Замечательный советский педагог А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Игра занимает одно из ведущих мест в жизни дошкольника. В игре он развивается, познает мир, общается.
Игра — одно из наших с дочкой любимых занятий. Конечно, не всегда удается достаточно времени уделить ребенку, но я стараюсь организовать наш быт так, чтобы у дочки было время и с мамой поиграть, и с папой, и с подружками, и одной.
Игры у нас самые разнообразные: подвижные, игры для умственного развития, ролевые игры. Игры помогают дочке научиться общаться, играя она познает мир и учится. Так, играя, она научилась считать, писать небольшие слова, учится думать и подчиняться правилам.
Сейчас Викуся у нас не просто девочка, а заяц-детектив. Вот такой образ она на себя примерила в этот раз. Заяц, наверное, от того, что это ее любимый персонаж, а детектив, скорее всего, потому, что последнее время мы постоянно играем в настольную игру «Коварный лис». Эту игру она получила в подарок на свое пятилетие.
В игре юные детективы собирают подсказки и узнают приметы лиса, который украл пирог. Подсказки можно собрать, передвигаясь на определенное число шагов (от 3 до 6), которые выпали на трех кубиках. Вот вам, пожалуйста, и счет. Считаем количество шагов по клеточкам, считаем сумму очков на трех кубиках. Если вначале дочь считала каждое очко, то теперь взглянув на кубики, может сразу выдать сумму.
Далее — самое интересное. В игре есть дешифровальщик, или, как называет его мой юный детектив, дешифратор. Это специальное приспособление, в которое вставляется карточка с уликой, и становится ясно, есть эта улика у похитителя пирога или нет. В игре оказались интересные улики — пенсне и тросточка, вещи, которые не часто встречаются в повседневной жизни. Особенно ребенку понравилось слово «пенсне», теперь она с загадочным видом сообщает мне, есть ли эта улика у хитрого лиса или нет. Причем, заяц-детектив у нас в этой игре главный, а мы ей помогаем ловить преступника.
Начиная где-то с пятой-шестой игры, она пытается сама определить, кто может быть подозреваемым. Играя в игру, Викуся, правда не сразу, заметила, что на преступнике обязательно есть три улики, и если вдруг у нее выпали они все, она больше не ищет улики, а изучает подозреваемых. Также она заметила, что если у похитителя есть пенсне, то очки — совершенно бесполезная улика, их точно нет, так как всегда только что-то одно.
И вот наступает тот самый момент, когда она вычисляет похитителя и громко читает его имя. Делает это, понятно, с большим интересом, хотя читать, например, букварь, не очень любит. А в игре читает всегда с радостью! Потом она сверяет имя преступника с карточкой из дешифратора, и мы громко хлопаем и кричим «Ура!».
На первых порах лис у нас несколько раз успевал скрыться в свою нору, и мы проигрывали, к огорчению моего ребенка. Потом наловчились и стали постоянно выигрывать. Тоже не очень хорошо. Благо в игре есть возможность усложнить правила, что мы и сделали. Наш лис стал ходить не на три клеточки, а на четыре или пять. Здесь тоже моя любимая математика. Если лис ходит по четыре клетки, то сколько ему нужно сделать ходов для того, чтобы добежать до норы? А если ходит по пять клеток? В каком случае он быстрее добежит до норы?
В завершение всего мы решили записывать в специальном блокноте имена тех, кто у нас был похитителем пирога. Детектив мой сам захотел вести такой «документ». Сама переписывает имя с карточки. Вот так нечаянно выяснилось, что Нил у нас был три раза вором.
Еще ребенок мой заменил фишки-шляпки на игрушечных собак. Так как она считает, что по следу должны идти собаки-ищейки и помогать ей искать вора. В последнее время она даже облачается в свой новогодний костюм зайца для того, чтобы поиграть в эту игру. Она — заяц-детектив. Вот так мы и играем, вот так и учимся.