выветрились из народного сознания и была замещена стремлением что-то от Бога получить, будь то святая вода или исцеление.
Если попытки популяризации и даже привития традиций празднования будут, то их организаторы обязательно столкнутся с множеством трудностей и противоречий, в основе которых лежит смешение трех несовместимых для современной культуры идей: народное освобождение России, почитание религиозной святыни и монархия. Каждая из этих идей вполне жизнеспособна в нашем обществе, но искусственное их соединение представляется невозможным по следующим причинам. Во-первых, история российского народа в сознании людей никак не связана с Божественным покровом и помощью. Такой взгляд вполне свойственен дореволюционной России и горстке верующих сейчас, но совершенно чужд нашей исторической науке и образовательным структурам. Во-вторых, почитание религиозных святынь, возродившееся в постсоветском обществе, фактически замкнуто на получении какой-то пользы и никак не связано с таким глубоким христианским мотивом, как благодарение Бога. В-третьих, идеи монархизма, итак подмоченные Кровавым воскресеньем, окончательно были дискредитированы горсткой современных популяризаторов, многие из которых смахивают на пациентов психиатрических клиник.
Как ни подойди к дню 4 ноября, на данный момент он является искусственным и никак не отражает народной воли. Это не означает, что такой день не нужен (он уже есть), это говорит наверняка, что в ближайшие годы он будет воспринят не более чем дополнительный выходной. Если государство, установившее праздник, не будет проводить умных, длительных, рассчитанных на десятилетия, пиар-компаний и воспитательных программ с подрастающими поколениями, то этому дню уготована судьба уже существующего дополнительного выходного — Дня независимости (12 июня).