Родители будущих первоклассников беспокоятся в конференции на 7е о школьной зрелости своих детей и спрашивают: что должен знать ребенок перед школой? Достаточна ли подготовка к школе в детском саду? Существуют тесты на готовность ребенка к школе, с помощью которых проводят диагностику готовности к школе психологи и педагоги. Важно знать, что ни один из тестов "Готов ли ребенок к школе" не является абсолютно достоверным, — но родители могут сделать по нему некоторые выводы.
Тест Керна-Йирасека
Этот тест школьной зрелости впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году (Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости. — В кн.: Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978), однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых.
Плюсы теста — внешняя простота и быстрота проведения, наличие подробного описания действий ребенка, оценивающихся тем или иным баллом. Неизбежным минусом применения теста учителями начальных классов и воспитателями детских садов стало то, что по нему стали делать категоричные выводы о готовности/неготовности ребенка к школе.
Между тем сам Я. Йирасек подчеркивал, что если хорошие результаты по этому тесту достаточно надежно предсказывают высокую успешность обучения, то плохой результат такой предсказательной способностью не обладает.
По наблюдениям Я. Йирасека, среди детей, которые при поступлении в школу показали результаты ниже среднего уровня, плохая успеваемость наблюдалась в 50% случаев (то есть вероятность точного прогноза — на уровне случайности, как при подбрасывании монетки: орел или решка).
Это не значит, что низкие результаты по тесту Керна-Йирасека вообще не дают психодиагностической информации. Они являются поводом для повышенного внимания к ребенку, усиления эмоциональной и педагогической поддержки в самом начале обучения, а в некоторых случаях (при особенно низких результатах) — проведения углубленного психологического обследования.
Предлагаем вам один из тестов для диагностики школьной зрелости ребенка.
Тест готовности ребенка к школе "Вербальное мышление"
- Какое животное больше — лошадь или собака? Лошадь = 0. Неправильный ответ = −5.
- Днем светло, а ночью...? Темно = 0, Неправильный ответ = −4.
- Небо голубое, а трава...? Зеленая = 0. Неправильный ответ = −4.
- Черешни, груши, сливы, яблоки... это что? Фрукты = 1. Неправильный ответ = −1.
- Почему перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд и т.п. = 0. Неправильный ответ = - 1.
- Что это такое: Москва, Петербург, Мурманск (или любые другие города, известные ребенку)? Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = −1.
- Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.) Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.
- Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это ..., маленькая овечка — это ...? Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = −1.
- Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового? На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = −1, на курицу = −3.
- Почему во всех автомобилях есть тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормоза) = −1.
- Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака (они из дерева и из железа, у них рукоятка, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3, одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.
- Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям) = 3, одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.
- Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание — это? Спорт (физкультура) = 3. Игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2. Неправильный ответ = 0.
- Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения "Транспортное средство — это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся" = 2. Неправильный ответ = 0.
- Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Три признака (седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0.
- Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда — победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.