Чему учат в школе: подчиняться, врать и поменьше думать

Почему 1 сентября похоже на похороны – похороны личности ребенка

Если 1 сентября у ребенка и у вас, родителей, вызывает только положительные эмоции, дальше лучше не читать — расстроитесь. А если вам, как и педагогу Диме Зицеру кажется, что в сегодняшней школе что-то не так, что способы обучения и сама атмосфера могли бы быть другими — вас не сильно удивит его сравнение 1 сентября... с похоронами. Похоронами личности ребенка.

1 сентября, букеты и парадная форма

1 сентября, букеты и парадная форма: зачем?

Жизнь современного ребенка, за редчайшими исключениями, без школы не мыслится вообще. Давайте вспомним, как проходит 1 сентября. То самое, когда "первый раз в первый класс".

Построенные рядами дети, цветы, речи, школьная форма, которая вернулась в большинство школ с нашего молчаливого согласия. Воля ваша, а я никак не могу избавиться от ассоциации с похоронами...

К кому обращена речь директора школы? Уж конечно, не к тем, кто в первый класс пришел. Речь виновнику торжества обычно совсем непонятна. Он, бедный, занят тем, чтобы выжить в этой жесткой ситуации. Цветы, призванные скрасить отрицательные ощущения, не слишком помогают. Они, конечно, добавляют пафоса, но при этом окончательно запутывают как детей, так и учителей.

Традиция приносить букеты 1 сентября начинает формировать лживую установку, обязывающую относиться к школе со странной благодарностью. Не как к институту, созданному для человека и призванному быть комфортным, гуманным, мягким, помогающим наиболее удобным способом познавать мир и самого себя, а как к неизбежному злу, которое уж лучше воспринимать с известной долей ностальгической симпатии.

"Когда уйдем со школьного двораа..." Счастье — настоящее счастье — будет, когда уйдем. Но пока обманем собственных детей. "О, школа — это прекрасная пора..."

Нет, никакая не прекрасная. Возможно, неизбежная. Но совершенно точно —тяжелая, часто унизительная, требующая понимания и поддержки. Подумайте, готовы ли вы дать эту поддержку, заменив ею тупой восторг и умиление?

Почему надо сидеть за партой и поднимать руку

Вообще, это особый день: дальше — больше. Школьнику предстоит узнать многое: чтобы разговаривать, нужно поднимать руки; чтобы поздороваться, нужно не "здравствуйте" говорить, как до этого учили, а молча встать. Это все зачем? Врем про то, что "так вести себя интеллигентно и правильно", а на самом деле большинство учителей просто не умеют организовать учебный процесс, не "вырубая" детей. Вот и поднимают они руки уже в шесть лет, и встают вместо того, чтобы доставлять удовольствие себе и близким разговором, объятиями. Дети строем входят в систему, которая и доведет их до полного личностного нивелирования. Во всяком случае, очень постарается.

Ну, например, разве это удобно — учиться группой в 30–40 человек, которые смотрят в затылок друг другу? В самом деле, почему в классе обычно такая странная мизансцена? Я имею в виду фронтальное (относительно учеников) местонахождение учителя, посадку "лицо к спине", лишающую учеников возможности встретиться взглядом, ровные ряды парт и прочее. С точки зрения дидактики в этом нет практически никакого смысла. Что же это?

Ответ для меня очевиден: это наиболее простой способ управлять личностью. Причем в основном путем подавления. Помните слова учителя: "Ну-ка подравнялись, правый ряд — закрыли рты, левый — на меня смотреть, полная тишина... А теперь —тихонечко сели..."

Почему надо сидеть за партой и поднимать руку

Это как поворот выключателя. Зачем? А затем, что иначе учитель не умеет. Вернее, вести себя именно так от него требует система. Он может только выключить энергию, лишить ученика его права на собственное поведение. Глядя в затылок впередисидящего, отвлекаться труднее. А на самом деле — труднее думать.

Учитель превращается в единственный объект для ученика. Есть только он. "Всем сидеть! Молчать! Закрыть рты! Слушать меня!" Вспомнили? Не страшно?..

Чему учится ребенок в школе: подчиняться, врать, хулиганить

С точки зрения адаптации ребенка существует несколько вариантов реакции на подобное обращение.

