Публикуем вторую часть списка книг для 14-15-летних. В нем почти нет современной отечественной и зарубежной литературы последних 20-30 лет. Зато много книг более далеких по времени от современных подростков — а потому полезных для создания целостной картины мира, считает автор подборки. Родители подростков найдут в этом списке книг и кое-что для себя.
Фантастика
А. Беляев Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля (и все другое — если еще почему-то не прочитано, детям оно не вредно).
А. Толстой Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.
Последняя скорей странна, чем интересна. А «Гиперболоид» поражает опять же достоверностью предвоенной Европы — чего у нас в книгах крайне мало.
Г. Уэллс Война миров. Зеленая дверь.
И другое по желанию. Мне кажется, рассказы у него вообще сильнее, чем романы.
С. Лем Рассказы о пилоте Пирксе. (Магелланово облако. Возвращение со звезд. Звездные дневники Йона Тихого).
Умные, с хорошим юмором рассказы. И очень грустные романы, необычные для того времени, с какой-то тревожной лирикой. «Дневники» — книга смешная, подростки это ценят. А поздние его книги читать невозможно — это полный, жуткий и, главное, скучный мрак.
Р. Брэдбери 451 по Фаренгейту. Марсианские хроники и другие рассказы.
А. и Б. Стругацкие Путь на Амальтею. Полдень XXII век. Трудно быть богом. Попытка к бегству. Обитаемый остров. Понедельник начинается в субботу.
Эти вещи не вызывают недоумения. Две первые — утопия, очень любопытная и обаятельная, с юмором и грустная. Сама я в юности любила практически запрещенный «Обитаемый остров» — вещь глубоко антисоветскую. А «Понедельник» все ребята любят.
Г. Гаррисон Неукротимая планета.
Это очень плодовитый автор. Мальчики (даже взрослые) многое у него любят, потому что у него фантазия физика и инженера. Ровно поэтому мне он не очень интересен. А это роман «экологический», мудрый по главной идее и обаятельный благодаря плуту-герою.
Фэнтези
Теперь про фэнтези или про то, что этому предшествовало.
А. Грин Золотая цепь. Бегущая по волнам. Блистающий мир. Дорога в никуда. Фанданго.
Вообще Грина уже можно было и прочитать, но стоит дочитать то, что раньше казалось недостаточно интересным. Он именно что юный автор.
Д.Р.Р. Толкин Властелин колец. Сильмариллион.
К. Льюиса, наверное, все читали раньше — «Хроники Нарнии». А «Космическую трилогию» или «Расторжение брака», наверно, читать еще рано. Про «Письма Баламута» вообще не знаю, когда их стоит прочитать.
К. Саймак Заповедник гоблинов.
Удивительно милая книга. Ничего подобного он больше не написал, хотя вообще писатель-фантаст ровный и приятный. Рассказы у него лучше, романы — хуже (на мой взгляд). Разве что «Город»...
Урсула Ле Гуин Волшебник Земноморья (первые 3 книги очень сильные, дальше похуже).
Даже как-то неловко рекламировать, но знаю: есть средних лет поколение, которое пропустило появление этих книг, а они очень хороши. «Космические истории», на мой взгляд, у нее все-таки послабее (Хайнский цикл), но и они годятся для подростков. А вот тексты-исследования семьи, брака, психологии мужской и женской и прочих тяжелых вещей («Левая рука тьмы») — хотя они тоже замаскированы под фантастику, — это книги первоклассные, зато, естественно, более чем недетские.
Диана У. Джонс Ходячий замок Хаула. Воздушный замок. Миры Крестоманси. Заговор Мерлина.
На мой взгляд, лучшая из книг — «Воздушный замок». Там юмор строится на стилизации и игре слов. Но вообще это автор детский, всегда достаточно интересный и недостаточно серьезный. Чтобы сделать по ней глубокий фильм, Х. Миядзаки пришлось столько всего добавить...
М. и С. Дяченко Маг дороги. Слово Оберона. У зла нет власти.
Очень достойная фэнтези для подростков, написанная «взрослыми» авторами. То, что они для взрослых делают, неровно, но серьезно и интересно. Иногда чересчур жестко и чересчур откровенно. Без оглядки давать их не стоит. А это — в самый раз.
С. Лукьяненко Рыцари сорока островов.
Книга о взрослении и нравственных проблемах, которые приходится решать в искусственно сконструированных условиях. Заметно влияние Крапивина и Голдинга. И, как мне кажется, этого довольно. Можно, впрочем, читать и более «взрослые» его книги, но вот «Мальчик и тьма», по-моему, читать как раз не нужно, хотя оно вроде бы для детей писалось. Автор он довольно обаятельный, но в голове такая каша и путаница...
