Для чего нужна школа в современном мире, где учитель перестал быть носителем знания? Александр Мурашев задался этим вопросом и целый год изучал школы в разных странах мира. Вот как на вопрос "Чему и как учить детей?" отвечают в Дании.
Увидев, как учат в самых обычных датских учебных заведениях, я больше не могу воспринимать школы, как прежде. Я посетил четыре разные муниципальные школы. Рассказывая кому-то о впечатлениях, я неизменно терялся: с чего начать? Наверное, с того, что после посещения этих школ мне впервые начала нравиться фраза "по закону". Едва ли не всё, что удивляет в местном образовании, школы обязаны делать законодательно. Например, защищать детей от буллинга.
Как школа повышает самооценку
В каждой школе есть своя политика против травли, и директор обязан проследить за тем, чтобы ей неукоснительно следовали. Два года назад в стране был принят новый закон: согласно ему пострадавший от травли ученик может подать на школу жалобу. И тогда, даже после одного случая, школу могут закрыть.
"Мы работаем над самооценкой школьников и над тем, как дети относятся друг к другу, — говорит мне директор одной из средних школ Эсбьерга Стеффан Лэвец. — Наша программа направлена на то, что ученики в каждом классе должны научиться воспринимать различия друг друга, и на то, как реагировать, если кто-то ведет себя иначе".
Для маленьких детей такая профилактика буллинга происходит через игры, в которых в доступной форме рассказывают о том, как принимать то, что все мы разные. Для детей постарше — через фильмы и, конечно, через общение с учителями. Одним из фильмов, о котором узнал я, была короткометражка о вполне счастливой с виду семье, где отец на самом деле является тираном, но никто об этом не знает. "Мама, а у нас, оказывается, очень хорошая семья", — сказала вернувшаяся домой после просмотра этого фильма школьница.
Слово "самооценка" я буду слышать постоянно в самых разных школах.
"Когда ты сдал работу учителю, что ты затем получишь назад? Сорок лет назад ты получил бы листок, исчерканный красным, где была бы отмечена каждая твоя ошибка, — рассказывает Стеффан. — Учителя в школе должны работать иначе. Да, ты можешь проговорить ошибки отдельно, но фокусируйся на том, что у ребенка получается хорошо. Преподаватели говорят: „Если ты сможешь здесь приложить чуть больше усилий — получится еще лучше“. Вот что выстраивает их самооценку: когда школьник осознает, где у него прогресс: вчера он был тут, а сегодня уже здесь".
Да, о любых ошибках датские учителя и директора рассказывают родителям не при всех, а наедине. А встречи частые. Официальная позиция датских школ: образование — это ответственность, разделенная между родителями и школой.
Чуть позже я пообщаюсь в этой же школе с преподавателем Сереном Медсеном. "Каждый учитель должен для себя решить, что для него важнее — знание или личность ученика, — говорит Серен. — Что выбирал я? Всегда второе. Потому что затем проще учить: сначала школьник становится уверен в себе, вслед за этим естественным образом приходят знания. Доверительные отношения между учеником и учителем — это основа преподавания в Дании. Конечно, школьникам приходится учить предметы — но мы не можем этого сделать без доверия. Каждый день я разговариваю с детьми. О прошедшем дне, их самочувствии... это незначительные разговоры, но, на мой взгляд, это важно. Так они чувствуют, что человека перед ними волнует не только оценка".
Как школа поддерживает любознательность
"Интерес" — еще одно слово, которое поразительным образом будет повторяться из школы в школу. Начиная с первого класса ученики датских школ дважды в год заполняют опросники. "Среди прочего там есть вопрос: „Насколько тебе скучно учиться?“ — говорит мне Стеффан. — Так мы выяснили, что в первом классе — низкий уровень „скуки“. Но чем старше, тем детям неинтереснее учиться. А есть очень сильная связь между тем, что ученик считает учебу скучной, и тем, что он мало будет знать. Вот почему еще мы не фокусируемся на ошибках: им не будет интересно, если мы будем тыкать в каждый недочет".
Датские политики обязали каждую школу придумать свою программу, чтобы сделать обучение интересным для школьников. Стеффан не без гордости показывает мне свою программу, предлагающую ученикам разделение на потоки после шестого класса. "Ученики могут выбрать либо обычные программы, либо из пяти разных направлений, —говорит он. —У нас есть направления: культура, история и философия, создание фильмов, городской спорт, журналистика и медиа. Учеба выстраивается вокруг интереса, и это общее увлечение поддерживает всех".
Ведь действительно простая идея — стоит объединить классы по такому принципу, и им будет интересно учиться. Серен говорит, что формирование заняло некоторое время, но зато программа оказалась настолько успешной, что 60% учеников выбирают "нестандартные направления". А ради того, чтобы быть в компании единомышленников, дети приезжают за 50 км от школы — беспрецедентный случай для Дании, где обычно посещают ближайшую к дому школу.
Как школа находит подход к самым разным детям
Отсутствие инклюзивных школ — вот чем еще отличается датское образование от всех остальных стран. Раньше в местных школах существовали "коррекционные классы", где, например, учились дети с гиперактивностью. Затем в школах решили, что никто не должен становиться изгоем, и особенные дети стали учиться в обычных классах, но расписание было сконфигурировано под каждого. Например, пока все шли на урок физкультуры, эти дети занимались датским.