Реакция первая: "Я хороший". Этот способ взаимодействия с реальностью предполагает хорошее поведение, то есть выполнение всех требований того, кто сильнее (в нашем случае — учителя или воспитателя). Человек независимо от своих склонностей, желаний ведет себя подобающим образом: молчит, когда хочет говорить; встает, когда хочет сидеть; говорит, когда хочет молчать, и т.д. Он, конечно, привыкает делать не то, что хочется, только вот зачем? Многие скажут: легче жить будет. Ой ли?..

Реакция вторая: "Я плохой, но делаю вид, что хороший". Это значит, что я веду себя как хочу, но стоит учителю на меня взглянуть — вытягиваюсь в струну, замолкаю, пишу в тетради и т.п. В этом случае мы учимся такому необходимому навыку, как вранье. Причем поскольку большинству учеников все-таки невдомек, почему нужно вести себя именно таким, а не иным образом, главное тут — подчинение, основанное на страхе. Я делаю вид, что хороший, иначе мне попадет.

Реакция третья: "Я плохой". Она, прямо скажем, является наиболее редкой. По понятным причинам: трудно противостоять тем, кто по определению не просто сильнее тебя, но и с легкостью может испортить твою жизнь. Однако встречаются учащиеся школ и других образовательных учреждений, которые бескомпромиссно остаются самими собой. Поскольку чаще всего это поведение принимается за хулиганство (которым оно, впрочем, как правило, впоследствии и становится), жизнь их, мягко говоря, нелегка.

Наконец, еще один способ взаимодействия с описываемой действительностью, который я очень люблю, хотя встречается он нечасто: "Я хороший, но делаю вид, что плохой". Этот метод, на мой взгляд, наиболее творческий. Его логика примерно такова: "Мне и самому приятнее существовать в тишине и покое в классе, но принуждение меня унижает. Поэтому я буду ему противостоять!". Да здравствуют герои!



Как школа развивает у детей комплекс неполноценности

Заметим, все четыре упомянутых способа — примеры извращенного поведения. Все они так или иначе предполагают насилие над личностью. Среди них нет простого и понятного: "Я веду себя так, как считаю нужным. Я — такой и имею право таким быть". Сами знаете, каков результат подобного подхода, не правда ли?

В то же время очевидно, что главной целью педагогического процесса является развитие личности, самости человека. Точнее, формирование его умения взаимодействовать с самим собой и со всеми факторами окружающего мира. Именно так у человека проявляются и впоследствии развиваются способности строить личные отношения с другими людьми и действительностью вообще, получать знания, навыки и опыт.

Эти инструменты основаны не на комплексе неполноценности, а на личностной целостности и интересе. Знание и принятие себя позволяют нам находить такие способы образования и самообразования, которые наиболее приемлемы для нашей личности и соответствуют нашим склонностям. Школа же, основанная на насилии (пусть и во имя самых благих целей), уничтожает саму возможность подобных открытий.

Вот, например, признаком чего является шум в классе? Классический ответ: признаком того, что ученикам неинтересно... А на деле все наоборот. Когда нам интересно, мы шумим, обсуждаем, высказываем свое мнение. (Вспомните любую вечеринку, встречу с друзьями.) Чтобы принять материал, нам необходимо его обсудить — "присвоить". Кроме того, на мой взгляд, шум является признаком того, что дети живы... Во всех смыслах. Дети — люди в основном шумные.

Еще пример, который многие с ужасом вспоминают и одновременно пытаются вытеснить из памяти, — организация процесса еды в детских садах и школах. Вам предлагают некое блюдо (зачастую не самое аппетитное) и всеми силами заставляют его съесть вне зависимости от ваших желаний и личного вкуса (опущу подробности). А при этом еще и врут, объясняя, что хорошие (!) дети съедают все до конца.

Сама система современных образовательных учреждений, к несчастью, устроена антиличностно. Предположим, человек хотел бы посидеть и подумать. Но в этот момент объявлен перерыв — все встают и выходят. Как быть? Или наоборот: скажем, чтобы сосредоточиться, кому-то необходимо походить назад и вперед, однако он обязан сидеть сиднем. Или еще: кто-то в пять лет может заниматься математикой на протяжении 30 минут, а кому-то достаточно 15, а если дольше — ступор...