М. Семенова Волкодав.
Очень странная смесь народных сказок, мифов и восточных «практик». Мировоззренческий коктейль. Жуткая путаница навороченных сюжетов. Любовь к язычеству при враждебном непонимании христианства (и любых мировых религий, исключая, вероятно, буддизм). Со знанием дела описанные восточные боевые искусства. Много чувственности. А в общем, книги симпатичные по-своему. Мне, правда, стало скучновато уже к концу первой (и лучшей) части...
Д. Роулинг Гарри Поттер.
Если хотят его читать — ну пусть читают. Там много интересного, много чужого, а в общем, популярность этих книг такая же загадка, как популярность Чарской, так мне кажется. Я его честно прочитала, не так давно причем, а уже плохо помню.
Детективы
А. Конан Дойль Рассказы о Шерлоке Холмсе.
Э. По Рассказы (лучше для начала читать «Золотого жука» — он не такой мрачный).
У. Коллинз Лунный камень.
Девчоночье несколько чтение, но занимательное. «Женщина в белом» заметно хуже.
А. Кристи Смерть в Восточном экспрессе.
Выбор не мой, а как раз знакомой барышни, недавно вышедшей из названного возраста. Надо же что-то почитать у знаменитой леди. Но я ее совсем не люблю.
Г.К. Честертон Рассказы о патере Брауне (и другие рассказы).
Он дразнит, конечно, но не отталкивает.
М. Шеваль и П. Валё Гибель 31-го отдела. И любые другие романы.
Редкие у нас скандинавы с хорошим чувством юмора и трезвым взглядом на современную цивилизацию. Читать их, конечно, необязательно, но можно — если кто-то очень любит именно детективы.
Дик Фрэнсис Фаворит. Движущая сила.
Мучительно перебирала все прочие произведения данного автора в поиске приличных. Не вспомнила, к сожалению. Дело в том, что это очень полезный писатель. И я, к примеру, думаю, что мне его книг явно не хватало именно в юности. Не детективной стороны, а удивительного отношения к жизни: мужественного, прямого, очень заинтересованного, противоположного слабости и унынию.
И, кроме всего прочего, романы Фрэнсиса — это энциклопедия реальности. Человек, прошедший войну (военный летчик), с азартом осваивал все новое, что видел в жизни: и компьютеры, и яхты, и банковскую систему, и налоговый учет, и выдувание стекла, и фотографию, и... Писала все это, как вроде бы выяснилось, его жена — просто писать она умела лучше. В общем, для кругозора и формирования жизненных установок автор изумительный, но даже не пытающийся быть «приличным». Ну, взрослый автор, что тут сделаешь?
А. Хейли Аэропорт. Колеса. Отель. Окончательный диагноз.
Почти та же история, только книги слабее во много раз: нет точного и глубокого изображения характеров. Но есть знания о реальности (натуральная школа своего рода), которых так не хватает в юности. Кстати, он «поприличнее» Фрэнсиса в деталях.
Большие романы и серьезные повести, рассказы
В. Гюго Отверженные. Собор Парижской Богоматери.
Остальное по вдохновению. В 14 лет «Отверженных» любила страстно. А позже их вот так всерьез уже не прочитаешь. «Собор» понравился меньше, но это дело личное, а знать-то надо в первую очередь именно его.
Ч. Диккенс Оливер Твист. Дэвид Копперфилд. Холодный дом. Мартин Чезлвит. Наш общий друг. Домби и сын (и так далее. Все названия неточные, потому что они у него всегда накрученные).
Вообще читаю Диккенса класса со второго. Больше всего любила «Дэвида Копперфилда» — классе в четвертом. Позже — «Холодный дом», но тут тоже у каждого свои пристрастия. Обычно как войдешь во вкус Диккенса, так уже не оторвешься.
«Мартин Чезлвит» — книга тяжелая, злая (насколько Диккенс умеет быть злым), антиамериканская, между прочим. «Домби и сын» понравился мне, пожалуй, меньше других. Но существует радиоспектакль с Марией Бабановой в роли Флоренс, с дивной песней про море. Сейчас аудиокниги в моде — так, может, есть возможность разыскать эту давнюю постановку? Очень достойный вариант. И есть английские фильмы: «Большие надежды» и старый мюзикл «Оливер!» — совершенно дивный. Нового фильма не видала, а американский Дэвид — ну, кому-то, может, и понравится, он ничего, только уж очень куцый. Мы еще читали Тэккерея «Ярмарку тщеславия» — но это уж для англоманов.