Так всё равно оставалось ощущение, что они "лишние", и теперь 96% процентов детей в стране учатся в обычных классах по обычному расписанию вместе со всеми остальными. Просто для них подбирают специальные технологии обучения. Например, в школе может быть компьютер со специальными текстами для дислексиков, программы, помогающие им правильно писать, и специальные курсы для того, как ими специально пользоваться. Всё это абсолютно бесплатно.
"Как мы объединяем прямо всех детей в классе? Это очень хороший вопрос, — смеется Стеффан. — Спросите учителей, и они скажут, что это — самое сложное в их работе. Мы пытаемся выстроить такую атмосферу, где все дети будут принимать друг друга и понимать, что мы все разные — и в плане способностей к обучению, и в плане социальных навыков. Некоторые учителя скажут вам: раньше всё было проще, сейчас ученики стали сложнее. Их иначе воспитывают, чем 20–30 лет назад, когда они были послушными и делали то, что говорил им преподаватель. Сегодня они спрашивают: „Зачем?“. В Дании современное поколение называют „керлинг-детьми“, потому что родители старательно расчищают детям все препятствия, а ребенок легко катится по гладкой дороге".
Каждый учитель в Дании обязан преподавать от трех до четырех предметов на свой выбор, причем часто они могут быть совершенно полярными. Серен преподает культуру, математику и физкультуру. Открывая дверь в спортивный зал, он говорит: "Вот здесь мы проходим математику". Видя мой вопросительный взгляд, Стеффан объясняет: он может дать физические упражнения во время занятий или провести параллели с математикой на предмете "культура". Устроить урок в спортзале, где дистанция бросков становится предметом математического обсуждения.
Или, следуя обязательной для всех учебных заведений в Дании концепции "открытая школа" (когда ученики должны чаще взаимодействовать с городом вокруг них), выезжать куда-нибудь за пределы школы, чтобы наглядно демонстрировать где-нибудь в парке, для чего нам нужна геометрия. Кстати, по закону, детей нельзя держать в школе в течение целого учебного дня — они обязаны выходить заниматься физическими упражнениями на улицу.
Зачем в школе говорить о сексе
Отдельная и краеугольная тема для нашей страны — уроки сексуального воспитания. В Дании они проходят с первого класса. Раз в год, в шестую неделю (потому что шесть по-датски будет seks), школа наполняется неловким смехом: начинаются уроки сексуального просвещения.
С первых классов обозначаются вопросы о нашем теле. Начиная с шестого класса поднимаются более практичные вопросы. Хрестоматийные — как пользоваться презервативом, что делать при менструации и как предотвратить нежелательную беременность. И совсем другие, не связанные напрямую с нашим телом. "Дети видят в Сети всё уже в раннем возрасте, — говорит Стеффан. — Мы считаем, что взрослым нужно объяснить, что об этом думать. Что значит влюбиться в первый раз? Что такое норма? Ты можешь увидеть какие-то вещи в порно и подумать, что ты ненормален, раз не делаешь этого. И когда у тебя появится девушка, именно так себя с ней и надо будет вести".
"Мы рассказываем им, что делать, если какой-то человек в социальных сетях просит выслать вашу фотографию в обнаженном виде. К кому можно обратиться в этом случае. Что говорить. Как себя вести, — рассказывает Серен. — Они, конечно, стесняются и смеются. Поэтому на уроках я предлагаю им анонимно написать вопросы на бумажке. Потом по очереди на них отвечаю, так они уже смелее задают вопросы сами".
После окончания шестой недели сексуальное воспитание равномерно распределяется по остальным урокам. Также учителя делятся полезными ссылками и литературой — зная, что любопытство к теме пересилит и школьники будут активно изучать информацию.
Сколько старшеклассников в России не умеют читать?
Частные школы, в которых учатся около двадцати процентов датчан, фактически ничем не отличаются от обычных, муниципальных. Разве что необходимостью платить 120 евро в месяц. К слову, образование в Дании бесплатное, а начиная с гимназии школьники даже получают стипендии. Поскольку это уже давно обходится налогоплательщикам в крупную сумму, политики предложили отменить стипендии для тех, кто живет с родителями и не нуждается в дополнительных деньгах. Однако в ответ началась забастовка, и идею пришлось оставить.
Конечно, во всем этом великолепии есть ложка дегтя. О ней мне рассказала учительница Стина. "В датской системе образования много несовершенств, — сказала она. — Оно дорого обходится жителям страны. И только последние пять-десять лет мы начали открыто сравнивать школы и обсуждать, всё ли делаем верно. А еще двадцать процентов молодежи в стране выбирают закончить образование на девятом классе. Многие из них даже не умеют читать".
Как возможно проучиться девять лет и не научиться читать, не смогла объяснить даже Стина. Возможно, эти школьники так и не смогли научиться наслаждаться учебой — ведь, как говорили во всех увиденных мной школах и Стина, "если ты не получаешь удовольствия от школы, ты ничего не выучишь".
"Школы нужны для того, чтобы дети оставались любопытными, — говорит Стеффан. — Нам не нужно учить их вещам, нам нужно создать пространство, которое позволит им учиться. Иногда мы говорим, что наша работа — не нарушить процесс обучения, не убить их любознательность. Потому что каждый ребенок впитывает знания сам по себе. Мы не должны этому помешать. Мы должны сохранить мир интересным".
Напоследок я узнаю еще одну вещь. Удивительно, насколько общими могут быть страшилки, которые люди рассказывают в самых разных странах: например, "не выучишься — пойдешь дворником". Увы, на поколение "зачем?" это всё больше не действует нигде, и уж конечно в благополучной Дании. "Кстати, дворники в нашей стране неплохо зарабатывают", — смеется Стеффан.