Как школа развивает у детей комплекс неполноценности

Как школа подрывает самооценку и уверенность в себе

Мне могут возразить: "Но ведь нельзя же построить систему, которая будет учитывать склонности каждого". Еще как можно! И разговаривать в классе, и вставать, и идти к предмету разными путями, и работать в разных ритмах. Нужно только осознать, что именно это и является одной из главных образовательных целей — формирование умения взаимодействовать с современным миром и способности выбирать собственный путь, знакомство с самим собой, со своими способами учения.

Если практическая педагогика не будет срочно адаптирована к нынешним условиям, системы образования рухнут, как карточные домики. Давление на человека в детском саду и школе в настоящее время достигло наивысшей точки. Пора думать и меняться...

Система провозглашает адаптацию ребенка к школе едва ли не главной целью. Именно поэтому она и демонстрирует такое активное давление. Считается, что чем быстрее человек научится выполнять определенные правила, тем скорее он приспособится. Наоборот! Соблюдение правил — скорее признак глубокого ухода в себя, подчинения системе, нивелирования собственного "я", низведения его до некоего усредненного безличного уровня.

Человеку, приходящему в принципиально новую систему, каковыми являются школа и детский сад, практически всегда страшновато и неуютно. Причем даже в том случае, если атмосфера этого места дружелюбна. Поэтому главное — дать человеку ощущение комфорта и укрепить веру в свои возможности. Дать ему возможность почувствовать себя сильным. (Сравните с сидением в затылок друг другу.)

То есть нужно не расшатывать уверенность в себе, а усиливать. Именно из нее рождается сначала право на самого себя, затем ощущение своего места, а после — желание использовать это место в полной мере, то есть учиться, узнавать новое, знакомиться с миром.

Разве не этого хотят мама и папа, отправляя ребенка в школу? Как и когда происходит подмена? В какой момент люди (и дети, и родители, и учителя) оказываются внутри очередного витка воспитательного процесса, вместо того чтобы сообща радоваться познанию мира?

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Оставить комментарий к статье "Чему учат в школе: подчиняться, врать и поменьше думать"

Вы не авторизованы.