Д. Остин Гордость и предубеждение.
Моя бы воля, я б всю Остин заставила перечитать — для прибавления ума. Но, к сожалению, дети не понимают этот тонкий и насмешливый анализ. Они ждут от нее страстей в духе Ш. Бронте, а тут холодноватая ирония. Но с этим можно подождать.
Г. Сенкевич Потоп. Огнем и мечом. Крестоносцы.
Самое чтение в таком возрасте. Романтично, боевито, обаятельно, переживательно... Не то чтоб очень глубоко, но кругозора прибавляет.
Д. Голсуорси Сага о Форсайтах.
Может, во мне говорит выпускник английской школы, прочитавший ее в обязательном порядке, но почему-то именно эта «средняя» книга дала что-то вроде системы координат, чтобы ориентироваться на стыке XIX-XX веков и дальше — до Второй мировой войны. Чувство времени как смены стилей — вот что он может дать, по-моему. Популярно, поверхностно, но для начала — очень надежные привязки.
В последнее время сталкиваюсь с тем, что дети не различают XIX и XX века, не чувствуют разницу между довоенной и послевоенной культурой. Это серьезная проблема, и надо тут, мне кажется, соломки подстелить. У нас-то в это время шла совсем другая история, и стиль у нее другой.
Т. Манн Будденброки.
В школе я это не читала, но если бы попалось — наверняка бы очень понравилось. Книга, которая прикидывается степенной и основательной, а на самом деле держится на таком юном и отчаянном нерве. Мрачна, правда, ближе к концу, как злой затравленный подросток. У Манна есть еще довольно легкая вещь «Королевское высочество». Остальное у него уже не для детей.
Р. Пилчер Искатели раковин. Возвращение домой. Сентябрь. Канун Рождества.
Бытописательные обаятельные книги (женская проза). Англия во время Второй мировой войны — мы слишком мало об этом знали, между прочим. И вполне современная (то есть 1980-х годов) Англия. И об этом мы тоже мало знаем. В последней книге этакая приходская утопия, правда, кое-что там будет для нас странно. Читается достаточно легко, девочкам, наверно, понравится больше. Издавалась у нас совсем недавно в серии «У камина» (такие клетчатые томики, их чаще всего выставляют в сентиментальных разделах, иногда — в современной прозе: книги-то вполне серьезные).
Менее увесистые тексты
Ален Фурнье Большой Мольн.
Такая юная, грустная, щемящее-романтическая сказочка.
Харпер Ли Убить пересмешника.
Все ее любят, я — нет, но это не аргумент. Дети могут и полюбить.
С. Лагерлёф Сага о Йосте Берлинге.
Она по-своему не хуже Нильса с дикими гусями. И жутковата, и красива, и очень любопытна. Мы такой Скандинавии себе не представляли.
Р. Роллан Кола Брюньон.
В противовес всякому модерну-декадансу. И, кстати, для привычки к взрослой откровенности: тут она стилизована под простонародную грубоватую прямоту.
Л. Франк Ученики Иисуса.
Германия после войны. Восстановление справедливости, мальчишки — Робин Гуды и всякие серьезные проблемы. Книжка более чем средняя (да еще и переведена не ахти), но я все о своем: кругозору нам, кругозору... А читается легко, сюжет лихой.
У. Голдинг Повелитель мух.
Обязательно надо подсунуть — хотя бы в качестве прививки от озверения.
Д. Сэлинджер Над пропастью во ржи. Рассказы.
Последний в списке, потому что у многих вызывает шок. Если дитя совсем еще малое, так лучше придержать, мне кажется, годик-другой. Но читать обязательно, конечно.
Книги «уже за гранью»
Э. Ремарк Три товарища. На западном фронте без перемен.
В сущности, очень юные книги. Но кое-кого шокирует обилие спиртного и проч.
Э. Хемингуэй Прощай, оружие! Рассказы.
Рассказы лучше, как мне кажется. Да все можно читать.
Г. Бёлль Дом без хозяина.
Все остальное у него не для детей, конечно. А с этого можно начать. Еще «Бильярд в половине десятого», мне кажется, пройдет без серьезного шока.
М. Митчелл Унесенные ветром.
С одной стороны — кто ж еще об этой войне нам расскажет? С другой — ну, недетские подробности, конечно... С третьей — не очень обаятельная героиня (особенно для читателей этого возраста), будет, возможно, скучновато... Но кино еще нуднее.
Т. Уайлдер Теофил Норт. День восьмой. Мартовские иды.
Да все у него можно читать. Но «Теофил» настолько обаятелен и симпатичен, что от него не оторвешься. А в остальном много умственных схем, с которыми не так-то просто разобраться (и не всегда хочется соглашаться). А так — большой писатель-то.
И. Во Возвращение в Брайсхед.
Не знаю больше ни одной книги, где бы студенческая жизнь была так ностальгически и подробно описана. Потом встает, правда, вопрос, куда заводит ханжество и бунт против него... Но это тоже проблематика подростков.
М. Стюарт Хрустальный грот. Полые холмы. Последнее волшебство.
История Мерлина и через него — Артура. Книги великолепные, реконструкция исторически очень проработанная, достоверная — насколько достоверны наши знания об этих временах. А следы римской жизни в старой доброй Англии... А визит в Византию... А путеводитель по разным культам в ту эпоху, когда везде была мешанина верований... А пейзажи у нее какие... А Мерлин какой обаятельный рассказчик... В общем, попробуй не влюбись. Правда, третья книга уже слабее, а попытки продолжать — еще бледнее.
Г.Л. Олди Одиссей, сын Лаэрта.
Если кто-то еще не в курсе: это не англичанин, это два русскоязычных автора из Харькова (Громов и Ладыженский). Пишут фэнтези и вот такие романы-реконструкции мифов. Очень качественно пишут и очень необычно, неожиданно.
Если возникает законное сомнение (зачем нам реконструкция, когда есть «Одиссея»?), стоит взять книгу, открыть первую страницу текста: «Не сравнивай жизнь со смертью, песнь с плачем, вдох с выдохом и человека с божеством — иначе быть вам тогда подобным слепому Эдипу Фиванскому...» — и решать. Но написано оно вполне по-античному — без скидок на какие-либо приличия.
У этих авторов книг много, они неровные. Может быть, лучше начинать даже не с «Одиссея», а с «Ноппэрапона». Книга полегче, посовременнее (побледнее...).
Напоследок про три «эпопеи»
Эти книги для «взрослых» детей — безусловно. Юмор в том, что с двумя из них меня познакомили именно дети — принесли показать, потому что оно того стоило. И я детям благодарна, а вот когда это разумно начинать читать — не знаю.
Р. Желязны Хроники Эмбера.
Особенно хороши первые пять, где рассказчик — Корвин, европеец и эстет. Каким-то образом за каждым его словом чувствуется, что он прожил всю европейскую культуру — вот просто как свою нескладную жизнь (как оно, собственно, и было). Обаятельнейшая книга. И идея истинного мира, по отношению к которому все остальное — бледный слепок, показана очень убедительно. Советовать перевод нет смысла: вряд ли сейчас удастся достать вариант русскоязычного китайца, который попытался адекватно передать языковые фокусы и игры («Девять принцев в Янтаре», «жжеренные ящерковые окорочка» и проч.).
В. Камша Красное на красном (цикл «Отблески Этерны»).
Книга, про которую я возопила (дочитав ночью): «Да это „Война и мир“ какая-то!». Это, конечно, не «Война и мир» — слишком растянуто в итоге вышло (и наворочено). Но это самое трезвое и адекватное осмысление нашей нынешней смутной жизни — хоть и в одеждах фэнтези, с мечами, парусами, мистикой и жутью. И очень вразумительно, осмысленно описана война. Даже мне было интересно и понятно. Книга умная, жесткая, но местами натурализма все же через край. И у автора всеобщая современная обида на веру и верующих. Тут есть о чем, кстати, поговорить и подумать.
Макс Фрай Лабиринты Ехо. Хроники Ехо.
Сама я не решилась «подсунуть» это ни в каких своих классах никаким, даже самым бесцензурным читателям. Так они и читали это сами по себе, ни у кого не спрашиваясь и ни с кем не обсуждая. Можно считать это моей причудой и крамолой, но все-таки мне кажется, что это самая качественная наша литература за последние лет 10. Правда, очень недетская. Да и взрослые, как показывает опыт, часто ее не понимают — считают низкопробным развлекательным чтивом.
Список, естественно, получился прихотливый и неполный. Имеет смысл добавить к нему то, что потом вспомнится. Или что-нибудь выкинуть. Впрочем, это не более чем шпаргалка, от которой можно просто оттолкнуться, когда ищешь книгу для конкретного ребенка.