Проблема в том, что в школах много случайных людей, начная от директора и заканчивая охранником на входе. Мало педагогов от бога. Да и классы переполненные. Поэтому нет индивидуального подхода к детям. У нас в школе очень хорошая преподавательница по математике, но она так загружена, что даже не успевает проверить домашнюю работу у учеников. Просто ставит "Смотрено" и все. Оценки выставляет только по результатам контрольных работ. А от другой математички все шарахаются, т.к. она особа не уравновешенная и разговаривает с детьми исключительно на повышенных тонах, запросто может оскорбить или устроить публичную экзекуцию. Она уже на пенсии, но из школы ее не выгонишь, стаж работы большой, плюс классное руководство, плюс пенсия. Просили директрису убрать ее из школы на что было сказано: "А кем я ее заменю?" Молодежь в школу не идет, зарплаты низкие, просто копеечные. Бюрократии очень много. Вся школа работает на статистику, а не на развитие личности ребенка. Да и некоторые законы касательно школы, откровенно говоря, просто странные. Например, нельзя оставлять на второй год учеников в начальных классах. А у нас в классе был такой мальчик. Все 4 года с ним весь класс мучился. Он то ворует, то уроки срывает, постоянно отвлекал внимание детей. У него и старшая сестра со странностями и мать с диагнозом. И ничего с ним сделать было нельзя. Родители всем классом просили перевести его в специализированную школу. Ответ был один: "Мы обязаны довести его до 4 класса". В общем надо пересматривать подход государства и законников к школе, иначе так и будет складываться общественное мнение о школах, как у автора статьи. Хотя сейчас я своим взрослым умом понимаю, когда смотрю на своего сына, что школьная пора действительно интересна и неповторима, ведь это так интересно учиться!
2017-09-06, Meg_2016
Чушь полная. Классическая подмена понятий. Берем то, что написано в статье, и воплощаем в жизнь. Вместо того, чтобы встать, приветствуя учителя, дети толпой ринутся его обнимать и орать "здравствуйте" - к концу дня все учителя просто будут лежать штабелями на полу от таких приветствий. Вместо того, чтобы поднять руку, все будут кричать с места вразнобой, что кто думает. Зицер путает индивидуальный курс и групповые занятия. На работе все как-то умудряются соблюсти правила, и никто не обижается. А дети - что, не вырастут? И каково им будет на работе, в офисе, например, если они все 10 лет будут делать что и как хотят, лишь бы не навредить "свободе". Дело не в том, что нужно кем-то управлять, а в том,что есть какие-то необходимые вещи для общежития, так сказать, в плане сосуществования. А тут прям анархия - мать порядка, получается.
2017-09-02, Местнаяя
На работе тоже здороваются. Просто в другой форме. Ничего смертельного не вижу. И взрослые, как правило, не будут влезать со своими репликами в чужой разговор, а подождут. Но пауз в уроке особых не предвидится, да и ждать дети не умеют... Так что поднятая рука -это просто сигнал, не более того. Кстати, у кого-то из психологов был приведен пример, как в семье было реализовано привлечение внимания взрослых, если они разговаривают. Дети клали свою руку им на руку, после чего знали, что взрослый понял, что ребенку надо что-то то сказать. По-моему прямая аналогия.
И вообще, свобода одного заканчивается, там где начинается свобода другого...
2017-09-03, soltany
На работе, или хоть где еще кто-то встает, если входит один человек? Сейчас и мужчины то не встают, если дама входит.
Кто то в офисе поднимает руку, чтобы спросить?
В офисе у человека по нормам хотя бы 4 кв. м. на человека, а в школе меньше полутора и сидят парами.
Есть столетний наработанный опыт организации учебного процесса без советских правил. Как раз без рабского подчинения, а с нормами самоорганизации в группе. Нормально они потом работают, свои предприятия организовывают. Или в предприятия типа гугла идут работать.
2017-09-03, spravedlivaya
а надо было учить писать против ветра и быть в хронической оппозиции к коллективу? Регулярно высказывать во всеуслышание свое авторитарное мнение без стремления к диалогу? Маниакально за глаза критиковать начальство и коллег-смежников, слабо разбираясь в их профиле, но улыбаясь им в лицо? У нас так некоторые из старой гвардиии себя ведут. И, кстати, далеко не все из них профессионально успешны, в отличие от молодежи. Ничего не меняется в психологии людей, независимо от эпохи, и не в школе этому учат, точнее не столько в школе ((
2017-09-06, alina_akulina
Чего уж там - с садиков бы начали. Там строем спят/едят и умываются, личностей уже нет к школе. А ещё роддом вспомните - там вообще ужас! Детей как брёвнышки запеленутые возят на тележке - к матери на 5 минут. Стресс ещё тот - после совместных 9-ти месяцев! Ну а офисы?! Оупенспейсы с рядами сотрудников локоть к локтю, спина к лицу, или "ромашками" - не лучше... а в банках и самолетах форма есть - тюрьма, а не работа.
2017-08-31, kikimora
Я школу просто обожала. Именно школу - здание, классы там, столовку, коридоры, двор школьный. Зависала там до вечера. В те дни, когда морозище был и разрешали не ходить или карантин объявляли - я непременно шла:) Это особенно любимые были дни - 3-5 человек в классе:) Уборкой тогда занимались или ещё каким общественным делом.
2017-08-31, kikimora
Поделитесь:

31.08.2017
Обновлено 27.08.2018
Статья дня
Французский луковый пирог
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Близкие по теме статьи
Как проходит адаптация к школе и детскому саду: 6 этапов адаптации
Как проходит адаптация к школе и детскому саду: 6 этапов адаптации
Ребенок и подросток в период адаптации: как вести себя родителям
Адаптация к школе: как научиться играть с детьми. 2 истории
Адаптация к школе: как научиться играть с детьми. 2 истории
Метод освоения навыков для первоклассников: как это работает
Как помочь ребенку в начале учебного года
Как помочь ребенку в начале учебного года
Адаптация ребенка к школе: утренние сборы, домашние задания, ночной сон
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!